Проблема решения этических споров и конфликтов в профессиональной деятельности психолога
![Реферат: Проблема решения этических споров и конфликтов в профессиональной деятельности психолога](https://gugn.ru/work/6592723/cover.png)
Перечисленные в табл. 2.3 противоречия часто создают этические проблемы, процесс разрешения или снижения остроты противоречий бывает крайне затруднен. В связи с этим психологу важно развивать этическую компетентность, основными составляющими которой являются: культура анализа и разрешения этических дилемм, развитое морально-этическое мышление, этическая рефлексия, владение технологией разрешения… Читать ещё >
Проблема решения этических споров и конфликтов в профессиональной деятельности психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основной принцип нравственности и формальное условие всякого нравственного блага — это самоценность человеческой личности и равноценность всех человеческих личностей.
Н. А. Бердяев
Профессиональная работа психолога является ответственной, эмоционально насыщенной деятельностью, предполагающей соблюдение норм профессиональной этики, рефлексии содержания предмета своей деятельности, глубины воздействия на другого человека, а также адекватное восприятие психологом своих личностных особенностей и личностнопрофессиональных возможностей, основанных на чувстве профессионального и социального долга, проявления компетентности в осуществлении своих действий как психолога-ученого, диагноста и практика.
В связи с тем, что конкретные ситуации, с которыми приходится сталкиваться психологу при взаимодействии с клиентами, разнообразны и нередко имеют противоречивый характер, зачастую возникают этические споры и моральные конфликты.
Моральный конфликт — специфическая ситуация морального выбора, в котором принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель[1].
В основе этических споров и моральных конфликтов лежат этические противоречия профессиональной деятельности психолога. В табл. 2.3 представлены две точки зрения на выделение этических противоречий — И. В. Вачкова, И. Б. Гриншпуна, Н. С. Пряжникова и М. В. Бадаловой.
Перечисленные в табл. 2.3 противоречия часто создают этические проблемы, процесс разрешения или снижения остроты противоречий бывает крайне затруднен. В связи с этим психологу важно развивать этическую компетентность, основными составляющими которой являются: культура анализа и разрешения этических дилемм, развитое морально-этическое мышление, этическая рефлексия, владение технологией разрешения этических споров и конфликтов, способность делать морально-нравственный выбор.
Этическая дилемма — ситуации, требующие принятия решения в случае необходимости выбора между двумя альтернативами.
Этические противоречия профессиональной деятельности психолога
Таблица 23
Противоречия, выделенные И. В. Бачковым, И. Б. Грипшпуном, Н. С. Пряжниковым[2] | Противоречия, выделенные М. В. Бадаловой[3] на основе анализа работ И. Г. Дубова, А. А. Гусейнова, А. А. Хвостова, Н. С. Пряжникова и собственных разработок автора. |
Между правом человека на самоопределение и его неготовностью к этому, что создает «прекрасную» основу для оправдания манипуляции со стороны психолога. | Противоречивость этического знания (множественность толкований моральных понятий и одновременно существующие типы морали), трудно разрешаемые моральные парадоксы, неоднозначность и «текучесть» моральных суждений в самом моральном знании, несогласованность между моральными суждениями, моральным выбором и поступком. |
Между интересами общества и конкретной личностью (конкретными людьми). Иногда любят говорить, что «интересы личности важнее интересов общества», но почему-то во все эпохи, у разных народов герои и выдающиеся личности всегда ставили интересы общества выше собственных интересов, за что потомки благодарны им до сих пор | Противоречивость и «незавершенность» профессиональной этики (имеются в виду этические кодексы. — Авт.) |
Между мировоззрением психолога и конкретного человека — клиента. | Противоречие между различными этическими системами и их уровнями па примере взаимодействия различных социальных систем, групп, индивидов. |
Между высокими и благородными устремлениями психолога и его ограниченностью в адекватных методах, когда сложные проблемы он часто вынужден решать на уровне «красивых разговоров» (хотя в клиническом плане для кого-то это тоже помощь). | Противоречивость между декларативными нормами нравственного выбора Этического кодекса и разнообразием реального морального опыта самого психолога. |
Противоречия, выделенные И. В. Бачковым, И. Б. Гриншпуиом, Н. С. Пряжниковым. | Противоречия, выделенные М. В. Бадаловой на основе анализа работ И. Г. Дубова, А. А. Гусейнова, А. А. Хвостова, Н. С. Пряжникова и собственных разработок автора. |
Между высокими и благородными устремлениями психолога и прагматизмом нашего времени, когда ради получения «гонорарчиков» некоторые психологи «на все согласны». | Конфликт ценностей и смысла во взаимоотношениях психолога с людьми, другими типами моральной культуры, в том числе и с «заказчиком». |
Между все возрастающей свободой выбора (концептуального подхода, методики и т. п.) в работе психолога и усилением его зависимости от конкретного «заказчика-благодетеля», когда можно и не идти к «благодетелю», но «уж больно заработать хочется», — т. е. это противоречие между внешней свободой выбора и внутренней несвободой (внутренним «соблазном», «искушением»). | Конфликт ценностей и смыслов во взаимоотношениях с самим собой — противоречие между социально одобряемым конформным поведением и стремлением к независимости, противоречие между эгоистической и альтруистической направленностью профессиональной деятельности, между желанием «быть» и «казаться» и др. |
Между различными этическими системами и их уровнями. Данное противоречие порождает проблемы, связанные с необходимостью находить общий язык (точки соприкосновения) с разными клиентами, в том числе и с такими, кто имеет иные (и даже «чуждые» для психолога) ценностно-смысловые ориентации. |
Морально-этическое мышление психолога — это целенаправленная, опосредованная ценностями профессиональная культура отражения психологом этической ситуации, использования им этических знаний и умений в осмыслении профессиональных противоречий и моральных дилемм1.
Одним из основных требований этической компетентности психолога является способность разрешения этических споров и конфликтов или, иначе говоря, конкретных этических задач, стоящих перед психологом, которому необходимо сделать профессиональный выбор, не противоречащий психологической этике, не компрометирующий психологическую практику и психологическое сообщество, а также не ущемляющий права и свободы как клиента, так и самого себя.
Согласно Т. В. Бадаловой2, морально-этическая задача — это психологическая система, обязательными компонентами которой являются:
- 1) исходное нравственно-ценностное противоречие (конфликт между желаемой целью и средствами ее достижения; противоречие между социально заданной целью и личными мотивами; конфликт между долгом и профессиональными ценностями, эмоциями, убеждениями, желаниями и совестью и т. д.);
- 2) желательное состояние потребности будущего — опосредованный ценностями профессиональной культуры целенаправленный анализ и понимание моральной дилеммы, позволяющие вынести моральное суждение и осуществить в ментальном плане моральный выбор — представление о том, что должно быть получено в результате решения морально-этической задачи.
Т. В. Бадалова выделяет следующие типы морально-этических задач (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Тины морально-этических задач в профессиональной деятельности психолога
Критерий типологии. | Тип этической задачи. | Этическое новообразование, формируемое в ходе решения задачи. |
Тип решаемых задач. | Теоретические (ментальные, моделируемые, учебные). Поведенческие, связанные с реальным моральным выбором и поступком. | Формирование этического пространства психолога; актуализация морально-этического мышления. |
- 1 Бадалова М. В. Морально-этические составляющие профессионального мышления психолога. С. 22—37.
- 2 Бадалова М. В. Способность психолога к решению морально-этических задач // Актуальные проблемы гуманистических и естественных наук. 2015. № 9. С. 175—180.
Критерий типологии. | Тип этической задачи. | Этическое новообразование, формируемое в ходе решения задачи. |
Сфера проявления этической ситуации. | Возникающие в ходе профессиональной деятельности. Относящиеся к социальной и личной сферам жизни. | Развитие морального сознания психолога и формирование его профессионального этического пространства. |
Значимость этической проблемы для решателя (для кого именно данная моральноэтическая задача является проблемной). | Напрямую касающаяся решателя (личностно значимая, моральная ситуация). Моральная проблема, не имеющая для решателя личностного смысла. | Способность к фасилитации[4] процесса решения моральноэтической задачи другим человеком; эвристические интерпретации морального выбора. Актуализация морально-этического мышления психолога, нравственное творчество. |
Степень трудности морально-этической ситуации. | Простая ситуация, ориентированная на свод правил Этического кодекса психолога. Сложная ситуация, содержащая в себе моральные парадоксы из юридической, моральной или нравственной области, трудно сопрягаемые нравственные понятия различных этических систем, — не имеющая однозначного морального решения. | Актуализация морально-этического мышления психолога. Сопряжение нравственных понятий; умение переходить и сопрягать моральные понятия разных этических систем; эвристические интерпретации морального выбора. Нравственное творчество. |
По целевой установке. | Актуализация морального мышления. Фасилитация морального выбора. | Формирование нравственных понятий, моральных суждений, культуры решения моральноэтических задач. |
Рассматривая способность к решению морально-этических задач, Т. В. Бадалова выделяет в ее структуре мотивационную и инструментальную составляющие[5].
Мотивационная составляющая способности решения мотивационноэтических задач — это система сформированных профессиональных мотивов, смысловых установок и ценностей, которые определяют поиск способа решения этих задач.
Инструментальная составляющая включает личностно-инструментальный и ситуативно-инструментальный компоненты. Личностноинструментальный компонент характеризуется «глубиной общения, уважением и контактом, доверием и сочувствием, точностью и тонкостью действий, творчеством и мужеством поиска личностной зрелостью, мудростью, богатым жизненным опытом и чувствительностью к субъективным аспектам бытия»[6].
Моральная зрелость психолога — это, во-первых, сформированный «внутренний стандарт» личности психолога — смысловые установки и нормы профессиональной культуры и профессиональной этики, на основе которых осуществляются система взаимоотношений с миром и нравственный выбор; во-вторых, сформированный «этический иммунитет» как устойчивость личности перед соблазнами и явлениями безнравственного характера; в-третьих, личностная саморегуляция, являющаяся результатом самопознания и самовоспитания и отражающая идентификацию с определенной моральной системой; в-четвертых, умение решать морально-этические задачи[5]. То есть личностно-инструментальный компонент — это в меньшей степени технологическая оснащенность профессиональной деятельности психолога, основной акцент в нем делается на моральной зрелости специалиста.
Ситуативно-инструментальный компонент включает:
— этические знания, интегрированные в целостную систему профессиональной Я-конценции;
совокупность профессиональных умений и навыков решения профессиональных этических задач;
умение увидеть и вербализировать суть морального конфликта;
— умение разделять в анализе этической ситуации эмоциональноценностные и поведенческие предпочтения разных участников, а также объяснять сопутствующие мотивации морального выбора;
умение оперировать элементарными этическими понятиями и комплексами этих понятий;
- — умение прогнозировать разнообразные варианты морального выбора в их диалектическом развитии, снижая при этом остроту противоречия;
- — владение приемами диалогического взаимодействия, предполагающего уважение к Другому человеку и его безусловное принятие, неконфронтационную солидарность, недоступность этического максимализма, фасилитацию конструктивной активности;
- — опору в поиске решения на смысловые установки профессионального мышления;
- — нравственное творчество — разумное отношение и сосредоточение внимания на сути дела, выработка вариантов преодоления моральных противоречий и осмысление моральных парадоксов, активизация воображения с целью моделирования личного участия в этической ситуации, построение идеала нравственного поступка и определение путей нравственного развития личности;
- — моральную рефлексию — исследование психологом собственного морального сознания и поведения, осознание границ личностной и профессиональной идентичности и их влияния на формирование моральных мотивов, позиций, особенности понимания и решения морально-этических задач.
В психологии и этических кодексах психологических ассоциаций ряда стран предлагаются различные способы принятия психологом этически верных решений моральных споров и конфликтов. Так, президент Американской ассоциации обучения и супервизии консультантов С. Глэддинг приводит концепцию «Ван Гус и Парадайз» (Van Hoose & Paradise), описывающую пять ступеней развития внутренней аргументации консультанта при решении этически неоднозначных вопросов[8].
- 1. Ориентация на наказание. На этой стадии консультант полагает, что внешние социальные стандарты являются базисом для оценивания поведения. Если клиенты или консультанты нарушают социальные нормы, они должны быть наказаны.
- 2. Институциональная ориентация. Консультанты, которые находятся на этой стадии, считают верными и соблюдают правила учреждений, в интересах которых работают. Они не сомневаются в верности этих правил и основывают на них свои решения.
- 3. Социальная ориентация. Консультанты на этой стадии строят свои решения на социальных стандартах. Если возникает вопрос относительно того, какие потребности, общественные или личные, должны удовлетворяться в первую очередь, то приоритет отдается потребностям общества.
- 4. Индивидуальная ориентация. На этой стадии приоритет получают личные потребности. Сознавая потребности общества и зная требования закона, консультанты придерживаются того, что выгоднее для индивида.
- 5. Принципиальная ориентация (сознательная). На этой стадии для индивида первичны принципы. Этические решения основываются на интериоризованных этических стандартах, а не на внешних соображениях.
В этой же книге предложена девятишаговая модель принятия этических решений, основанная на критических и оценочных суждениях (Е. R. Welfel).
Модель приняупия этических решений:
Шаг 1. Развивать этическую сензитивность.
Шаг 2. Сформулировать дилемму и возможности ее разрешения.
Шаг 3. Обратиться к профессиональным стандартам.
Шаг 4. Найти информацию, которая может помочь в принятии решения.
Шаг 5. Применить к ситуации этические принципы.
Шаг 6. Проконсультироваться с супервизором и авторитетными коллегами.
Шаг 7. Проанализировать ситуацию и принять решение.
Шаг 8. Информировать супервизора. Выполнить и задокументировать действия.
Шаг 9. Отрефлексировать опыт.
М. В. Бадалова, активно разрабатывающая проблему решения этических задач и формирования морально-этического мышления психолога, при осмыслении морально-этических задач предлагает ориентироваться:
- 1) на восприятие и определение этической ситуации как проблемы — умение вербализировать суть морального конфликта;
- 2) осмысление морального противоречия — различение, противопоставление и диалектическое понимание составных частей моральной дилеммы;
- 3) выдвижение возможных вариантов разрешения морального противоречия и прогнозирование последствий различных моделей морального выбора — разобраться в сложившихся условиях моральной коллизии, выделить моральное противоречие и объяснить правильные и ошибочные поступки всех участников ситуации, прогнозируя их последствия;
- 4) сверхрефлексивность — выработка психологом собственного отношения к содержанию морального противоречия.
Этические кодексы психологических ассоциаций ряда стран также предлагают способы принятия этических решений. К примеру, Этический кодекс Канадского психологического общества прописывает следующий алгоритм принятия этических решений[9].
- 1. Определение лиц или групп лиц, которые могут пострадать в результате принятия соответствующего решения.
- 2. Определение прав, интересов и обязанностей и всех соответствующих характеристик всех лиц, затрагиваемых соответствующим решением, а также системы обстоятельств, в которых возникают этические затруднения, требующие решения.
- 3. Рассмотрение личных предубеждений, опасений или выгоды, которая может повлиять на выбор того или иного курса действий.
- 4. Разработка альтернативных вариантов действий.
- 5. Анализ возможных текущих, краткосрочных и долгосрочных рисков и выгод для каждого участника процесса (например, клиента, семьи клиента, сотрудников учреждения, студентов, участников исследования, общества, себя), которые сопутствуют каждому из разработанных курсов действий.
- 6. Выбор курса действий после сопоставления его с обозначенными в данном кодексе принципами, ценностями и стандартами.
- 7. Действия с обязательством взять на себя ответственность за их последствия.
- 8. Оценка результатов курса действий.
- 9. Принятие на себя ответственности за последствия действий, в том числе коррекция негативных последствий, если таковые имеются, или повторное участие в процессе принятия решения, если этический вопрос не решен.
- 10. Соответствующие меры, если это необходимо и возможно, для предотвращения подобных спорных случаев в будущем, например, обсуждение проблемы в рамках психологического общества; инициация внесения изменений в процедуры и практику.
- [1] Словарь по этике / под ред. И. Кона. М.: Политиздат, 1981.
- [2] Бачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников II. С.
Введение
в профессию «психолог»: учеб, пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социальногоинститута.
- [3] Бадалова М. В. Морально-этические составляющие профессионального мышления психолога // Психология когнитивных процессов. 2015. № 2. С. 22−37.
- [4] Фасилитация — от англ, to facilitate', облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия. Психологов, психотерапевтов, консультантов, работающихс группами, часто называют фасилитаторами.
- [5] Бадалова М. В. Способность психолога к решению морально-этических задач. С. 175—180.
- [6] Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки ДжеймсаБыобженталя. М.: Смысл, 2001. С. 139.
- [7] Бадалова М. В. Способность психолога к решению морально-этических задач. С. 175—180.
- [8] Глэддинг С. Психологическое консультирование.
- [9] Цит. по: Иванов А. Е. Анализ отечественных и зарубежных этических кодексов психолога (на примере этических требований в психодиагностике) //Вестник ЮУрГУ. 2010. № 4.С. 44−47.