Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Юридический режим исполнительного производства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Решение вопроса о месте исполнительного производства в правовой системе возможно только посредством уяснения того, какие цели, задачи, принципы должны реализовываться в исполнительном производстве. В практической плоскости разрешение вопроса о задачах и принципах исполнительного производства позволяет моделировать наиболее эффективные правовые институты в исполнительном производстве, отсекать… Читать ещё >

Юридический режим исполнительного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материалов гл. 4 обучающиеся должны:

знать основные элементы юридического режима исполнительного производства, его особенности, задачи и принципы исполнительного производства, выделяемые в теории, а также закрепленные в законодательстве и судебной практике;

уметь отграничивать юридический режим исполнительного производства от иных юридических режимов, идентифицировать правовые институты в исполнительном производстве, в которых находит отражение соответствующий юридический режим;

владеть навыками критического анализа существующих в доктрине и судебной практике взглядов на задачи и принципы исполнительного производства.

Юридический режим и правовая политика

Как было отмечено в гл. 1, при обсуждении места исполнительного производства в правовой системе, в основе самого деления права на отрасли должна доминировать не надуманная объективность, а конкретная практическая целесообразность. Особое значение для понимания путей развития учения о классификации права на структурные единицы имеет разработанная С. С. Алексеевым концепция юридических режимов. По мнению С. С. Алексеева отрасли права отличаются как раз тем, что для них характерно юридически своеобразное регулирование с точки зрения самой их природы[1].

Юридический режим представляет собой целостную систему, которая характеризуется особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм. Все правовые средства, образующие отраслевой режим, объединены едиными регулятивными началами, все они функционируют в особой, характерной именно для этого режима, среде[2].

Решение вопроса о месте исполнительного производства в правовой системе возможно только посредством уяснения того, какие цели, задачи, принципы должны реализовываться в исполнительном производстве. В практической плоскости разрешение вопроса о задачах и принципах исполнительного производства позволяет моделировать наиболее эффективные правовые институты в исполнительном производстве, отсекать нежизнеспособные правовые конструкции уже на стадии законотворчества.

В настоящее время вопрос о месте исполнительного производства в правовой системе является, прежде всего, вопросом правовой политики, а не только лишь правовой теории. Именно правовая политика, а не правовая доктрина, должна дать ответ на основной вопрос о том, какой юридический режим должен применяться в сфере исполнительного производства, какие основные начала и принципы должны быть определяющими в соответствующей отрасли регулирования.

Термин «правовая политика>> не является новым для российской юриспруденции. Так, например, А. В. Малько указывает, что конституционно-правовая политика есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов, а также общественных объединений по созданию эффективного механизма конституционно-правового регулирования, по оптимизации конституционного развития конкретной страны. При этом она состоит в выработке и осуществлении юридических идей стратегического плана, в принятии, совершенствовании и реализации Конституции РФ и конституционного законодательства[3].

Правовая политика — это деятельность государства по формированию и реализации в правотворчестве и правоприменительной практике целей, задач и принципов регулирования в соответствующей сфере общественных отношений. Таким образом, правовая политика представляет собой «нормативно-правовой аспект» государственной политики в целом.

Правовая политика, отражая в правовой реальности основные направления и идеи государственной политики, определяет «исходные точки», идеологию — цели, задачи и принципы правового регулирования в определенной сфере. Конкретные правовые решения, правовые институты станут эффективными лишь тогда, когда они являются нормативным отражением правовой политики государства, а каждая норма воплощает установленный в данной сфере регулирования юридический режим. Не является исключением и правовая политика в сфере исполнительного производства.

Справедливо мнение о том, что большинство входящих в соответствующую отрасль права «рядовых» норм должны формироваться под воздействием и в развитие того или иного принципа либо группы принципов отрасли, которые представляют собой основные нормативные положения, определяющие ее структуру и существенные черты[4]. Не менее важное значение для понимания соответствующего юридического режима имеют цели и задачи правового регулирования, нормативное закрепление которых.

наряду с принципами отрасли есть непосредственное проявление правовой политики государства в соответствующей сфере[5].

Цели, задачи и принципы правового регулирования не должны быть простыми юридическими декларациями, теоретическими положениями, их «миссия» в правовой системе: определять основные направления развития законодательства, обеспечивать единство и стабильность правового регулирования, служить для правоприменителя инструментом преодоления возможных пробелов и противоречий в законодательстве.

Рассмотрим далее цели, задачи, принципы исполнительного производства как деятельности суда, судебного пристава-исполнителя, сторон и других лиц по принудительному осуществлению требований судебных актов и актов других органов[6].

  • [1] Алексеев С. С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М. 1999. С. 250
  • [2] Там же. С. 250−251
  • [3] Малька А. В. Конституционно-правовая политика современной России: Проблемы и пути решения // Право и политика. 2001. № 6. С. 10—14
  • [4] Гражданское процессуальное право: учебник / под ред. М. С. Шакарян. М. 2004. С. 35 (автор раздела — А. Т. Боннер).
  • [5] См., подробнее: Гальперин М. Л. Правовая политика и принципы исполнительного производства // Закон. 2011. № 7. С. 133—137
  • [6] Как и в случае с гражданским процессом, принципы исполнительного производства в целом, так же как и каждый правовой принцип в отдельности, являются одновременно и принципами соответствующей деятельности. См.: Чечина Н. А. Избранные труды по гражданскому процессу. СПб. 2004. С. 267. Указанное верно для целей и задач исполнительного производства
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой