Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современное состояние российского медийного рынка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наряду с телевизионным рынком динамично развивается радиорынок. Современный российский радиорынок насчитывает 367 радиостанций, большинство из которых входят в состав крупных холдингов («Газпром-Медиа», «Проф-Медиа», «Европейская медиагруппа», ВГТРК и др.). Наиболее широкий охват аудитории у таких радиостанций, как «Русское Радио», «Радио России», Радио «Шансон», «Ретро FM». Радиостанции… Читать ещё >

Современное состояние российского медийного рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[1]

Современный информационный (медийный) рынок России, возникший в 90-е годы прошлого века, весьма динамично развивается. Его субъектами выступают различные СМИ, компании, управляющие медийными активами, население как основной потребитель информационных услуг и государство. Российский рынок СМИ проявляет устойчивую тенденцию к росту. Рост обусловлен рядом факторов, и среди них — устойчивый экономический рост в России, рост уровня жизни значительной части населения и, соответственно, платёжеспособного спроса на различные товары и услуги.

К середине 2006 года в России насчитывалось 193 телеканала, 367 радиостанций, около 50 тысяч печатных изданий — газет, журналов, каталогов и др. Медийный рынок России делится, соответственно, на несколько сегментов — телевизионный рынок, радиорынок, рынок печатной продукции и формирующийся рынок интернет-СМИ.

Особенностью отечественного медийного рынка является высокая степень присутствия государства. По данным Ф. Фоссато, в 2003 году государство выступало собственником 70% электронных СМИ, 80% региональных и 20% общенациональных печатных медиа[2].

Сегодня государство фактически доминирует на телевизионном рынке, контролируя два основных телевизионных канала, которые смотрит всё население страны. В отличие от западного телевидения, которое более или менее чётко делится на коммерческое, существующее за счёт рекламы, и общественное, российское телевидение предполагает широкое размещение рекламы на государственных каналах. В результате основная доля рекламы концентрируется именно на государственных каналах, чья аудитория наиболее многочисленна. Такая практика явно нарушает принцип свободной конкуренции. Тем не менее телевидение в России развивается достаточно динамично, а число телевизионных каналов растёт. Рекламодателям становится выгодно использовать региональное телевидение с его специфической целевой аудиторией, хотя на региональное телевидение приходится всё ещё меньший объём рекламы, чем на общенациональное.

В России развивается рынок платного телевидения. К концу 2006 года его объём достиг 500 млн долларов США, хотя в 2004 году он составлял 360 млн долларов. Российская аудитория платного телевидения на 2006 год — 5 млн зрителей.

Крупнейшими субъектами рынка платного телевидения являются компании, объединённые с крупными холдингами: «Нафта-Москва», АФК «Система», «РЕНОВА», «Газпром». Региональные рынки кабельного телевидения развиты меньше, чем московский, но растут динамично.

Развитие технологий делает возможным в недалёком будущем широкое распространение IP-ТВ (интернет-телевидения). Внедрение цифровых технологий приведёт к росту числа каналов, доступных потребителю, что, в свою очередь, усилит конкуренцию различных СМИ.

Учитывая развитие цифровых технологий, Правительство Российской Федерации уделило им особое внимание. В «Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008—2015 годы» (см. Приложение 5), одобренной в ноябре 2007 года, развитию цифровых технологий вещания посвящен специальный раздел. В документе отмечается, что именно внедрение цифровых технологий позволит преодолеть ситуацию, когда значительная часть населения страны имеет доступ лишь к двум основным телевизионным каналам.

Наряду с телевизионным рынком динамично развивается радиорынок. Современный российский радиорынок насчитывает 367 радиостанций, большинство из которых входят в состав крупных холдингов («Газпром-Медиа», «Проф-Медиа», «Европейская медиагруппа», ВГТРК и др.). Наиболее широкий охват аудитории у таких радиостанций, как «Русское Радио», «Радио России», Радио «Шансон», «Ретро FM». Радиостанции становятся всё более специализированными, ориентирующимися на определённую аудиторию, что обусловлено растущей конкуренцией.

Растёт объём рекламы на радио. Если в 2005 году денежные поступления от рекламы составляли 300 млн долларов США, то в 2006;м — 350 млн, а в 2008;м составили 455 млн долларов. Естественно, доходы от рекламы на радио ниже, чем на ТВ, где размещается основная доля рекламы.

Значительный сегмент современного российского медиарынка составляет рынок печатной продукции, на котором представлено около 50 тыс. изданий. Согласно данным Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям" (ФАМГТК), в 2005 году рынок печатных СМИ характеризовался следующими показателями:

«? доходы от рекламы в печатных СМИ составили рекордную цифру — 1,39 млрд долларов США, причём наибольшую прибыль получили журналы;

  • ? реализовано печатных изданий на сумму 2,18 млрд долларов, из них на долю изданий, распространяемых по подписке, пришлось 570 млрд долларов США;
  • ? выпущено 8,31 млрд экземпляров газет, 1,87 млрд экземпляров журналов, в том числе 850 млн глянцевых;
  • ? объём инвестиций в развитие рынка печатных СМИ в 2005 году увеличился на 30% и составил 1,3 млрд долларов США;
  • ? наибольший среднегодовой тираж отмечен среди общероссийских ежедневных газет — у газеты «Комсомольская правда» (780 тыс. экз.), среди общероссийских журналов — у журнала «За рулём» (508 тыс. экз.); среди общероссийских еженедельных газет — у газеты «Антенна-Телесеть» (3 376 тыс. экз.)"[3].

На рынке печатной продукции, так же как на телевизионном и радиорынке, наблюдается тенденция к концентрации. Происходит консолидация печатных СМИ, поглощаемых крупными издательскими домами и холдингами. Так, в августе 2006 года Алишер Усманов (генеральный директор компании «Газпроминвестхолдинг») приобрёл 100%-ный пакет акций ИД (Издательского дома) «Коммерсантъ», приблизительно на 300 млн долларов США. Крупнейшими издательскими домами на сегодняшний день являются: Группа «ПромСвязьКапитал», ИД «Проф-Медиа», ИД «Московский Комсомолец», ИД «С-Инфо», ИД «Мир новостей медиа», ИД «Ньюс медиа», ИД «Собеседник» и др.

Крупные компании распространяют своё влияние на регионы, где выпускаются региональные приложения к центральным изданиям. Если рассматривать российский рынок печатных СМИ в территориальном аспекте, то на долю местных газет приходится 32,9% общего тиража, общероссийских — 34,8%, региональных — 32,3% (это — данные на 2005 год). При этом местные и региональные издания часто находятся в сильной экономической и административной зависимости от местных властей и менее эффективны для бизнеса, чем общероссийские издания.

На российском рынке печатных СМИ присутствие иностранного капитала гораздо заметнее, чем на рынке электронных СМИ. Поданным Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), на август 2006 года на восемь зарубежных издательских домов приходилось 74% совокупного разового тиража и более половины журналов, выпускаемых 15 крупнейшими издательствами России. Крупными иностранными субъектами российского печатного рынка являются, в частности, немецкий медиахолдинг Hubert Burda Media, являющийся владельцем ИД Burda (выпускает в России 35 периодических журналов), ИД Independent-Media и др.

Следует отметить, что российские СМИ также выходят на зарубежные рынки. По данным РБК daily, тираж одного номера еженедельника «Аргументы и факты» за рубежом составляет 600 тыс. экземпляров. Еженедельник издаётся в США, Японии, в большинстве европейских стран. За рубежом выходит также «Комсомольская правда». Американская газета Washington Post, тираж которой превышает 1 млн экземпляров, ежемесячно публикует «Российскую газету» в виде шестиполосной вкладки на английском языке.

Развитие технологий — один из важнейших факторов, воздействующих на динамику отечественного медийного рынка. В 2006 году число российских пользователей интернета составило 30 млн человек, и эта цифра продолжает расти. Российский сегмент интернета демонстрирует самые высокие темпы роста числа доменных имён, уступая только Китаю, хотя по абсолютным показателям российский домен интернета пока отстаёт от национальных доменов других развитых стран.

Всё более широкое распространение интернета в России способствует развитию интернет-СМИ. Традиционные СМИ также стремятся осваивать интернет-пространство, создавая электронные версии своих изданий и собственные сайты. В настоящее время возникло множество разнообразных интернет-СМИ и других компаний, активно действующих в сети — поисковые системы, почтовые системы, корпоративные сайты, платёжные системы, интернет-магазины, блоги и др. (Специфика интернета ставит новые проблемы, в частности, перед законодателем. Например, надо ли рассматривать блоги как СМИ и соответственно применять к ним те же методы правового регулирования?).

Тенденция такова, что интернет постепенно выходит на второе (после телевидения) место как поставщик информации. Основные источники дохода интернет-СМИ — реклама и платный доступ к материалам, размещаемым на сайтах.

Популярность интернета стимулирует размещение рекламы. Объём рынка рекламы в интернете в 2006 году составил 100 млн долларов, увеличившись за год на 67%. Рекламный интернет-рынок составляет пока 1,5% от общего российского рекламного рынка, но в других развитых странах он составляет 4−5%, что говорит о потенциальных возможностях дальнейшего роста. По некоторым прогнозам, сегмент интернетрекламы в России вырастет к 2010 году до 500 млн долларов, а при учёте контекстной рекламы — до 700 млн долларов США.

По данным опросов ВЦИОМ (октябрь 2006 года), новости в интернете читают пока только 13% российского населения, но с ростом числа пользователей интернета будет расти и число потребителей продукции интернет-СМИ. В настоящее время наиболее влиятельными российскими интернет-СМИ являются Lenta.ru, Gazeta.ru, Strana.ru, Grani.ru, Dni.ru, а также сайты основных российских газет («Известия», «Российская газета», «Коммерсант» и др.).

Общие тенденции развития российского медиарынка аналитики БДО Юником видят в следующем:

  • 1. Консолидация бизнеса, создание крупных как диверсифицированных, так и горизонтально интегрированных медиахолдингов.
  • 2. Сохранение привлекательности для иностранного капитала, несмотря на существующие правовые ограничения.
  • 3. Экспансия в регионы, вызванная прежде всего последними законодательными ограничениями рекламного времени на национальных телерадиоканалах (Закон «О рекламе» 2006 г.) и экономическим ростом в регионах, формирующим платёжеспособный спрос.
  • 4. Диверсификация форматов вещания, обусловленная потребностью рекламодателей в дифференцированной рекламе, направленной на определённые группы потребителей и дифференциацией интересов и потребностей самой аудитории СМИ.
  • 5. Переход на цифровой формат вещания (DVB-Т), позволяющий более качественно принимать сигнал и предоставлять дополнительный сервис. В перспективе DVB-T станет основным на территории России, о планах развития цифрового вещания уже сегодня говорят ведущие медиахолдинги.
  • 6. Активное развитие цифровых технологий и интернетСМИ.
  • 7. Развитие кабельных сетей. Уже сегодня отдельные компании предоставляют услуги телевидения, высокоскоростного интернета и телефонии в едином пакете на базе оптоволоконных кабельных технологий[4].
  • [1] При написании этого раздела использовались данные, опубликованные в аналитическом докладе «Медиаиндустрия России: состояние и тенденции развития» (январь 2007 г.), подготовленном экспертами Центра макроэкономических исследований компании БДО Юникон. — Электронная публикация — http://www.publishinghelp.com/RussianMediaFund/demrole.pdf
  • [2] Фоссато Ф. Медиаландшафт: 1991;2003 // Отечественные записки. 2003. № 4. С. 68.
  • [3] Медиаиндустрия России: состояние и тенденции развития (январь 2007 г.). Центр макроэкономических исследований компании БДО Юникон. — Электронная публикация — http://www.publishinghelp.com/RussianMediaFund/demrole.pdf
  • [4] См. Тенденции развития медиаиндустрии // «МедиаиндустрияРоссии: состояние и тенденции развития» (январь 2007 г.). Центрмакроэкономических исследований компании БДО Юникон. —Электронная публикация — http://www.publishinghelp.com/RussianMediaFund/demrole.pdf
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой