Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема решения этических споров и конфликтов в профессиональной деятельности психолога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перечисленные в табл. 2.3 противоречия часто создают этические проблемы, процесс разрешения или снижения остроты противоречий бывает крайне затруднен. В связи с этим психологу важно развивать этическую компетентность, основными составляющими которой являются: культура анализа и разрешения этических дилемм, развитое морально-этическое мышление, этическая рефлексия, владение технологией разрешения… Читать ещё >

Проблема решения этических споров и конфликтов в профессиональной деятельности психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной принцип нравственности и формальное условие всякого нравственного блага — это самоценность человеческой личности и равноценность всех человеческих личностей.

Н. А. Бердяев

Профессиональная работа психолога является ответственной, эмоционально насыщенной деятельностью, предполагающей соблюдение норм профессиональной этики, рефлексии содержания предмета своей деятельности, глубины воздействия на другого человека, а также адекватное восприятие психологом своих личностных особенностей и личностнопрофессиональных возможностей, основанных на чувстве профессионального и социального долга, проявления компетентности в осуществлении своих действий как психолога-ученого, диагноста и практика.

В связи с тем, что конкретные ситуации, с которыми приходится сталкиваться психологу при взаимодействии с клиентами, разнообразны и нередко имеют противоречивый характер, зачастую возникают этические споры и моральные конфликты.

Моральный конфликт — специфическая ситуация морального выбора, в котором принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель[1].

В основе этических споров и моральных конфликтов лежат этические противоречия профессиональной деятельности психолога. В табл. 2.3 представлены две точки зрения на выделение этических противоречий — И. В. Вачкова, И. Б. Гриншпуна, Н. С. Пряжникова и М. В. Бадаловой.

Перечисленные в табл. 2.3 противоречия часто создают этические проблемы, процесс разрешения или снижения остроты противоречий бывает крайне затруднен. В связи с этим психологу важно развивать этическую компетентность, основными составляющими которой являются: культура анализа и разрешения этических дилемм, развитое морально-этическое мышление, этическая рефлексия, владение технологией разрешения этических споров и конфликтов, способность делать морально-нравственный выбор.

Этическая дилемма — ситуации, требующие принятия решения в случае необходимости выбора между двумя альтернативами.

Этические противоречия профессиональной деятельности психолога

Таблица 23

Противоречия, выделенные И. В. Бачковым, И. Б. Грипшпуном, Н. С. Пряжниковым[2]

Противоречия, выделенные М. В. Бадаловой[3] на основе анализа работ И. Г. Дубова, А. А. Гусейнова, А. А. Хвостова, Н. С. Пряжникова и собственных разработок автора.

Между правом человека на самоопределение и его неготовностью к этому, что создает «прекрасную» основу для оправдания манипуляции со стороны психолога.

Противоречивость этического знания (множественность толкований моральных понятий и одновременно существующие типы морали), трудно разрешаемые моральные парадоксы, неоднозначность и «текучесть» моральных суждений в самом моральном знании, несогласованность между моральными суждениями, моральным выбором и поступком.

Между интересами общества и конкретной личностью (конкретными людьми). Иногда любят говорить, что «интересы личности важнее интересов общества», но почему-то во все эпохи, у разных народов герои и выдающиеся личности всегда ставили интересы общества выше собственных интересов, за что потомки благодарны им до сих пор

Противоречивость и «незавершенность» профессиональной этики (имеются в виду этические кодексы. — Авт.)

Между мировоззрением психолога и конкретного человека — клиента.

Противоречие между различными этическими системами и их уровнями па примере взаимодействия различных социальных систем, групп, индивидов.

Между высокими и благородными устремлениями психолога и его ограниченностью в адекватных методах, когда сложные проблемы он часто вынужден решать на уровне «красивых разговоров» (хотя в клиническом плане для кого-то это тоже помощь).

Противоречивость между декларативными нормами нравственного выбора Этического кодекса и разнообразием реального морального опыта самого психолога.

Противоречия, выделенные И. В. Бачковым, И. Б. Гриншпуиом, Н. С. Пряжниковым.

Противоречия, выделенные М. В. Бадаловой на основе анализа работ И. Г. Дубова, А. А. Гусейнова, А. А. Хвостова, Н. С. Пряжникова и собственных разработок автора.

Между высокими и благородными устремлениями психолога и прагматизмом нашего времени, когда ради получения «гонорарчиков» некоторые психологи «на все согласны».

Конфликт ценностей и смысла во взаимоотношениях психолога с людьми, другими типами моральной культуры, в том числе и с «заказчиком».

Между все возрастающей свободой выбора (концептуального подхода, методики и т. п.) в работе психолога и усилением его зависимости от конкретного «заказчика-благодетеля», когда можно и не идти к «благодетелю», но «уж больно заработать хочется», — т. е. это противоречие между внешней свободой выбора и внутренней несвободой (внутренним «соблазном», «искушением»).

Конфликт ценностей и смыслов во взаимоотношениях с самим собой — противоречие между социально одобряемым конформным поведением и стремлением к независимости, противоречие между эгоистической и альтруистической направленностью профессиональной деятельности, между желанием «быть» и «казаться» и др.

Между различными этическими системами и их уровнями. Данное противоречие порождает проблемы, связанные с необходимостью находить общий язык (точки соприкосновения) с разными клиентами, в том числе и с такими, кто имеет иные (и даже «чуждые» для психолога) ценностно-смысловые ориентации.

Морально-этическое мышление психолога — это целенаправленная, опосредованная ценностями профессиональная культура отражения психологом этической ситуации, использования им этических знаний и умений в осмыслении профессиональных противоречий и моральных дилемм1.

Одним из основных требований этической компетентности психолога является способность разрешения этических споров и конфликтов или, иначе говоря, конкретных этических задач, стоящих перед психологом, которому необходимо сделать профессиональный выбор, не противоречащий психологической этике, не компрометирующий психологическую практику и психологическое сообщество, а также не ущемляющий права и свободы как клиента, так и самого себя.

Согласно Т. В. Бадаловой2, морально-этическая задача — это психологическая система, обязательными компонентами которой являются:

  • 1) исходное нравственно-ценностное противоречие (конфликт между желаемой целью и средствами ее достижения; противоречие между социально заданной целью и личными мотивами; конфликт между долгом и профессиональными ценностями, эмоциями, убеждениями, желаниями и совестью и т. д.);
  • 2) желательное состояние потребности будущего — опосредованный ценностями профессиональной культуры целенаправленный анализ и понимание моральной дилеммы, позволяющие вынести моральное суждение и осуществить в ментальном плане моральный выбор — представление о том, что должно быть получено в результате решения морально-этической задачи.

Т. В. Бадалова выделяет следующие типы морально-этических задач (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Тины морально-этических задач в профессиональной деятельности психолога

Критерий типологии.

Тип этической задачи.

Этическое новообразование, формируемое в ходе решения задачи.

Тип решаемых задач.

Теоретические (ментальные, моделируемые, учебные).

Поведенческие, связанные с реальным моральным выбором и поступком.

Формирование этического пространства психолога; актуализация морально-этического мышления.

  • 1 Бадалова М. В. Морально-этические составляющие профессионального мышления психолога. С. 22—37.
  • 2 Бадалова М. В. Способность психолога к решению морально-этических задач // Актуальные проблемы гуманистических и естественных наук. 2015. № 9. С. 175—180.

Критерий типологии.

Тип этической задачи.

Этическое новообразование, формируемое в ходе решения задачи.

Сфера проявления этической ситуации.

Возникающие в ходе профессиональной деятельности.

Относящиеся к социальной и личной сферам жизни.

Развитие морального сознания психолога и формирование его профессионального этического пространства.

Значимость этической проблемы для решателя (для кого именно данная моральноэтическая задача является проблемной).

Напрямую касающаяся решателя (личностно значимая, моральная ситуация).

Моральная проблема, не имеющая для решателя личностного смысла.

Способность к фасилитации[4] процесса решения моральноэтической задачи другим человеком; эвристические интерпретации морального выбора. Актуализация морально-этического мышления психолога, нравственное творчество.

Степень трудности морально-этической ситуации.

Простая ситуация, ориентированная на свод правил Этического кодекса психолога.

Сложная ситуация, содержащая в себе моральные парадоксы из юридической, моральной или нравственной области, трудно сопрягаемые нравственные понятия различных этических систем, — не имеющая однозначного морального решения.

Актуализация морально-этического мышления психолога. Сопряжение нравственных понятий; умение переходить и сопрягать моральные понятия разных этических систем; эвристические интерпретации морального выбора. Нравственное творчество.

По целевой установке.

Актуализация морального мышления.

Фасилитация морального выбора.

Формирование нравственных понятий, моральных суждений, культуры решения моральноэтических задач.

Рассматривая способность к решению морально-этических задач, Т. В. Бадалова выделяет в ее структуре мотивационную и инструментальную составляющие[5].

Мотивационная составляющая способности решения мотивационноэтических задач — это система сформированных профессиональных мотивов, смысловых установок и ценностей, которые определяют поиск способа решения этих задач.

Инструментальная составляющая включает личностно-инструментальный и ситуативно-инструментальный компоненты. Личностноинструментальный компонент характеризуется «глубиной общения, уважением и контактом, доверием и сочувствием, точностью и тонкостью действий, творчеством и мужеством поиска личностной зрелостью, мудростью, богатым жизненным опытом и чувствительностью к субъективным аспектам бытия»[6].

Моральная зрелость психолога — это, во-первых, сформированный «внутренний стандарт» личности психолога — смысловые установки и нормы профессиональной культуры и профессиональной этики, на основе которых осуществляются система взаимоотношений с миром и нравственный выбор; во-вторых, сформированный «этический иммунитет» как устойчивость личности перед соблазнами и явлениями безнравственного характера; в-третьих, личностная саморегуляция, являющаяся результатом самопознания и самовоспитания и отражающая идентификацию с определенной моральной системой; в-четвертых, умение решать морально-этические задачи[5]. То есть личностно-инструментальный компонент — это в меньшей степени технологическая оснащенность профессиональной деятельности психолога, основной акцент в нем делается на моральной зрелости специалиста.

Ситуативно-инструментальный компонент включает:

— этические знания, интегрированные в целостную систему профессиональной Я-конценции;

совокупность профессиональных умений и навыков решения профессиональных этических задач;

умение увидеть и вербализировать суть морального конфликта;

— умение разделять в анализе этической ситуации эмоциональноценностные и поведенческие предпочтения разных участников, а также объяснять сопутствующие мотивации морального выбора;

умение оперировать элементарными этическими понятиями и комплексами этих понятий;

  • — умение прогнозировать разнообразные варианты морального выбора в их диалектическом развитии, снижая при этом остроту противоречия;
  • — владение приемами диалогического взаимодействия, предполагающего уважение к Другому человеку и его безусловное принятие, неконфронтационную солидарность, недоступность этического максимализма, фасилитацию конструктивной активности;
  • — опору в поиске решения на смысловые установки профессионального мышления;
  • — нравственное творчество — разумное отношение и сосредоточение внимания на сути дела, выработка вариантов преодоления моральных противоречий и осмысление моральных парадоксов, активизация воображения с целью моделирования личного участия в этической ситуации, построение идеала нравственного поступка и определение путей нравственного развития личности;
  • — моральную рефлексию — исследование психологом собственного морального сознания и поведения, осознание границ личностной и профессиональной идентичности и их влияния на формирование моральных мотивов, позиций, особенности понимания и решения морально-этических задач.

В психологии и этических кодексах психологических ассоциаций ряда стран предлагаются различные способы принятия психологом этически верных решений моральных споров и конфликтов. Так, президент Американской ассоциации обучения и супервизии консультантов С. Глэддинг приводит концепцию «Ван Гус и Парадайз» (Van Hoose & Paradise), описывающую пять ступеней развития внутренней аргументации консультанта при решении этически неоднозначных вопросов[8].

  • 1. Ориентация на наказание. На этой стадии консультант полагает, что внешние социальные стандарты являются базисом для оценивания поведения. Если клиенты или консультанты нарушают социальные нормы, они должны быть наказаны.
  • 2. Институциональная ориентация. Консультанты, которые находятся на этой стадии, считают верными и соблюдают правила учреждений, в интересах которых работают. Они не сомневаются в верности этих правил и основывают на них свои решения.
  • 3. Социальная ориентация. Консультанты на этой стадии строят свои решения на социальных стандартах. Если возникает вопрос относительно того, какие потребности, общественные или личные, должны удовлетворяться в первую очередь, то приоритет отдается потребностям общества.
  • 4. Индивидуальная ориентация. На этой стадии приоритет получают личные потребности. Сознавая потребности общества и зная требования закона, консультанты придерживаются того, что выгоднее для индивида.
  • 5. Принципиальная ориентация (сознательная). На этой стадии для индивида первичны принципы. Этические решения основываются на интериоризованных этических стандартах, а не на внешних соображениях.

В этой же книге предложена девятишаговая модель принятия этических решений, основанная на критических и оценочных суждениях (Е. R. Welfel).

Модель приняупия этических решений:

Шаг 1. Развивать этическую сензитивность.

Шаг 2. Сформулировать дилемму и возможности ее разрешения.

Шаг 3. Обратиться к профессиональным стандартам.

Шаг 4. Найти информацию, которая может помочь в принятии решения.

Шаг 5. Применить к ситуации этические принципы.

Шаг 6. Проконсультироваться с супервизором и авторитетными коллегами.

Шаг 7. Проанализировать ситуацию и принять решение.

Шаг 8. Информировать супервизора. Выполнить и задокументировать действия.

Шаг 9. Отрефлексировать опыт.

М. В. Бадалова, активно разрабатывающая проблему решения этических задач и формирования морально-этического мышления психолога, при осмыслении морально-этических задач предлагает ориентироваться:

  • 1) на восприятие и определение этической ситуации как проблемы умение вербализировать суть морального конфликта;
  • 2) осмысление морального противоречия — различение, противопоставление и диалектическое понимание составных частей моральной дилеммы;
  • 3) выдвижение возможных вариантов разрешения морального противоречия и прогнозирование последствий различных моделей морального выбора — разобраться в сложившихся условиях моральной коллизии, выделить моральное противоречие и объяснить правильные и ошибочные поступки всех участников ситуации, прогнозируя их последствия;
  • 4) сверхрефлексивность — выработка психологом собственного отношения к содержанию морального противоречия.

Этические кодексы психологических ассоциаций ряда стран также предлагают способы принятия этических решений. К примеру, Этический кодекс Канадского психологического общества прописывает следующий алгоритм принятия этических решений[9].

  • 1. Определение лиц или групп лиц, которые могут пострадать в результате принятия соответствующего решения.
  • 2. Определение прав, интересов и обязанностей и всех соответствующих характеристик всех лиц, затрагиваемых соответствующим решением, а также системы обстоятельств, в которых возникают этические затруднения, требующие решения.
  • 3. Рассмотрение личных предубеждений, опасений или выгоды, которая может повлиять на выбор того или иного курса действий.
  • 4. Разработка альтернативных вариантов действий.
  • 5. Анализ возможных текущих, краткосрочных и долгосрочных рисков и выгод для каждого участника процесса (например, клиента, семьи клиента, сотрудников учреждения, студентов, участников исследования, общества, себя), которые сопутствуют каждому из разработанных курсов действий.
  • 6. Выбор курса действий после сопоставления его с обозначенными в данном кодексе принципами, ценностями и стандартами.
  • 7. Действия с обязательством взять на себя ответственность за их последствия.
  • 8. Оценка результатов курса действий.
  • 9. Принятие на себя ответственности за последствия действий, в том числе коррекция негативных последствий, если таковые имеются, или повторное участие в процессе принятия решения, если этический вопрос не решен.
  • 10. Соответствующие меры, если это необходимо и возможно, для предотвращения подобных спорных случаев в будущем, например, обсуждение проблемы в рамках психологического общества; инициация внесения изменений в процедуры и практику.
  • [1] Словарь по этике / под ред. И. Кона. М.: Политиздат, 1981.
  • [2] Бачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников II. С.

    Введение

    в профессию «психолог»: учеб, пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социальногоинститута.

  • [3] Бадалова М. В. Морально-этические составляющие профессионального мышления психолога // Психология когнитивных процессов. 2015. № 2. С. 22−37.
  • [4] Фасилитация — от англ, to facilitate', облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия. Психологов, психотерапевтов, консультантов, работающихс группами, часто называют фасилитаторами.
  • [5] Бадалова М. В. Способность психолога к решению морально-этических задач. С. 175—180.
  • [6] Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки ДжеймсаБыобженталя. М.: Смысл, 2001. С. 139.
  • [7] Бадалова М. В. Способность психолога к решению морально-этических задач. С. 175—180.
  • [8] Глэддинг С. Психологическое консультирование.
  • [9] Цит. по: Иванов А. Е. Анализ отечественных и зарубежных этических кодексов психолога (на примере этических требований в психодиагностике) //Вестник ЮУрГУ. 2010. № 4.С. 44−47.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой