Формирование межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
![Диссертация: Формирование межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры](https://gugn.ru/work/3554428/cover.png)
Необходимость коррекции межличностных отношений детей с нарушениями зрения и использование игровой деятельности, как наиболее эффективного и приемлимого для этого средства определило актуальность проблемы исследования. Специальная психологическая литература уделяет недостаточное внимание как изучению самих межличностных отношений слабовидящих дошкольников, так и взаимодействиям внутри игровой… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема межличностных отношений как предмет научного исследования
- 1. 1. Межличностные отношения как предмет научного исследования
- 1. 2. Функциональная роль игры как фактора развития межличностных отношений
- 1. 3. Проблема развития межличностных отношений у детей с нарушением зрения в процессе игры
- Глава II. Особенности развития межличностных отношений старших дошкольников в процессе игровой деятельности
- 2. 1. Методическая организация экспериментального исследования и анализ анамнезтических данных групп испытуемых
- 2. 2. Особенности социометрической структуры слабовидящих и нормально видящих старших дошкольников
- 2. 3. Своеобразие избирательных отношений в группах детей с нарушением зрения
- 2. 4. Определение осознанности социальных отношений дошкольниками в игровых ситуациях
- 2. 5. Характеристика уровня компетентности педагогов в формировании межличностных отношений у детей в игре
- Глава III. Пути формирования межличностных отношений в условиях сюжетно-ролевой игры
- 3. 1. Теоретическая модель формирования межличностных отношений в зависимости от числа участников игрового объединения
- 3. 2. Формирование партнерских отношений в игре, как основа устойчивости и увеличения численности детских групповых объединений
- 3. 3. Изменение групповых отношений старших дошкольников после экспериментального обучения
Формирование межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы, определяется острой потребностью коррекции межличностных отношений у слабовидящих детей средствами игровой деятельности, как наиболее предпочитаемой дошкольниками для общения и регуляции взаимодействий.
Изучению межличностных отношений и межличностного взаимодействия в игре детей с патологией зрения уделено недостаточное внимание в специальной психологической литературе.
Вместе с тем, решение проблемы развития межличностных взаимоотношений и коррекции недостатков позитивного общения в игре у слабовидящих детей продиктовано необходимостью формирования общественных взаимоотношений и социальных форм поведения.
Человек постоянно выступает как носительодной или нескольких социальных ролей. Взаимодействуя друг с другом и выполняя различные социальные роли — люди остаются личностями. Любая социальная роль оставляет для своего исполнителя возможность проявления индивидуальности. Благодаря этому социальные (безличные, ролевые) отношения становятся межличностными, психологическими.
Исследование дошкольных групп в отечественно педагогике и психологии имеет более чем полувековую историю. Впервые особенности отношений между детьми, их влияние на становление детского сообщества и формирования общественных качеств детской личности определила.
A.П.Усова. Взаимоотношения детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражены во многих педагогических исследованиях (А.И.Аржанова, 1951; П. В. Артемова, 1970; В. Я. Воронова, 1975;
B.А.Горбачева, 1957; Р. Н. Ибрагимова, 1952, Д. В. Менджерицкая, 1963; В. Г. Нечаева и другие, 1968; Р. И. Жуковская, 1975; Р. М. Римбург, 1964 и другие).
Проблема формирования межличностных отношений у детей с отклонениями в развитии еще не получила достаточного расскрытия в коррекционной психологии и педагогике. Вместе с тем психологи в разное время уделяли достаточно много внимания становлению личности аномального ребенка в процессе различных видов деятельности. Выявлено, что психика аномального ребенка развивается по тем же основным законам, что нормально — развивающегося (Р.М.Боскис, 1965; Т. А. Власова, 1972; Л. С. Волкова, 1972; Л. С. Выгодский, 1983; М. И. Земцова, 1956; В. И. Лубовский, 1971; А. Г. Зикеев, 1993; Н. М. Малофеев, 1996; Д. М. Маллаев, 1993; Г. В. Никулина, 1994; Л. И. Плаксина, 1998; Л. И. Солнцева, 1978; Л. А. Семенов, 1989; Е. А. Стребелева, 1992; Б. К. Тупоногов, 1996; В. А. Феоктистова, 1982; Т. Г. Чиркина, 1988 и другие). Но вместе с тем процесс развития ребенка с нарушением зрения имеет свои специфические особенности.
Глубокие нарушения зрения способствуют более позднему становлению ведущей деятельности и появлению различных личностных отклонений. Нарушение зрения ограничивает усвоение предметных действий, что замедляет овладение игровой деятельностью и отрицательно сказывается на развитии слабовидящего ребенка.
Недостаточное использование сюжетно-ролевой игры в коррекционно-воспитательном процессе специализированного дошкольного учреждения связано со слабой разработанностью методики организации и руководства сюжетно-ролевой игрой, отсутствием специальных методических пособий и рекомендаций, и особенно — недостаточной разработанностью психолого-педагогических основ сюжетно-ролевой игры как средства коррекции межличностных взаимоотношений детей с нарушением зрения.
Цель: Изучить особенности развития межличностных отношений в игре и разработать модель и методику формирования межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры.
Задачи исследования.
Неразработанность этой проблемы и ее значимость для формирования слабовидящих детей и детей развивающихся в норме старшего дошкольного возраста дают основание считать исследование коррекции межличностных отношений и развития навыков социализации, средствами сюжетно-ролевой игры — одним из актуальных вопросов возрастной и специальной психологии.
Для достижения этой цели в процессе исследования решались следующие задачи:
• методологически и теоретически обосновать актуальность и значимость проблемы межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры у слабовидящих детей;
• выявить уровень сформированности межличностных взаимоотношений у слабовидящих дошкольников старшего возраста и дать характеристику умений педагогов использовать сюжетно-ролевую игру для развития межличностных отношений;
• разработать теоретическую модель и методику формирования межличностных отношений в сюжетно-ролевой игре у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования избран процесс становления межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста при нарушении зрения.
Предметом исследования являются особенности развития межличностных отношений у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования.
Трудности зрительного восприятия окружающего мира и своих сверстников у слабовидящих детей, обусловленные нарушением зрения определяют характер выбора партнеров, длительность и устойчивость взаимодействия детей в игре, количество играющих в группе и мотивы выбора. Знание специфических особенностей становления межличностных отношений в игре позволяет разработать модель вхождения детей в группы для взаимодействия на основе специального обучения их позитивному контактированию.
Научная новизна определяется методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования межличностных отношений в сюжетно-ролевой игре у слабовидящих дошкольников как средства их личностного развития, качественной перестройки их межличностного взаимодействия и методическими подходами к эффективной организации и руководству сюжетно-ролевой игрой в русле решения поставленной проблемы.
Практическаязначимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей развития межличностных взаимоотношений у слабовидящих дошкольников, на основе чего разработана теоретическая модель формирования межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Раскрыты пути организации и методика руководства сюжетно-ролевой игрой для коррекции трудностей развития взаимоотношений у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Материалы диссертации могут быть использованы для совершенствования содержания и методов психолого-педагогического процесса в работе с дошкольниками в специальном дошкольном учреждении, отделами при выполнении научных исследований студентами дефектологических отделений педагогических вузов, на курсах повышения квалификации тифло-педагогов и тифло-психологов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Генезис межличностных отношений у детей с нарушением зрения протекает замедленно в сравнении с нормально видящими сверстниками и имеет ряд специфических особенностей связанных с недостатком зрительной информации о характере игровых, ролевых и других видах взаимоотношений детей в игре.
2. Недостаточность информации о предметно-игровых, ролевых и сюжетных отношениях в игре определяет характер выбора, устойчивость игровых и сюжетных действий, количество контактов и детей, входящих в группы.
3. Недостаточное понимание роли и значения игры педагогами и отсутствие знаний о своеобразии развития межличностных отношений у слабовидящих детей определяют наблюдающееся отставание данной категории детей от нормально видящих сверстников.
4. Для оптимизации процесса формирования межличностных отношений у слабовидящих дошкольников необходимо разработать теоретическую модель взаимодействия детей в группе в зависимости от количества участников и представить методику обучения детей межличностным отношениям в процессе сюжетно-ролевой игры.
Выводы:
— Модель поэтапного формирования способов межличностного взаимодействия содержит основные характеристики отношений в микрогруппах, механизмы эффективного увеличения числа участников контакта и научения, способа выполнения ролевых и игровых действий.
— Установленные механизмы формирования межличностных отношений в условиях специально-организованной игровой деятельности способствовали повышению длительности детских отношений, их стабильности, увеличению их численного состава. В изучаемой группе исчезли игровые объединения по типу простейших — «диады» и появились объединения состоящие и функционирующие в игровой деятельности не только из 3-х и 4-х, но и из пяти и даже семи человек.
— Формированию позитивного взаимодействия в игре и вне её способствовали проводимые мероприятия по изменению низких показателей социометрического статуса детей в коллективе сверстников, расширению представлений слабовидящих дошкольников о социальных взаимоотношениях и способах общения, обогащению сюжетно-ролевых действий.
— Контрольное проведение социометрических срезов показало увеличение числа детей входящих в I и II высшие статусные подгруппы и уменьшение числа детей в низших. Показатели изучаемого контингента оказались максимально приближены к показателям возрастной нормы.
— Произошли изменения и в самих отношениях внутри микрогрупп. Так проведённые контрольные срезы продемонстировали динамику в показателях коэффициента групповой взаимности, где существенно увеличились номинации высших уровней. Изменилась мотивация слабовидящих дошкольников, появились общественно-значимые характеристики оправдания выбора, увеличилось обоснование дружественными отношениями и интересами совместной деятельности. Показатели удовлетворённости взаимоотношениями со сверстниками и устойчивости выбора максимально приблизились к аналогичным у детей, развивающихся в норме.
— Наблюдается снижение существовавших ранее различий в содержательной стороне общения слабовидящих и детей развивающихся в норме. Меньше времени стало отводиться сообщениям информационного характера, больше учитываются социальные нормы и правила, используются коммуникативные средства поддержания позитивного взаимодействия, появилось осознанное стремление к согласованным адекватным отношениям, что приближает изучаемый контингент к возрастной норме.
Таким образом, модель поэтапного формирования межличностных отношений и организация сюжетно-ролевой игры для её реализации, приводит к изменениям социометрического статуса и характеристик микрогруппыувеличению их количественного состава и состава игровых объединенийовладению способами позитивного и безконфликтного взаимодействияа так же изменению межличностного восприятия как в игре, так и вне её.
Все перечисленные показатели подтверждают произошедшие качественые изменения в системе межличностных отношений.
Заключение
.
1. Необходимость коррекции межличностных отношений детей с нарушениями зрения и использование игровой деятельности, как наиболее эффективного и приемлимого для этого средства определило актуальность проблемы исследования. Специальная психологическая литература уделяет недостаточное внимание как изучению самих межличностных отношений слабовидящих дошкольников, так и взаимодействиям внутри игровой деятельности. Решение проблемы развития межличностных взаимоотношений и коррекции недостатков позитивного общения в игре детей с нарушениями зрения продиктовано необходимостью формирования общественных взаимоотношений и социальных форм поведения.
Новизна и социальная значимость исследования определялась методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования межличностных отношений у слабовидящих дошкольников и модели организации и развития этих отношений средствами сюжетно-ролевой игры.
2. Констаирующий эксперимент позволил выявить своеобразие и проблемы межличностных отношений у детей с нарушениями зрения. Так оказалось, что в сравнении с нормально-видящими сверстниками, в группах детей изучаемого контингента по социометрическим показателям большее число детей относится к неблагополучным статусным подгруппам. Отстают от возрастной нормы показатели взаимности выборов и удовлетворённости собственными взаимоотношениями в группе сверстников. Мотивацию выборов слабовидящих дошкольников отличает эго-оправданность и субъективность. Показатель устойчивости отношений в группе детей с нарушениями зрения ниже аналогичного в норме. Изучение игровых объединений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, показало присутствие уровня отношений характерного в норме только дошкольникам младшего и среднего возраста. Специфика самого игрового объединения в недостаточной содержательости игры, неполноценности и фрагментарности игровых действий, незнании норм социального взаимодействия. Ситуации возникновения конфликтного взаимодействия связаны со зрительным дефектом, двигательной скованностью и социальной дезадаптированностью слабовидящих дошкольников.
Анкетирование педагогов и воспитателей показало наличие психолого-педагогической некомпетентности в понимании особенностей формирования межличностных отношений и возможностей их коррекции средствами сюжетно-ролевой игры.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал отставание социометрическихпоказателей в группе слабовидящих дошкольников, которое отражается как на всей системе межличностных отношений, так и на овладении сюжетноролевой игрой — основным видом деятельности этого возрасного периода. Всё это послужило для нас мотивацией выполнения формирующего эксперимента.
3. Проведённый анализ состояния взаимодействия детей в группе указывал и на необходимость коррекции недостающих у слабовидящих дошкольников представлений о своих сверстниках, недостаточные их возможностей объединятся в многочисленные группы. В связи с этим нами была разработана модель поэтапного формирования групповых объединений большей численности. Поэтапное увеличение участников в группе позволяет наиболее успешно соединять детей в игре соответственно с их возможностями контактирования и выполнения ролевых действий. Раскрывая особенности отношений в объединениях различной численности («диада», «триада», «квадра», «пятигран», «шестигран», «семёрка-отражение», «двойная квадра», «девятка-отражение» и «децигран»). Мы опредилили психологические основы их поэтапного увеличения и способы управления механизмами формирования этих отношений. Представленная модель позволяет определить методику вовлечения детей в групповое взаимодействие направляя их социальные и личностные качества и возможности.
4. Проведение формирующего эксперимента показало эффективность разработанной модели в условиях организованной сюжетно-ролевой игры. Увеличился численный состав игровых объединений их длительность и стабильность. Этому способствовали расширение представлений слабовидящих дошкольников о социальных взаимоотношениях и способах общения, обогащение сюжетно-ролевых действий, проведение мероприятий по изменению неблагоприятных показателей социального статуса.
Контрольные срезы продемонстрировали изменения социометрических данных изучаемого контингента дошкольников — увеличилось количество детей относящихся к благоприятным статусным подгруппам, что приблизило их показатели к показателям возрастной нормы. Определилась динамика в таких характеристиках межличностного взаимодействия, как коэффициент групповой взаимности, мотивация выбора, удовлетворённость взаимоотношениями и устойчивость отношений к партнерам. Эти характеристики так же оказались максимально приближены к аналогичным показателям нормы. В общении со сверстниками стала проявляться общественная направленность, стремление к адекватному взаимодействию, знание правил и норм социальных отношений. Всё это подтверждает, что выбранная нами модель формирования межличностного взаимодействия средствами сюжетно-ролевой игры способствует качественным изменениям во всей системе межличностных отношений.
Список литературы
- Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности // Вопросы психологии 1990 г. № 3.
- Алешина Ю.Е., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе.// Вопросы психологии 1988, № 3.
- Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. М. Знание. 1982 г.
- Амирова С.К. Игра как средство общения и адаптации детей с нарушением зрения. В сб.: Обновление содержания педагогического образования (Сборник статей преподавателей и студентов ДГПУ). Махачкала, 1996, с. 90−91.
- Андреев А.Н. Методика измерения коммуникативной дистанции.// Вопросы психологии 1987, № 1.
- Антонова Т.В. Анализ возрастной динамики общения детей в игре.// Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М. 1983, с.84−93.
- Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений. М.: МГУ, 1984.
- Анцыферова Л.Ч. Психология повседневности: жизненное лицо личности и «техники» её бытия// Психолог, журнал 1993, т. 14, № 2.
- Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы/ Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968 — 446 с.
- Артёмова Л.В. Содержание игры как средство формирования общественной направленности детей дошкольного возраста//
- Психологические и педагогические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1979, с. 47−55.
- Ахромеева JI. Эгоистичность и причины её возникновения// Дошкольное воспитание, 1986, № 2.
- Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников// Вопросы психологии 1990, № 2.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений/ Перевод с англ. М.: Прогресс, 1988.
- Бессарабов Н.С. Изучение эффективности уроков игровой направленности на коррекцию двигательной сферы глухих школьников. -В кн. Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения науками. М&bdquo- АПН СССР, 1979, с.15−16.
- Боброва О.В. «Маленький принц и его друзья» М.: Знание, 1990.
- Бодалев А.А., Новикова Л. И. Психолого-педагогическое исследование проблемы общения школьников// Советская педагогика. 1979. № 5, с. 138−140.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.
- Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды М.: Педагогика, 1983.
- Бодалев А.А. Психология о личности М.: МГУ, 1988.
- Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности// Советская педагогика- 1990, № 5.
- Бодрова Е. В. Этапы развития элементарной рефлексии у дошкольников // Актуализация личности в системе общественных отношений, М. 1989, с. 12−13.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. с. 7−44.
- Борисова А.А. Проницательность как проблема психологии общения// Вопросы психологии 1990, № 4.
- Борщевский М.И. Особенности отношения • ребёнка к правилам поведения в игровой ситуации// Вопросы психологии 1965, № 4, с.44−54.
- Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников// Вопросы психологии, 1984, № 3.
- Буре Р.С. Воспитание в процессе занятий в детском саду. М.: Педагогика, 1981, с. 98.
- Буре Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду. Автореф. дисс. док. пед.наук. М., 1986, с. 34.
- Валеев Д.Н. Три лика (о человеке) М. Мысль, 1990.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций М.: МГУ, 1984.
- Варлашкина Е.В. Межличностные отношения в закрытых детских учреждениях// Педагогическое взаимодействие психологический аспект. М. 1990.
- Веделер JI. Роль игры в обучении и развитии аномальных детей в раннем возрасте// Перспективы. Сборник научных статей М.: Прогресс, 1987. -М. с.123−138.
- Ведин И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосознания. М., 1988.
- Вельдер Р.К. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности// О.Н.С. 1993, № 3.
- Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка// Игры и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978. -с.32−36.
- Биллей П. Педагогика слепых. Пер. с франц. В. А. Гандера М.: Учпедгиз, 1936. с. 124.
- Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей. Автореф. дис. доктора психологический наук-М, 1972. с. 52.
- Власова Н.М. Можно ли договорится друг с другом // Психологические проблемы общения// Экономика и организация пром. производства. 1992. № 12.
- Вовчик-Блакитная Е. А. Мотивирующая роль взаимных позиций в межличностном взаимодействии дошкольников // Активизация личности в системе общественных отношений Ml 988. с. 19−20.
- Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим. М.: Знание, 1990.
- Вольцис К. Я. Взаимоотношения детей в младших группах, возникающие на основе игровой деятельности. Сообщение II // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1973. № 1(7).
- Воронова В. Я. Воспитание коллективизма и воспитание детскогоколлектива в творческой паре (7-й год жизни): Автореферат дисс.канд. педагогических наук. М., 1975., 17с.
- Выгодская Г. Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. М., 1964. с. 174.
- Выгодская Г. Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей// Психология и педагогика игры дошкольников. М., 1966. с. 172−188.
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка// Вопросы психологии. 1966., № 6. с.62−76.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. -97 с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет М. Просвещение., 1992, 140 с.
- Глушкова П. Партнерская позиция как основа деловой коммуникации// Проблема теории и практики управления, 1992, № 3.
- Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников// Вопросы психологии 1984, № 1.
- Гозман Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.
- Гозман Л.Я., Апсчихина Н. И. Психология симпатий. М.: Знание, 1988.
- Горелов И.Н. Безмолвный мысли знак. Рассказы о невербальной коммуникации М.: Молодая гвардия, 1991.
- Горшкова Е.А. Формирование взаимоотношений подростков в коллективе сверстников// Советская педагогика, 1984. № 8.
- Гостюхина О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1987 24 с.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.
- Григорьева Л.П. Психофизиология зрительного воспитания слабовидящих школьников: Автореф. дис.. докт. психолог, наук. М., 1985 -29 с.
- Даршвичене Л. И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: Автореферат дисс. канд. психологических наук, М., 1971., 19с.
- Давыдов В.В. Проблемы возрастной и педагогической психологии// Вопросы психологии 1976. № 4 — с. 3−15.
- Давыдов В. В Теория развивающего обучения., М., 1996., 19с.
- Денискина В. В. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. Верхняя Клязьма, 1997., 22с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М., 1987.
- Деятельность: Теории, методология, проблемы/ Сост. И. Т. Косавин. М.: Политиздат, 1990 361 с.
- Дидро Д. Избранные философские произведения. М. 1941, с. 33−75.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.
- Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции// Вестник МГУ. сер. 14, Психология, 1993.
- Ермаков В.П. Научные основы обучения слепых слабовидящих учащихся специальной графике и её роль в подготовке трудовой деятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М. 1986, 42 с.
- Загадка человеческого понимания: Сборник статей. М.: Политиздат, 1991.
- Залогина B.JI. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре// Творческие игры в детском саду. М., 1951 с.24−55.
- Заорска М. Коррекция и развитие средств общения у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста в условиях специальной школы-интерната: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JL, 1991- 15 с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические моменты детской игры// Дошкольное воспитание. 1965. № 10. — с.72−79.
- Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978-с. 3−17.
- Запорожец А.В. Некоторые проблемы онтогенеза психики// Избр. психолог, тр.: В 2-х т., т.1. М., 1986. с.223−257.
- Зенден М.В. Человек родился слепым. Хрестоматия по ощущению и восприятию/ под ред. Ю. Б. Тпперейтер, М. Б. Михайлевской. МГУ, 1975- с.347−345.
- Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995 г. 346 с.
- Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М.: АПК РСФСР, 1956. — 419 с.
- Зимбардо Ф. Застенчивость (пер. с англ.) М., 1991.
- Зимкина A.M. О физиологических основах компенсации нарушенных функций. JL, 1956. — 78 с.
- Жихарев A.M. Воспитательная работа в школе интернате для слепых детей. — М.: Просвещение, 1984, 125 с.
- Жуковская Р.И. Руководство творческими играми дошкольников, М., 1953.-96 с.
- Жуковская Р.И. Воспитание ребёнка в игре. М., 1963. 319 с.
- Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М., 1975. 111 с.
- Иванкова Р.А. иПедагогические условия формирования положительных взаимоотношений детей четвёртого года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед.наук. М., 1969. 170 с.
- Иванова Н.Я. О строении сюжетных детских игр// Дошкольное воспитание. 1965. № 5 с.51−56.
- Иванов П.Н., и др. Социометрическое исследование взаимопонимания в общении// Мышление. Общение. Практика. Ярославль, 1986.
- Изучение способности дошкольников к сопереживанию сверстникам: Методические рекомендации. Владимир, 1990.
- Каган М.С. Мир общения. Проблемы межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988.
- Кажерадзе Е.Д. О значении символической игры в формировании репрезентации у детей// Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.-с.68−77.
- Калишенко 3. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений// Дошкольное воспитание, 1984, № 7.
- Карпов С.Н., Люсик Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: МГУ, 1986. 142 с.
- Карпова С.Н., Петрушкина Л. Г. Значение сюжетно-ролевой игры для становления нравственного поведения (детей дошкольного возраста)// Вестн. МГУ, сер. 14. Психология, 1981. № 3: с.22−30.
- Кейра Ф. Детские игры. Пер. с франц. М., 1908, 112 с.
- Ковалев Г. А. Общение и личность в педагогическом процессе: по материалам статей, опубликованных в журнале «Вопросы психологии» за 1984//Биология в школе. 1985. № 5.
- Коваленко С.В. Человек в толпе// Вестник МГУ, сер.12. Соц. полит, исследования 1992, № 3.
- Коломинский Я.Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой// Дошкольное воспитание. 1986. № 6. -с.40−43.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984. 239 с.
- Коломинский Я.Л., Жизневский Ф. П. Социально-психологический анализ конфликта между детьми в игровой деятельности// Вопросы психологии 1990. № 2. — с.35−42.
- Колоцца Д.А. Детские игры: Пер. с ит., М., 1909. 266 с.
- Кольбуш Е.А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста// Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. АГПИ. 1988. — с. 67−74.
- Короткова Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Канд. дис.. психол.наук. М., 1982 — 126 с.
- Корнилова И.Г. Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения в креативной игре драматизации. Автореф. диссертации. М., 1999, 23 с.
- Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции, М. 2000, 168с.
- Котетишвили И.В. К природе репрезентации в процессе символической игры у дошкольников (от 4-х до 7 лет)// Психология и подготовка игры дошкольника. М., 1966. с.57−67.
- К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Сборник научных трудов, вып. 1., М. 1979.
- Крогиус А.А. Психология слепых и её значение для общей психологии и педагогики. Саратов. 1926. 154 с.
- Кроник А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я.: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989.
- Юб.Кручинин В. А. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции// Учебно-методическое пособие/ Под ред. Л. И. Солнцевой Всероссийское общество слепых. -М., 1990. — 128 с.
- Кузьмин Е.С., Круглова Г. Н. Уровни межличностной компетентности в психолого-педагогическом воздействии.// Вестник МГУ. 1984. № 23.
- Ю8.Кузьмицкая М. И., Нудельман М. М. Игра как средство коррекции недостатков развития учащихся вспомогательной школы//
- Дефектология. 1970. № 4. с.86−90.
- Куликова И.С. Личностное общение// Пути и средства эстетического воспитания М., 1989.
- О.Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых. М.: Педагогика, 1969. 295 с.
- Ланче вский Э. Э. Психологические аспекты взаимопонимания. Прогнозирования в процессе общения. Л.: Знание, 1982.
- Лебединская Л. О воспитании чувства дружбы и товарищества у дошкольников// Дошкольное воспитание 1985, № 9.
- З.Лебедев Б. К. Исторические формы социальных типов личности. Казань., 1976.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры// Избр. психологические произведения: В 2-х т. Т. 1 .М., Г983. с. 303−323.
- Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. ЛГПИ, 1973. -155 с.
- Личность и общение// Психологические исследования общения М. Наука, 1985.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444с.
- Лубовский В.Н. Основные принципы организации специального обучения в СССР// Перспективы: Сборник научных статей. М.: Прогресс, 1983.-с. 65−70.
- Лубовский В. И. Мещеряков А.Н. Физиологические особенности аномальных детей. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. — М.: Просвещение, 1965. — с.86−100.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. 365 с.
- Маймулов В.Г. Функциональное состояние и динамика работоспособности слабовидящих детей в условиях специализированного дошкольного учреждения// Гигиена и санитария. 1982. № 5, с. 35−37.
- Маллаев Д.М. Физическая подготовленность слепых школьников старшего возраста. В кн.: Физическое воспитание детей в специальных школах. Горький. 1980. с. 57−58.
- Маллаев Д.М., Ганиева Н. И. Коррекция недостатков физического развития у дошкольников с нарушением зрения. Махачкала, 1989. с. 8788.
- Маллаев Д.М. Совместная творческая деятельность воспитателя и детей в игре. В кн.: «Перестройка общеобразовательной школы и проблемы подготовки учителя». Махачкала. Дагучпедгиз. 1989. — с.240−242.
- Маллаев Д.М. Воспитатель как организатор игровой деятельности слепых и слабовидящих детей В кн: Тезисы докладов межвузовской Северо-Кавказской региональной научно-практической конференции. Махачкала, 1990. — с. 100−103
- Маллаев Д.М. Игры как средство социальной реабилитации и интеграции слепых// Тезисы 7-го Международного конгресса (Терапия, рескреация, спорт. 12−15 августа 1991. Оурхус. Дания). Оурхус, Дания, 1991. — с.22.
- Маллаев Д.М. Народные игры в физическом и нравственном развитии слепых детей. Межвуз.сб.: Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. Красноярск, 1991. с. 105−110.
- Маллаев Д.М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре// Дефектология, 1993. № 4. с.56−61.
- Маллаев Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей, как средства коррекции их нравственного и физического развития. Дис.. докт. пед.наук. М., 1993 г. 569 с.
- Маралов В.Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М. 1990.
- Маханева М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка// Дошкольное воспитание, 1992. № 2.
- Медведев П.Г. Полиструктура малой группы как фактор стабилизации межличностных отношений// Педагогическое взаимодействие психологический аспект. М. 1990.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982. -128 с.
- Менджерицкая Д.В. Творческая игра, как средство нравственного воспитания // Учен, зал МГПИ им. Ленина, М. 1968, т. 196.
- Моргулис И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых- Автореф.. докт. пед. наук. -М., 1984.-31 с.
- Мудрик А.В. Общение школьников// «Педагогика и психология». № 11, 1987.
- Мясшцев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. // Вопросы психологии. 1957., № 5.
- Назин Д. Как защититься от вампиров (О психологии общения)// Наука и религия. 1992. № 9.
- Немов Р.С., Хвостов К. А. Межличностная активность в условиях группового обучения// Психолог, журнал. 1984. т.5. № 6.
- Немов Р.С. Психология развития т.2. М. 1996 г. — 398 с.
- Общение детей в детском саду и семье/ Под ред. Репиной Т. А., М. Педагогика. 1990.
- Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Г. М. Агуреевой М.- МГУ, 1984.
- Омаров A.M. Управление: Искусство общения. М.: Советская России, 1983.
- Островская Л. Воспитывать тактичного собеседника// Дошкольное воспитание. 1985. № 8.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада (Опыт социально-психологического исследования)/ Под ред. Т. А. Репиной М.- Педагогика, 1978. — 148 с.
- Пантина Н.С. К характеристике исследования игры как формы детской деятельности// Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. -с. 78−91.
- Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушениями зрения дошкольного возраста/ Под ред. Т. Л. Свиридюк. Киев, 1981 52 с.
- Петровская Л.А. Самоутверждение: пути истинные и ложные. Беседа психолога. М.: Знание, 1987.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
- Петровский А.В. Быть личностью, М.: Педагогика, 1990.
- Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностных отношений в коллективе. // Вопросы психологии., 1976., № 3.
- Пик Н.Д. Социально-психологические механизмы взаимодействия лидера и группы// Региональная политика 1992, № 4.
- Плаксина Л.И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей// Дефектология, 1983. № 6.
- Плаксина Л.И. Как учить слабовидящего ребёнка видеть и понимать окружающий мир// В кн. Воспитание слабовидящего ребёнка в семье -М., 1986. с. 45−49.
- Плаксина Л.И. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах (Под ред.) -Калуга, 1998.
- Плаксина Л.И. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением. М. 1998. 130 с.
- Плаксина Л.И. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Л. Михайленко. М.: Педагогика, 1987, — 192 с.
- Психологические исследования общения. Сборник статей/ Ответ, ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука. 1985.
- Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985.
- Психология воздействия: Проблемы теории и практики. Сборник научных трудов/ НИИ общей и педагогической психологии. М.: АПН СССР, 1989.
- Психология межличностного познания. // Под ред. А. А. Бодалева. 1981.
- Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. Сборник научных трудов. М., 1990.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989.
- Развитие психики ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками: Сборник трудов. М.: АПН СССР, 1990.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.
- Ренкаро А. О развитии социальной чуткости в разновозрастной группе детского сада// Дошкольное воспитание. 1989. № 8.
- Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек// Дошкольное воспитание. 1984. № 4. с.28−30.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада М., 1988., 230с.
- Речицкая Е. Г. Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М., 1999, 160с.
- Рогозин Ю.П. Секреты общения. М., Знание, 1991.
- Романов К.М. Межличностное познание и деятельность// Вопросы психологии 1986, № 4.
- Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста// Вопросы психологии, 1984. № 4. с. 71−83.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка/ НИИ дошкольного воспитания. АПК. М., 1988.
- Рудик П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М. JI.: АПН РСФСР, 1948, — 64 с.
- Ружичка И. Некоторые проблемы социальной психологии. М. 1981 г.
- Самбикин Л.Б. Игры для слепых детей. 3-е издание -М.: Всероссийское общество слепых, 1979. — 232 с.
- Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых. М.: Учпедгиз, 1951.-151 с.
- Селезнева Е. В. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе.
- Семенов JI.A. Развитие подвижности слепого ребёнка в семье. В кн.: Воспитание ребёнка с нарушением зрения в семье. — М. АПН СССР, 1979. — с 78−86.
- Семёнов П.А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей. М. ВОС, 1984, — 68 с.
- Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Подьякова, В. Н. Аванесовй 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- Сенько Т. В. Статусная психотерапия новый метод коррекции положения дошкольника в группе. // Активизация личности в системе общественных отношений, М., 1989.
- Сигов К.Б. Человек вне игры и человек играющий// Филос. и социол. мысль 1990, № 10.
- Синягин Ю.В. Динамика процесса коллективообразования// Вопросы психологии, 1992. № 1,2.
- Солнцева JI. И. Особенности игровой деятельности слепых детей дошкольного возраста// Дефектология, 1974. № 6. — с. 66−73.
- Солнцева Л.И. Система компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте. В кн.: Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук — М., НИИД, АПН СССР, 1979. — с. 224−225.
- Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
- Солнцева Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушением зрения.// Дефектология, 1983. № 4. с.54−59.
- Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихлогию раннего дошкольного и школьного возраста. М.: «Полиграф сервис», 1997. 124 с.
- Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении/ Под ред. Р.В. Гонковой-Ямпольской. М. 1980.
- Станкин М.И. Интерактивное общение: Психологическая коррекция конфликта.// Среднее специальное образование. 1990. № 10.
- Стернина Э.М. Особенности творческой игры слепых дошкольников. В кн.: 24-Герценоские чтения. — Л. ЛТПИ, 1972 — с. 129−131.
- Стернина Э.М. Роль творческой игры в воспитании слепых и слабовидящих школьников// Дефектология, 1976, № 5 с.52−57.
- Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников. Л., ЛТПИ, 1980. — 76 с.
- Стёркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1976. -15 с.
- Стеркина Р. Б. Особенности общения дошкольников в разных условиях выполняемой деятельности // Активизация личности в системе общественных отношений., М. 1989., с. 62−63
- Стрелкова Л. Л. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников // Там же, с. 63−64.
- Степанова О.А. Пути совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук, М., 1996, 19 с.
- Субботский Е. В. Психологический аспект проблемы существования // Активизация личности в системе общественных отношений., М., 1989., с. 64−65.
- Счастная А. М. К вопросу изучения взаимодействия детей в разновозрастной группе. // Там же с. 65−66.
- Сычев Ю.В. Микросреда и личность: философские и социологические аспекты М.: Мысль, 1974.
- Тадж Дж. Влияние взаимодействия и коммуникации между сверстниками на их когнитивное развитие// Вопросы психологии, 1991, № 1.
- Терещук Р.Н. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.
- Теплицкая И.Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978. с. 111−116.
- Типовский И.Р. Обучение слепых детей ориентировке в звуковом поле при помощи технических средств: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Свердловск, 1967. 22 с.
- Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребёнка в игре// Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. с. 38−48.
- Ю.Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976 96 с.
- Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому педагогической антропологии. Соб. соч. М., Л.: 1950 — т. 10. — 516 с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания. М. 1990.
- Хащенко В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экстремальных условиях// Психолог, журнал 1993, № 3.
- Хорош С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира слепыми дошкольниками// Дефектология, 1983. № 2, с. 67−70.
- Хорош С.М. Игрушка и её роль в воспитании слепого дошкольника М: ВОС, 1983.- 59 с.
- Хорош С.М. Формирование действий с игрушками у слепых дошкольников как условие развития игровой деятельности: Автореф. дисс.. канд. псих, наук, М., 1985, 22 с.
- Теории личности., М. 1998.
- Царегородцева Л. М. Генезис избирательных отношений к сверстникам на 1-вом году жизни // Активизация личности в системе общественных отношений, М. 1989., с. 72−73.
- Цвейг С. Зигмунд Фрейд, в кн. «Вчерашний мир», М. «Радуга», 1991. с 439−522.
- Феоктистова В.А. Организация коррекционной работы в младших классах школы для слепых детей// Методологические рекомендации. -Киев, 1977. 47 с.
- Формирование потребности личности в общении: Межвуз. сборник научных трудов/ Отв. ред. Н. П. Аникеева Новосибирск. НГПИ, 1981.
- Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М, 1968.
- Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры в раннем детстве// Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., 1949. с.3−45.
- Фрадкина Ф.И. Развитие сюжета в игре ребёнка раннего детства// Психология и педагогика игры дошкольников. М. 1966 — с. 49−56.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М. «Прогресс», 1990. 365 с.
- Фребель Ф. Пед. соч.: В 2-х т. Т. П. Детский сад. М. 1913, 581с.
- Френе С. Формирование личности ребёнка и подростка. В кн. Антология гуманной педагогики Френс. М., 1997. — с. 127−156.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М. «Просвещение», 1989 г. 446 с.
- Чаликян А.Н. Значение имени ребёнка в анализе отношений «мать-ребёнок»// Российский психоаналитический вестник 1991, № 1.
- Шерьязданова X. Т. Диагностика и коррекция поведения дошкольников испытывающих трудности в общении. // Активизация личности в системе общественных отношений., М., 1989., с. 79−80.
- Шильман Б. Ш. Структура «Согласия-несогласия» в рефлексивной структуре межличностного взаимопонимания.// Там же, с. 61−62.
- Штиммер Э. В. Формирование коллективистической направленности в детской группе // Там же, 80−81.
- Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста: Пер. с нем. Пт, 1915.- 309 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. Воронеж, 1995. 414 с. 23 9. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии/ Под ред. И. С. Кона, М., 1983.- 192 с.
- Юрганов О.Б. Смотрись как в зеркало в другого человека/ Записки психолога о служебном общении/ Минстк, 1977.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984. 143 с.
- Яковлев В.Г. Игра для детей 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1975. -158 с.
- Яценко JI. Е. Формирование у дошкольников чувства уверенности в себе средствами различных видов игры. // Активизация личности в системе общественных отношений., М., 1989., с. 82−83.
- Avedon Е. The Study of Games. New York, 1979. p. 49−61.
- Bateson G.A. Theory of Play and Fatasy// Play, its Role in Development and Evolution. N.Y., 1976. p. 119−120.
- Bruner J., Jolly A., Sylva K. (tds) Play, its Role in Development and Evolution. N. Y., 1976/ 716 p.
- Cohen P.C. The Impact of the Handicapped Child on the family. Social Case Work, March, 1962, p. 52−55.
- Gary M.J. Clare. Problems in vocational rebaliutation of the visually Handicapped// The New Outlook for the blind. 1966. — vol. 60, 1, — p. 22−27.
- Garvey C. Some Properties of Social Play, its Role in Development and Evolution. N.Y., 1976. p. 570−583.
- Garvey C. Play Cambridge, 1977. 133 p.
- Fein G. Pretend Play in childhood// childhood Development and Evolution. N Y" 1981. V. 52. p. 1095−1118.
- Levestein P. Cognitive developmenttrough verbalezed Play: The Mother-Child home Programme. In: Play — its Role in development and evolution. Ed. by Jeromer S. Bruner, Alison Jolly, Kathy Sylva. N.S. 1976. p. 108−136/
- Nuccu L. R., Turiel E. Social Concepts in preschool children. Child Development, 1978, p. 49.
- Parten M.B. Social participation among pre-school children// J. of Abnormal and Social Psychology. 1932. V. 27. p. 243−269.
- Rotshild J. Play Therapy with Blind Children. N. Y. The New Out look for the Blind, 1960, V. 54
- Selman R.L. The Relation of Role Taking to the Development of Moral Judgment in children Child Development, 1972, p. 42.
- Staub E. The Use of Role Playing and Sharing in Childrens learning of helping and Sharing Behavior-Child Development, 1971. p. 42.
- Sylva K., Bruner J. S., Geneva P. The role of Play in the Problem Solving of Children 3−5 Years old. — in: Play — its Role in Development and Evolution. Ed. by Jerome S. Bruner, Alison Jolly, Kathy Sylva, N. Y., 1976, p. 244−257.
- Saltz E., Dixon D., Jonson J. Training Disadvantaged preschoolers on various Fantasy activities// child Development. 1977. V. 48. p. 367−380.
- Scwartzman H.B. Transformations: The Antropology of Childrens Play. N.Y., London, 1978.380 p.
- Elgen M., Wincer R. The laws of the Game. N.Y., Knopf., 1981, p. 62−68.
- The play children: current theory resarch// Eds. D.G. Pepler, K.N.Rubin-Basel- New York, Karger, 1982, 158 p.