Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дифференциальная психология возрастного развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс этот можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов саморегуляции рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые коллективы. Особая роль в саморегуляции индивида отводится… Читать ещё >

Дифференциальная психология возрастного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

В результате изучения данной главы студенты должны будут:

знать

  • • как связаны социализация и индивидуализация развития;
  • • какую роль играет типологический подход при анализе формирования индивидуальных различий;
  • • что представляет собой индивидуальный стиль социализации;
  • • что подразумевает понятие «нейроконструктивизм»;

уметь

  • • определять, какие функции могут быть использованы как предикторы развития;
  • • отличать те из факторов среды, которые в наибольшей степени могут представлять ограничения в развитии;

владеть

• основными приемами анализа психического развития в контексте представлений о формировании индивидуальных различий.

Социализация и индивидуализация как основные тенденции психического развития в онтогенезе

В Национальной психологической энциклопедии приводится 23 определения понятия «социализация». Несмотря на разнообразие в степени детализации, все определения делают акцент на главном признаке этого феномена.

Социализация представляет процесс и результат интеграции личности в социальную систему через овладение ее социальными требованиями, нормами, ценностями и знаниями, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

Социализация в развитии индивидуума. Процессы социализации изучаются в основном возрастной и социальной психологией. В качестве ее источников в процессе развития выступают: а) передача культуры через семью и другие социальные институты (образование, обучение и воспитание);

  • б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
  • в) первичный опыт, связанный с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;
  • г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Процесс этот можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов саморегуляции рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые коллективы. Особая роль в саморегуляции индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой