Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эстетика. 
Художественная культура XX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Западные концептуалисты создали свою эстетику. Объектом искусства они сочли нечто совершенное и понятийное, а не материальное. Видный теоретик концептуализма американский художник Джозеф Кошут манифестировал концептуализм в краткой формуле «Искусство как идея». Согласно этой эстетической доктрине искусство должно существовать в духовной сфере, его воплощение в материале и языке — дело… Читать ещё >

Эстетика. Художественная культура XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Западные концептуалисты создали свою эстетику. Объектом искусства они сочли нечто совершенное и понятийное, а не материальное. Видный теоретик концептуализма американский художник Джозеф Кошут манифестировал концептуализм в краткой формуле «Искусство как идея». Согласно этой эстетической доктрине искусство должно существовать в духовной сфере, его воплощение в материале и языке — дело второстепенное, оно должно оставаться «идеей». Американский концептуалист Сол Левит в статье «Параграфы концептуального искусства» пишет: «Внешний вид произведения искусства не столь важен. Если оно имеет материальную форму, оно может выглядеть как угодно» .

Для концептуализма решающее значение имеют категории «неизвестное», «неопределенное», «ничто» .

Особенности

Концептуализм стремится преодолеть приоритет слова в культуре и пытается ориентироваться на научные формы мышления, лишенные конкретно-чувственного начала. Впрочем, ориентация концептуализма на логику и рационализм оспаривается некоторыми искусствоведами, что опять же свидетельствует о невнятности установок и принципов этого направления.

Концептуальные художники в большей мере мистики, чем рационалисты. Они перескакивают к тем выводам, которые логически не могут быть достигнуты… Алогичные умозаключения ведут к новому опыту. (Lippard L. Six Years: The Dematerialization of the Art Object. N. Y., 1973. P. 75). Роберт Берри отметил:

Я предпочитаю иметь дело с вещами, о которых мне совершенно ничего не известно. Я пытаюсь использовать то, о чем другие люди, может быть, и не думают — пустоту, делающую изображение неизображением… Просто пустота. «Ничто» кажется мне наиболее впечатляющей вещью в мире (Lippard L. Six Years: The Dematerialization of the Art Object. P. 40). Мы уже говорили о художнике-самоучке концептуалисте Иве Кляйне, считавшем важнейшим цветом — синий. Даже тротуары он красил в синий цвет. Во время выставок Кляйн, одетый в смокинг, дирижировал оркестром, тянущим одну «клайнианскую» ноту. По Кляйну, искусство — концепция. Он создал галерею пустых стен, фотографии «прыжка в высоту» из окна второго этажа и полагал, что это этапы развития концептуального театра. Кляйн утверждает, что концептуализм отверг материальность в искусстве как средство выражения идеального, так как это мешало достигнуть полной свободы от ангажированности искусства и бесконтрольного выражения идей и концепций. Осенью 1958 г. более двух тысяч человек ждали открытия концептуалистской выставки Ива Кляйна. Когда галерея наконец открылась, зрители увидели залы, на стенах которых не висело ни одной картины. Художник назвал это «зоной нематериальной живописной чувствительности». Тем не менее, Кляйн продавал свои невидимые произведения, требуя только золото: мол «высшее качество нематериального должно быть оплачено высшим качеством материального». Пустой выставочный зал, в котором не висит ни одной картины, Роберт Берри считает вершиной концептуалистского творчества. По его мнению, в таком пустом зале демонстрируются различные энергии.

Можно разочаровать Кляйна, Берри и других теоретиков и практиков концептуализма — задолго до их идей о «нематериальной живописной чувствительности» и пустых стенах выставочной галереи из сказки Андерсена подобную «концептуалистскую» художественную идею осуществил портной, сшивший новое платье для короля. Не получается с приоритетом в искусстве у американцев! И никак не найдется ребенок, который бы выкрикнул «а стены выставки-то голые» .

Критик Ю. Лейдерман в статье «Этика дополнения» утверждает, что концептуализм — поэзия философии.

Концептуализм — искусство принципиально непластическое, использующее не столько образы, сколько понятия, символы и намеки. Концептуализм передает не предметный мир, а идеи, идеи отношений. Мир идей и отношений между ними. Мир идеи трудно уловим, он не предметен и материально «не существует». Концептуализм — «стирание грани между искусством и жизнью», «пренебрежение пластическими ценностями перед словесным и умозрительным» (Бобринская).

Репрезентативно для понимания природы и особенностей концептуализма произведение поэта и художника Дмитрия Пригова: набор знаков, не становящихся смыслонагруженным текстом, или текст, в котором его смысл не имеет значения, а важен «почерк», стиль текста (см.: Д. Пригов. Стихограмма. 1979).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой