Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Введение в языкознание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первостепенная роль учебной дисциплины «Введение в языкознание» («Основы науки о языке») в современной системе филологического образования на ступени бакалавриата определяется тем, что она закладывает фундамент, на котором в дальнейшем выстраивается корпус частного языковедческого знания. Эта пропедевтическая дисциплина — в качестве базовой и многоаспектной — необходима для студента-филолога… Читать ещё >

Предисловие. Введение в языкознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первостепенная роль учебной дисциплины «Введение в языкознание» («Основы науки о языке») в современной системе филологического образования на ступени бакалавриата определяется тем, что она закладывает фундамент, на котором в дальнейшем выстраивается корпус частного языковедческого знания. Эта пропедевтическая дисциплина — в качестве базовой и многоаспектной — необходима для студента-филолога, ориентированного как на изучение лингвистики, так и на изучение литературы.

Современная ситуация в системе высшего и среднего образования, в частности существенное увеличение доли самостоятельной работы студента, требует использования новых форм образовательной деятельности и создания специально ориентированной учебно-методической базы. Данный учебник является переработанным вариантом учебно-методического комплекса «Теория языка» (см. выходные данные УМК в списке учебной литературы) и предлагает учебно-методическое сопровождение типовой образовательной программы по дисциплине «Введение в языкознание», призванной обеспечить разностороннюю учебную деятельность студентов — аудиторную и самостоятельную, в том числе творческую.

Последние годы ознаменованы переизданием проверенных временем учебников по введению в языкознание таких авторов, как А. А. Реформатский, Ю. С. Маслов, Б. Н. Головин, Р. А. Будагов. Более того, стали один за другим появляться новые учебные пособия по этому предмету, каждый из которых обладает собственными достоинствами. Всё это в значительной степени снимает остроту проблемы обеспечения учебного процесса необходимой литературой. Однако, с нашей точки зрения, эти учебники, следующие, как правило, тематической структуре традиционных пособий по дисциплине, не освещают отдельных вопросов, без знакомства с которыми невозможно представить введение в современное языкознание с его не только системно-структурными, но и антропоцентрическими ориентациями.

Этим объясняется включение в данный учебник таких активно обсуждаемых современной наукой тем, как «Язык и культура.

Языковая картина мира" (гл. 11), «Языковая личность» (гл. 12). Стремлением приблизить содержание учебника как к достижениям современной лингвистики, так и к актуальным проблемам современной языковой ситуации в мире и в нашей стране, объясняются и некоторые отступления от традиции в подаче вполне традиционных тем. Так, глава 10 «Язык и мышление» включает рассмотрение различных подфункций когнитивной функции языка; нетрадиционно, в лингвогеографическом аспекте, с широким использованием справочных таблиц из «Большого энциклопедического справочника», представлена тема генеалогической классификации языков; в специальном большом параграфе даётся описание языков народов России с использованием соответствующих данных переписи 2010 г.; усилена социолингвистическая актуальность содержания в главе 16 «Язык и общество».

С точки зрения содержания и композиции инновационным является введение в корпус учебника хрестоматийной составляющей — фрагментов лингвистических работ, статей, монографий, словарей (с использованием электронного ресурса), причём этот хрестоматийный компонент рассредоточен по главам учебника, что обеспечивает его слитность с авторским текстом. Таким образом, студент получает пособие нового жанра — учебник-хрестоматию с обширными внутренними связями, построенный по принципу гипертекста.

Хрестоматийный компонент преследует следующие цели:

  • 1. Помогает приобщить студентов к классической и современной лингвистической литературе.
  • 2. С его помощью расширяются информативные возможности учебника за счёт представления за рамками текста глав таких аспектов соответствующих тем, которые, находясь за пределами собственно вводного курса, но в то же время актуальны для современной общей лингвистики и русистики.
  • 3. Отсылка к оригинальному научному тексту позволяет редуцировать в учебнике изложение известных концепций.

Такая организация учебника предопределяет его гипертекстовую структуру, т. е. наличие постоянных внутритекстовых отсылок к соответствующим хрестоматийным фрагментам. Естественно, что многоаспектность рассматриваемых тем ведёт к некоторому содержательному пересечению различных разделов и глав, что также становится одним из последовательно проводимых в учебнике принципов целостного гипертекстового представления лингвистического материала посредством отсылок. Формальным знаком отсылок служит => [Гл. с.] или => [Хр. с.].

С целью создания комплексного пособия, активизирующего понимание и усвоение материала, в корпус глав как особые модули введены:

  • — вопросы и задания для самопроверки, ориентированные на хрестоматийные фрагменты и совмещающие функцию контроля усвоения материала с функцией привлечения студента к научной литературе и её аналитическому чтению (во всех главах);
  • — вопросы и задания для практических занятий по темам «Фонетика», «Морфемика», «Лексикология» и «Грамматика», ориентированные на соответствующие разделы данного учебника (т.е. в главах, посвящённых структуре языка);
  • — задания типа «кейс», предполагающие анализ конкретных ситуаций, связанных с функционированием языка и требующих принятия определённого решения (в значительной части глав).

Кроме того, использован приём включения в текст специально оформленных и типологически разнообразных фрагментов-вставок: «размышляем самостоятельно», «пример практики», «экскурс в историю».

Принципиально важной для авторов композиционной составляющей учебника являются постраничные сноски, содержащие краткий комментарий к отдельному пункту изложения теоретического материала или — значительно чаще — отсылки к работам, где можно получить более подробные сведения по данному вопросу. Это позволяет существенно расширить круг литературы по каждой теме, причём в подавляющем большинстве случаев в виде электронного ресурса.

Поскольку одной из важнейших задач вводного курса является освоение студентами метаязыка лингвистики, все ключевые термины каждой темы получают в текстах глав определения, выделенные полужирным шрифтом. В конце книги приводится глоссарий (алфавитно-предметный указатель), причём в перечне страниц полужирным шрифтом выделяются страницы, где приводится дефиниция данного термина.

В соответствии с современными требованиями все рекомендуемые в данной книге учебники, учебные пособия по введению в языкознание, терминологические словари, а также литература по конкретным темам предлагаются с учётом последних переизданий или/и с указанием режима доступа в Интернете.

В результате изучения материала учебника студент должен:

знать

  • • базовые понятия, термины и проблемы языкознания;
  • • имена и круг интересов ведущих отечественных и зарубежных лингвистов;

уметь

  • • анализировать проблемные ситуации, связанные с различными темами курса;
  • • интерпретировать фрагменты монографий и статей, предлагаемые в хрестоматийной части учебника;
  • • применять полученные знания при выполнении учебных заданий по курсу, в том числе сопоставительного характера;
  • • иллюстрировать основные понятия темы самостоятельно подобранным языковым материалом;
  • • выбирать оптимальный вариант из ряда терминологических дефиниций (в разных источниках, включая интернет-ресурс);

владеть

  • • навыками фонетического и фонемного анализа на основе транскрипции слова или небольшого фрагмента русского текста, а также морфемного, словообразовательного, грамматического и лексического анализа языкового материала;
  • • умением работать с лингвистическими справочниками и словарями, пользоваться метаязыком лингвистики в рамках учебного дискурса, в том числе формулировать строгое определение по моделям, принятым в специальных лексикографических источниках.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой