Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Договор ЕврАзЭС и противоречия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тормозом на пути сближения выступали глубокие расхождения национальных экономических интересов членов региональной группировки, обусловленные многими факторами, включая резкие контрасты в уровне социально-экономического развития, различия в отраслевой структуре хозяйства, разную степень реформирования экономики, обеспеченности природными ресурсами, зависимости от внешних связей и пр. Неодинаковое… Читать ещё >

Договор ЕврАзЭС и противоречия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале XXI в. начинается новый период интеграционной активности России и партнеров по Таможенному союзу, для которого характерно стремление усовершенствовать механизм деятельности созданного регионального объединения. В октябре 2000 г. в Астане руководителями стран-участниц был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в соответствии с которым Таможенный союз был преобразован в международную экономическую организацию. По сути, произошел отказ от концепции быстрого создания ТС на основе унификации таможенной политики.

В новом Договоре были прописаны институциональная структура «пятерки», механизм принятия решений, вопросы членства, финансирования и правоспособности. Помимо увеличения бюрократического аппарата (к созданному в конце 1996 г. Интеграционному комитету прибавились Межгосударственный Совет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообщества и др.) и нового названия, в этой организации, что особенно важно, была изменена процедура принятия решений. В ЕврАзЭС была закреплена лидирующая роль России в соответствии с ее экономическим весом: принцип единогласия был заменен принципом квалифицированного большинства и отменен принцип «одна страна — один голос». Россия получила в Сообществе 40 голосов из 100.

В ЕврАзЭС, как и ранее в ТС, вошли пять государств, между которыми отсутствовали противоречия во внешнеполитических ориентирах, а руководители стран понимали, что многие крупные проблемы социально-экономического развития могут быть решены только путем углубления взаимного сотрудничества. Важным объединяющим фактором являлось одновременное членство всех стран ЕврАзЭС в договоре о коллективной безопасности — ОДКБ. Вместе с тем, участниками этой организации стали очень разные по уровню социально-экономического развития страны СНГ: самые богатые (Россия, Казахстан и Белоруссия) и самые бедные (Киргизия и Таджикистан)[1].

Как следует из Заявления глав государств — учредителей ЕврАзЭС, стратегической целью организации является формирование единого экономического пространства в Евразии, выход «на реальную интеграцию». Предполагалось в течение непродолжительного времени завершить оформление в полном объеме режима свободной торговли, сформировать единый таможенный тариф и единую систему мер нетарифного регулирования; установить общие правила торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки стран-участниц; выработать согласованные позиции государств-членов во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями; образовать общий рынок транспортных услуг и единую транспортную систему; сблизить и гармонизировать национальные законодательства.

В текстах учредительных документов ЕврАзЭС конкретные сроки реализации мероприятий по формированию таможенного союза и единого экономического пространства не указывались. В дальнейшем некоторые сроки были обозначены: к 2005 г. намечалось полностью завершить унификацию ставок таможенного тарифа и всех других нормативных актов, относящихся к образованию ТС «пятерки».

Как показало время, этим планам не суждено было сбыться. За прошедшие годы странами ЕврАзЭС достигнуты успехи, главным образом, в области либерализации взаимной торговли: режим свободной торговли в рамках Сообщества действует без каких-либо изъятий и ограничений в отношении ввозных и вывозных таможенных пошлин (исключением является экспортная пошлина, действующая на поставки нефти из России в Белоруссию с 2007 г.).

Несмотря на принимаемые документы и решения, направленные на формирование Таможенного союза, к середине 2000;х гг. страны — члены Сообщества мало продвинулись по этому пути. Уровень согласования ставок таможенных пошлин остался примерно таким же, как и в момент учреждения ЕврАзЭС. В 2006 г. между крупнейшими странами Сообщества — Россией, Белоруссией и Казахстаном — импортные таможенные ставки были унифицированы на 62% товарных позиций, причем на 50% они изначально совпадали, а несогласованные позиции относились к наиболее «чувствительным» статьям. Таможенные тарифы Таджикистана и, особенно, Киргизии были слабо согласованы с базовым перечнем общего таможенного тарифа, формируемого тремя вышеупомянутыми странами: в 2006 г. уровень унификации с базовым перечнем общего таможенного тарифа, охватывающим 62% позиций ТН ВЭД, составлял 80% для национального тарифа Таджикистана и только 30% для Киргизии. Применялись нетарифные ограничения во взаимной торговле, в том числе Белоруссия ограничивала импорт примерно двух десятков российских товаров административными барьерами. Защитные меры, хотя и в небольшом объеме, использовались в двусторонней торговле между Казахстаном и Россией, Казахстаном и Киргизией.

Не были реализованы и другие задачи, зафиксированные в документе «Приоритетные направления развития Сообщества на 2003— 2006 гг. и следующие годы». В их числе — формирование общего рынка транспортных услуг, энергетического рынка, координация и унификация мер экономической и внешнеторговой политики, необходимые для эффективного функционирования объединения интеграционного типа. По целому ряду вопросов обострились противоречия между «богатыми» и «бедными» государствами ЕврАзЭС.

Результативность работы интеграционных структур была невелика в силу отсутствия реальных властных полномочий у органов ЕврАзЭС, необязательности выполнения принимаемых ими решений, носивших рекомендательный характер.

Причины трудностей в развитии интеграционных процессов «пятерки» одни эксперты видели в отсутствии действенного механизма реализации принятых решений (прежде всего, наднациональных органов с широкими полномочиями), а другие — в отсутствии политической воли у руководства стран-участниц, нежелании поступиться частью суверенитета. Полагаем, что глубинные причины вялого прогресса в формировании таможенного союза России и стран СНГ имели объективный характер. Низкий уровень взаимодействия и слабое участие в нем хозяйствующих субъектов, текущие экономические противоречия сдерживали продвижение партнеров по Сообществу от двусторонних зон свободной торговли к более высоким ступеням экономической интеграции.

Тормозом на пути сближения выступали глубокие расхождения национальных экономических интересов членов региональной группировки, обусловленные многими факторами, включая резкие контрасты в уровне социально-экономического развития, различия в отраслевой структуре хозяйства, разную степень реформирования экономики, обеспеченности природными ресурсами, зависимости от внешних связей и пр. Неодинаковое по темпам, масштабам и направленности осуществление реформ явилось причиной значительных расхождений стран ЕврАзЭС в результатах реформирования национальных экономик, механизмах хозяйствования, финансовой и налоговой политике, законодательстве и т. д., вследствие чего во многом снизилась возможность их экономической совместимости, выработки взаимоприемлемых решений.

ЕЭП-4. На фоне интеграционных неудач в рамках ЕврАзЭС Россия инициировала новый проект, получивший название «Единое экономическое пространство России, Украины, Белоруссии и Казахстана» или кратко — «ЕЭП четырех». Принципиально новым моментом в сравнении с ЕврАзЭС являлось участие Украины, а также лучшая подготовка участников этого проекта (экономически наиболее развитые страны СНГ, сопряженные друг с другом в обрабатывающих отраслях) к решению интеграционных задач. Однако из-за серьезных расхождений в позиции Украины и других участников проекта относительно будущей конструкции единого пространства и глубины взаимодействия в новом региональном объединении данный проект не был реализован.

К середине 2000;х гг. на фоне повышения экономической динамики постсоветского пространства, усиления процессов регионализации мирового хозяйства и новых вызовов глобальной конкуренции отсутствие дееспособных интеграционных форматов в СНГ стало серьезным тормозом для дальнейшего развития государств Содружества. Прежде всего, это ощутили наиболее развитые и крупные экономики Содружества, обладавшие необходимой внутренней стабильностью и достаточной политической волей для принятия стратегических решений в отношении собственного будущего — Россия, Белоруссия и Казахстан. Дальнейшее поступательное развитие национальных хозяйств требовало последовательных мер по либерализации взаимной торговли, устранению торговых барьеров, упрощению таможенных и административных процедур, формированию общего экономического пространства, предполагающего свободное перемещение в его пределах товаров, услуг и факторов производства. При этом неудача с проектом «ЕЭП четырех» не только не ослабила мотивацию к углублению интеграции, а, наоборот, с учетом полученных уроков и накопленного практического опыта в известном смысле облегчила и сделала более осознанными и ответственными дальнейшие интеграционные шаги трех стран.

На встрече глав государств «ЕЭП четырех» в Казани (сентябрь 2005 г.) лидерами трех стран было принято политическое решение о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут синхронно двигаться по пути создания полноценного таможенного союза и общих рынков (товаров, услуг, капитала и рабочей силы), не исключая также формирование в отдаленной перспективе валютного союза — самой высокой стадии региональной экономической интеграции.

Неформальный саммит стран — участниц ЕврАзЭС в августе 2006 г. обозначил в качестве наиболее реалистичного вариант создания таможенного союза (а в дальнейшем — единого экономического пространства) в рамках трех государств — России, Белоруссии и Казахстана — с последующим постепенным расширением его состава за счет других государств — членов ЕврАзЭС по мере их готовности[2]. В октябре 2007 г.

главы трех государств подписали ключевые документы, определяющие институциональную структуру ТС и механизм вхождения в него новых государств, утвердили План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, который установил последовательность и сроки осуществления конкретных мероприятий на период 2008—2010 гг.

  • [1] В январе 2006 г. к ЕврАзЭС присоединился Узбекистан, но в конце 2008 г., не подписав всех необходимых соглашений, приостановил свое членство.
  • [2] Киргизия и Таджикистан в ноябре 2009 г. выразили готовность присоединитьсяк ТС. В 2013 г. свою готовность присоединиться к ТС выразила Армения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой