Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Требования к квалификации консультанта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структурированность, экономичность и краткосрочность. Клиент и консультант должны заключить четко сформулированное соглашение о совместной работе. Во-первых, им следует прийти к общему мнению относительно необходимости консультирования и готовности клиента участвовать в нем. Во-вторых, нужно уладить организационные вопросы, касающиеся определить основные организационные параметры: места, времени… Читать ещё >

Требования к квалификации консультанта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организационный консультант относительно новая для России профессия. Взгляды на требования к людям, занятым в этой работе, еще формируются. Учебных заведений, которые готовят консультантов, в нашей стране не так много, о профессиональных объединениях можно сказать то же. Именно поэтому важно понимать, что есть квалификация консультанта, какими компетентностями он должен обладать, какие личностные особенности присущи ему и обеспечивают эффективную деятельность.

Существует несколько подходов к определению общих требований к консультанту.

Первая попытка сформировать полный перечень знаний и личностных характеристик, соответствующих профессии консультанта была предпринята в 1957 г. Американской ассоциацией консультантов (АКМЕ). Обобщенный перечень требований к консультанту был разработан М. Кубром (Международная организация труда).

  • 1. Интеллектуальные способности:
    • — способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты, здравые суждения;
    • — способность к синтезу и обобщению;
    • — творческое воображение, оригинальное мышление.
  • 2. Способность понимать людей и работать с ними:
    • — уважение к мнениям других людей, терпимость;
    • — легкость в установлении и поддержании контактов;
    • — способность предвосхищать и оценивать человеческие реакции;
    • — умение вести письменное и устное общение;
    • — способность убедить и создать мотивы для действий.
  • 3. Интеллектуальная и эмоциональная зрелость:
    • — стабильность в поведении и действиях;
    • — способность противостоять давлению извне и справляться с неуверенностью;
    • — самоконтроль во всех ситуациях; гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям.
  • 4. Личная напористость и инициатива:
    • — необходимая степень самоуверенности;
    • — здоровое честолюбие;
    • — дух предпринимательства;
    • — мужество, инициатива и самообладание в действии.
  • 5. Этика и честность:
    • — искреннее желание помочь другим;
    • — исключительная честность;
    • — способность осознать границы собственной компетентности;
    • — способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач.
  • 6. Физическое и умственное здоровье:
    • — способность переносить специфические рабочие и бытовые нагрузки консультантов по вопросам управления.

По мнению А. И. Пригожина, квалификация консультанта складывается из следующих составляющих:

  • — знания, т. е. информированность и свободная ориентация в системе профессиональных истин, фактов, норм;
  • — искусство, т. е. комплекс неформализуемых приемов, реакций, а также профессиональная интуиция;
  • — ремесло, т. е. владение техникой осуществления конкретных консультативных действий и операций: системный подход и анализ, новейшие тенденции в практике управления.

Л. Кроль и Е. Михайлова считают, что в структуру профессиональной компетенции входят компетенции и установки. Среди них:

  • — техническая компетентность — умение консультанта трансформировать цель, выработанную с заказчиком, в систему конкретных задач, решать их практически;
  • — межличностная коммуникативная компетентность — развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, понимание мотивов поведения других людей, высокий уровень осознания собственных личностных характеристик, установок;
  • — контекстуальная компетентность — владение социальным контекстом, консультант должен осознавать, где и с кем он работает, не в меньшей степени, чем владеть самим предметом консультирования;
  • — адаптивная компетентность — способность предвидеть и перерабатывать изменения, приспосабливаться к изменяющимся условиям практики;
  • — концептуальная компетентность — владение основами знаний, на которых базируется его практика;
  • — интегративная компетентность — умение давать информативные профессиональные оценки, принимать обоснованные решения, решать возникающие проблемы и расставлять приоритеты.

Среди установок, которые влияют на работу консультанта, можно назвать:

  • — стремление к востребованности своего труда, установка на реалистическую оценку требований рынка и адаптацию к ним;
  • — профессиональную идентичность — степень, до которой человек разделяет и глубоко усваивает нормы профессии;
  • — знание этических стандартов и умение реализовывать их в деятельности;
  • — стремление к совершенствованию своей профессии;
  • — мотивацию к непрерывному обучению.

Представленные подходы различны, как по основаниям классификаций, так и по структуре представлений о профессиональных и личных качествах консультанта по управлению. Общее во всех этих позициях то, что все они включают требования, как к личностным качествам консультанта, так и к уровню его профессиональной подготовки. Причем, как правило, эти требования неразделимы, предъявляются в совокупности. Подобные требования к консультанту действительно неразделимы и взаимообусловлены.

Основной «инструмент» консультативного процесса — сам консультант. Именно через него клиент получает необходимую ему помощь в решении проблемы. Безусловно, консультативный процесс, его глубина и интенсивность, методики, с помощью которых он проводится, атмосфера, которую он привносит в клиентскую организацию, словом, все — в той или иной степени предопределяется самой личностью консультанта. Именно поэтому, так велико многообразие самих консультантов, различающихся по методикам, которые используются ими па практике, по стилю общения к заказчиками, по подходам к разрешению проблем и т. д.

Важным является вопрос соотношения личностных качеств и профессиональных навыков консультанта. Во многом профессиональное становление консультанта связано с тем, какими способностями он обладает как человек. В психологии под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности, причем способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Личностные черты имеют большее значение в работе консультанта.

Личностные качества в работе консультанта имеют огромное значение, в первую очередь такие универсальные человеческие качества, которые необходимы на любой работе (обязательность, моральные нормы, активность и т. д.). Но в работе консультанта особая необходимость в коммуникабельности, способности к лидерству, убеждению, терпимости в отношениях с клиентурой. Болес того, как отмечает А. И. Пригожин, со временем, по мере накопления опыта консультанта, именно эти качества формируют особые умения, которые необходимы в работе консультанта. Это и умение устанавливать доверительные отношения, и гибкая реактивность (как умение ориентироваться в различных, но типам и состояниям организациях, не теряя линии консультативного процесса), и умение преодолевать агрессию и избегать стрессов в напряженных точках процесса, а также умение интуитивно восполнять ограниченность одних ресурсов другими.

Обозначим также те характеристики, которые, с нашей точки зрения, важны для того, чтобы консультант был успешен в профессиональной деятельности.

Умение жить в условиях неопределенности. Консультант спокойно относится к отсутствию регламентов и правил, он сам создает их и делает так, что эти правила признаются другими. Страх неопределенных ситуаций приводит к установлению большого количества ограничений, отказу от принятия нестандартных идей, а в самом крайнем варианте — к стагнации личности. Единственная определенность сегодня — то, что мы живем в условиях неопределенности. Не каждый может принять мысль о том, что мы живем в непрерывно меняющемся мире, и то, что было полезно и целесообразно вчера, не позволяет эффективно действовать сегодня. Консультант знает и верит, что мира как такового нет, есть только то, как сам человек воспринимает этот мир, и какие отношения он с ним строит. Мир — это субъективная реальность, трактовка происходящего есть основа для принятия жизненно важных решений. Это принципиально меняет отношение к миру. Мир становится материалом для собственного развития.

Консультант в любой проблеме видит возможность. Возможность для усиления своего «Я», возможность решить нестандартную задачу, перепрограммировать свое сознание для нахождения оптимального решения.

Консультант умеет вступать в отношения со временем. Прошлое может для него стать источником развития, будущее может проявиться в настоящем и влиять на него. Консультант осознает временные рамки своего существования. Жизнь конечна, а значит, надо успеть сделать многое, прожить и почувствовать различные стороны бытия. Обращение к конечности бытия задаст совершенно другой контекст и масштаб для проблем, которые переживает личность или организация. В рамках организационного консультирования рассматриваются вопросы стратегического планирования, определения возможных сценариев развития организации. Это очень продуктивный подход в работе психолога, который дает гораздо больше, чем выявление ошибок, неудач, препятствий и рисков, существующих в окружении.

Консультант не предсказывают будущее, а создает его. «Обеспечивать» людей мечтами умеют только успешные люди. Способность к созиданию, прорывы, которые не могут быть не оценены современниками — несомненные достоинства успешных консультантов.

Высочайшая степень рефлексии, способность к самоанализу, осмыслению своего «я» одно из главных качеств, которое необходимо консультанту. Кто я? Какой я? Что я есть? Эти вопросы должен постоянно задавать себе консультант. Осознание своих собственных качеств, свойств личности позволит более эффективно выбирать как целевые группы клиентов, так и методы собственной работы. Осознание себя позволит консультанту определять те качества, которые ему, с его же точки зрения, необходимо развивать и укреплять.

Консультанты способны мыслить системно, различать причины происходящего и поводы. Они ориентированы на внутренние ценности (свободу, комфорт, развитие, независимость, любовь), то, что в психологии относится к внутренней мотивации. Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Этой наградой является момент переживания чего-то большего, чем обыденное существование. Смыслы — та опора, которая позволяет выбрать верное направление. Динамичность, умение пересмотреть свои мотивации, отказаться от несущественного позволяют быть свободным от внешних ограничений.

В некоторых работах по консультированию авторы предлагают опираться на определенные правила или, как пишет М. Мелия, заповеди.

  • 1. Конфиденциальность. Это непременное условие контракта, который заключают консультант и клиент в самом начале работы. Речь идет о том, что один из партнеров обещает хранить в тайне всю информацию, полученную во время консультирования, а второй соглашается верить этому обещанию. Соблюдение этого принципа — не просто важное, но и совершенно необходимое условие консультирования. Иначе не будет доверия клиента, уверенности, что можно не отбирать фильтровать и не дозировать информацию. Не располагая полными данными, консультант не сможет помочь клиенту. Таким образом, из разряда этических этот принцип переходит в разряд профессиональных. Если консультант по какой-то причине не способен соблюдать конфиденциальность, он профнепригоден.
  • 2. Ориентация на клиента. Весь процесс консультирования направлен на интересы клиента (личности, группы или организации): на цели, задачи, желания, мечты, а не на претворение в жизнь устремлений консультанта. Консультант не судья, не отстраненный критик и не волшебник, который творит чудеса. Ориентация на клиента означает также понимание того, что клиент — эксперт в своей проблеме и лучше других знает, как ее решить, консультант же только помогает ему найти выход, его роль и здесь вторична.
  • 3. Ориентация на проблему. Консультант вместе с клиентом должен выявить истинную проблему последнего, найти главное звено в цепи проблем. Затем — помочь найти пути решения, причем максимально экономично и бережно по отношению к клиенту.
  • 4. Опора па позитив. В первую очередь консультант стремится увидеть позитивные стороны личности клиента. Опора на позитив — это угол зрения консультанта, та установка, в соответствии с которой он взаимодействует с клиентом. В результате человек осознает, в чем его сила, на какие качества ему опираться в жизни вместо того, чтобы тратить энергию на бесконечную борьбу с недостатками. Выявляя и поддерживая сильные стороны клиента, консультант в то же время вступает в конфронтацию с негативными проявлениями его личности, с тем, что не способствует развитию, ведет к стагнации. Он направляет внимание клиента на те разрушительные силы, которые есть в нем, которые не позволяют ему реализовать свои же цели.
  • 5. Конгруэнтность. Это, попросту говоря, подлинность, открытость, честность, искренность. Термин «конгруэнтность» в практику консультирования ввел К. Роджерс для описания состояний психотерапевта, при которых его чувства и установки адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в процессе работы с клиентом. Речь идет о том, что в ходе консультирования консультант остается самим собой. Чем меньше он скрыт от клиента за профессиональным или личностным «фасадом», тем вероятнее конструктивное изменение клиента.
  • 6. Эмпатия. Способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, эмоционально отозваться на его переживания — это основополагающая установка в консультативных отношениях и ключевое условие изменения и развития клиента.
  • 7. Безусловное и безоценочное принятие. В консультативной работе — это внимание к чувствам и мыслям другого человека, готовность уважать его решения, его «правду», его ценности и взгляды, но вместе с тем готовность делиться собственными ценностями и взглядами, готовность к открытости и принятию нового опыта. Консультант без всяких условий, не испытывая собственнических чувств, ценит клиента как уникального и значимого для себя человека. Его безоценочно принимают таким, какой он есть, с его силой и слабостями, что, однако, не исключает негативной реакции на некоторые его поступки. Консультант может подвергнуть сомнению правоту клиента, не дискредитируя его как личность.
  • 8. Сотрудничество и разделенная ответственность. Достижение поставленных целей консультирования зависит не только от консультанта, но и от участия — «инвестиций» — самого клиента. Консультант отвечает за профессиональный уровень, качество и атмосферу консультирования, за применение методик и техник. Клиент, в свою очередь, отвечает — за принятие решений и за их претворение в жизнь, а значит, за результат. В ходе консультирования важно переместить локус ответственности: клиент должен признать за собой, а не за другими, ответственность за свои проблемы. Вообще, роль консультанта как раз и заключается в создании для клиента таких условий, чтобы он, опираясь на свой опыт и систему ценностей, сам смог найти выход из сложной ситуации, принять свое решение и нести за него ответственность.
  • 9. Вненаходимость. Смотрящий со стороны видит в другом то, что этот другой не видит в себе сам. В этом достоинство консультанта, который обладает преимуществом внешнего взгляда (ему со стороны виднее). Процесс консультирования потому и эффективен, что консультант — «другой». В этой функции, этим «другим» не может стать никто из зависимого окружения клиента: ни члены его семьи, ни близкие друзья, ни сотрудники, с которыми уже выстроены отношения. Именно в силу своей реальной включенности в жизнь человека они не обеспечивают позицию вненаходимости (при всех возможных достоинствах ума и характера).
  • 10. Структурированность, экономичность и краткосрочность. Клиент и консультант должны заключить четко сформулированное соглашение о совместной работе. Во-первых, им следует прийти к общему мнению относительно необходимости консультирования и готовности клиента участвовать в нем. Во-вторых, нужно уладить организационные вопросы, касающиеся определить основные организационные параметры: места, времени, периодичности встреч и оплаты. В-третьих, в течение всего процесса консультирования необходимо выделять отдельные этапы, оценивать их результаты и т. д., планировать дальнейшую работу. Довольно часто уже установленные правила подвергаются «атакам» со стороны клиента, и при отсутствии четкого структурирования консультанту трудно, а иногда и невозможно выполнять свою работу. При этом очень бережно и экономично относиться к ресурсам клиента: его финансам и времени.

В заключении назовем критерии, на которые опираются заказчики при выборе консультанта (консультационного центра или независимого консультанта).

  • 1. Консультирование, обучение и тренинги являются основным видом деятельности консультанта или организации, предлагающей консультационные услуги.
  • 2. Опыт реализации успешных проектов; отзывы и рекомендации заказчиков.
  • 3. Качество программ, продуктов, технологий, наличие авторских разработок.
  • 4. Подготовленность тренера и консультанта, вклад в собственное развитие (наличие сертификатов о прохождении обучения, тренингов и т. д.).
  • 5. Соотношение цена — качество.
  • 6. Качество подготовленных для заказчика документов.
  • 7. Оперативность в выполнении задач заказчика.
  • 8. Членство в профессиональных организациях и Ассоциациях.
  • 9. Наличие материально-технической базы (помещение, оборудование, средства связи и т. д.).
  • 10. Наличие фирменного стиля, информационно-рекламных материалов, сайта.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой