Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость коррекции межличностных отношений детей с нарушениями зрения и использование игровой деятельности, как наиболее эффективного и приемлимого для этого средства определило актуальность проблемы исследования. Специальная психологическая литература уделяет недостаточное внимание как изучению самих межличностных отношений слабовидящих дошкольников, так и взаимодействиям внутри игровой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема межличностных отношений как предмет научного исследования
    • 1. 1. Межличностные отношения как предмет научного исследования
    • 1. 2. Функциональная роль игры как фактора развития межличностных отношений
    • 1. 3. Проблема развития межличностных отношений у детей с нарушением зрения в процессе игры
  • Глава II. Особенности развития межличностных отношений старших дошкольников в процессе игровой деятельности
    • 2. 1. Методическая организация экспериментального исследования и анализ анамнезтических данных групп испытуемых
    • 2. 2. Особенности социометрической структуры слабовидящих и нормально видящих старших дошкольников
    • 2. 3. Своеобразие избирательных отношений в группах детей с нарушением зрения
    • 2. 4. Определение осознанности социальных отношений дошкольниками в игровых ситуациях
    • 2. 5. Характеристика уровня компетентности педагогов в формировании межличностных отношений у детей в игре
  • Глава III. Пути формирования межличностных отношений в условиях сюжетно-ролевой игры
    • 3. 1. Теоретическая модель формирования межличностных отношений в зависимости от числа участников игрового объединения
    • 3. 2. Формирование партнерских отношений в игре, как основа устойчивости и увеличения численности детских групповых объединений
    • 3. 3. Изменение групповых отношений старших дошкольников после экспериментального обучения

Формирование межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы, определяется острой потребностью коррекции межличностных отношений у слабовидящих детей средствами игровой деятельности, как наиболее предпочитаемой дошкольниками для общения и регуляции взаимодействий.

Изучению межличностных отношений и межличностного взаимодействия в игре детей с патологией зрения уделено недостаточное внимание в специальной психологической литературе.

Вместе с тем, решение проблемы развития межличностных взаимоотношений и коррекции недостатков позитивного общения в игре у слабовидящих детей продиктовано необходимостью формирования общественных взаимоотношений и социальных форм поведения.

Человек постоянно выступает как носительодной или нескольких социальных ролей. Взаимодействуя друг с другом и выполняя различные социальные роли — люди остаются личностями. Любая социальная роль оставляет для своего исполнителя возможность проявления индивидуальности. Благодаря этому социальные (безличные, ролевые) отношения становятся межличностными, психологическими.

Исследование дошкольных групп в отечественно педагогике и психологии имеет более чем полувековую историю. Впервые особенности отношений между детьми, их влияние на становление детского сообщества и формирования общественных качеств детской личности определила.

A.П.Усова. Взаимоотношения детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражены во многих педагогических исследованиях (А.И.Аржанова, 1951; П. В. Артемова, 1970; В. Я. Воронова, 1975;

B.А.Горбачева, 1957; Р. Н. Ибрагимова, 1952, Д. В. Менджерицкая, 1963; В. Г. Нечаева и другие, 1968; Р. И. Жуковская, 1975; Р. М. Римбург, 1964 и другие).

Проблема формирования межличностных отношений у детей с отклонениями в развитии еще не получила достаточного расскрытия в коррекционной психологии и педагогике. Вместе с тем психологи в разное время уделяли достаточно много внимания становлению личности аномального ребенка в процессе различных видов деятельности. Выявлено, что психика аномального ребенка развивается по тем же основным законам, что нормально — развивающегося (Р.М.Боскис, 1965; Т. А. Власова, 1972; Л. С. Волкова, 1972; Л. С. Выгодский, 1983; М. И. Земцова, 1956; В. И. Лубовский, 1971; А. Г. Зикеев, 1993; Н. М. Малофеев, 1996; Д. М. Маллаев, 1993; Г. В. Никулина, 1994; Л. И. Плаксина, 1998; Л. И. Солнцева, 1978; Л. А. Семенов, 1989; Е. А. Стребелева, 1992; Б. К. Тупоногов, 1996; В. А. Феоктистова, 1982; Т. Г. Чиркина, 1988 и другие). Но вместе с тем процесс развития ребенка с нарушением зрения имеет свои специфические особенности.

Глубокие нарушения зрения способствуют более позднему становлению ведущей деятельности и появлению различных личностных отклонений. Нарушение зрения ограничивает усвоение предметных действий, что замедляет овладение игровой деятельностью и отрицательно сказывается на развитии слабовидящего ребенка.

Недостаточное использование сюжетно-ролевой игры в коррекционно-воспитательном процессе специализированного дошкольного учреждения связано со слабой разработанностью методики организации и руководства сюжетно-ролевой игрой, отсутствием специальных методических пособий и рекомендаций, и особенно — недостаточной разработанностью психолого-педагогических основ сюжетно-ролевой игры как средства коррекции межличностных взаимоотношений детей с нарушением зрения.

Цель: Изучить особенности развития межличностных отношений в игре и разработать модель и методику формирования межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры.

Задачи исследования.

Неразработанность этой проблемы и ее значимость для формирования слабовидящих детей и детей развивающихся в норме старшего дошкольного возраста дают основание считать исследование коррекции межличностных отношений и развития навыков социализации, средствами сюжетно-ролевой игры — одним из актуальных вопросов возрастной и специальной психологии.

Для достижения этой цели в процессе исследования решались следующие задачи:

• методологически и теоретически обосновать актуальность и значимость проблемы межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры у слабовидящих детей;

• выявить уровень сформированности межличностных взаимоотношений у слабовидящих дошкольников старшего возраста и дать характеристику умений педагогов использовать сюжетно-ролевую игру для развития межличностных отношений;

• разработать теоретическую модель и методику формирования межличностных отношений в сюжетно-ролевой игре у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования избран процесс становления межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста при нарушении зрения.

Предметом исследования являются особенности развития межличностных отношений у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования.

Трудности зрительного восприятия окружающего мира и своих сверстников у слабовидящих детей, обусловленные нарушением зрения определяют характер выбора партнеров, длительность и устойчивость взаимодействия детей в игре, количество играющих в группе и мотивы выбора. Знание специфических особенностей становления межличностных отношений в игре позволяет разработать модель вхождения детей в группы для взаимодействия на основе специального обучения их позитивному контактированию.

Научная новизна определяется методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования межличностных отношений в сюжетно-ролевой игре у слабовидящих дошкольников как средства их личностного развития, качественной перестройки их межличностного взаимодействия и методическими подходами к эффективной организации и руководству сюжетно-ролевой игрой в русле решения поставленной проблемы.

Практическаязначимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей развития межличностных взаимоотношений у слабовидящих дошкольников, на основе чего разработана теоретическая модель формирования межличностных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Раскрыты пути организации и методика руководства сюжетно-ролевой игрой для коррекции трудностей развития взаимоотношений у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.

Материалы диссертации могут быть использованы для совершенствования содержания и методов психолого-педагогического процесса в работе с дошкольниками в специальном дошкольном учреждении, отделами при выполнении научных исследований студентами дефектологических отделений педагогических вузов, на курсах повышения квалификации тифло-педагогов и тифло-психологов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Генезис межличностных отношений у детей с нарушением зрения протекает замедленно в сравнении с нормально видящими сверстниками и имеет ряд специфических особенностей связанных с недостатком зрительной информации о характере игровых, ролевых и других видах взаимоотношений детей в игре.

2. Недостаточность информации о предметно-игровых, ролевых и сюжетных отношениях в игре определяет характер выбора, устойчивость игровых и сюжетных действий, количество контактов и детей, входящих в группы.

3. Недостаточное понимание роли и значения игры педагогами и отсутствие знаний о своеобразии развития межличностных отношений у слабовидящих детей определяют наблюдающееся отставание данной категории детей от нормально видящих сверстников.

4. Для оптимизации процесса формирования межличностных отношений у слабовидящих дошкольников необходимо разработать теоретическую модель взаимодействия детей в группе в зависимости от количества участников и представить методику обучения детей межличностным отношениям в процессе сюжетно-ролевой игры.

Выводы:

— Модель поэтапного формирования способов межличностного взаимодействия содержит основные характеристики отношений в микрогруппах, механизмы эффективного увеличения числа участников контакта и научения, способа выполнения ролевых и игровых действий.

— Установленные механизмы формирования межличностных отношений в условиях специально-организованной игровой деятельности способствовали повышению длительности детских отношений, их стабильности, увеличению их численного состава. В изучаемой группе исчезли игровые объединения по типу простейших — «диады» и появились объединения состоящие и функционирующие в игровой деятельности не только из 3-х и 4-х, но и из пяти и даже семи человек.

— Формированию позитивного взаимодействия в игре и вне её способствовали проводимые мероприятия по изменению низких показателей социометрического статуса детей в коллективе сверстников, расширению представлений слабовидящих дошкольников о социальных взаимоотношениях и способах общения, обогащению сюжетно-ролевых действий.

— Контрольное проведение социометрических срезов показало увеличение числа детей входящих в I и II высшие статусные подгруппы и уменьшение числа детей в низших. Показатели изучаемого контингента оказались максимально приближены к показателям возрастной нормы.

— Произошли изменения и в самих отношениях внутри микрогрупп. Так проведённые контрольные срезы продемонстировали динамику в показателях коэффициента групповой взаимности, где существенно увеличились номинации высших уровней. Изменилась мотивация слабовидящих дошкольников, появились общественно-значимые характеристики оправдания выбора, увеличилось обоснование дружественными отношениями и интересами совместной деятельности. Показатели удовлетворённости взаимоотношениями со сверстниками и устойчивости выбора максимально приблизились к аналогичным у детей, развивающихся в норме.

— Наблюдается снижение существовавших ранее различий в содержательной стороне общения слабовидящих и детей развивающихся в норме. Меньше времени стало отводиться сообщениям информационного характера, больше учитываются социальные нормы и правила, используются коммуникативные средства поддержания позитивного взаимодействия, появилось осознанное стремление к согласованным адекватным отношениям, что приближает изучаемый контингент к возрастной норме.

Таким образом, модель поэтапного формирования межличностных отношений и организация сюжетно-ролевой игры для её реализации, приводит к изменениям социометрического статуса и характеристик микрогруппыувеличению их количественного состава и состава игровых объединенийовладению способами позитивного и безконфликтного взаимодействияа так же изменению межличностного восприятия как в игре, так и вне её.

Все перечисленные показатели подтверждают произошедшие качественые изменения в системе межличностных отношений.

Заключение

.

1. Необходимость коррекции межличностных отношений детей с нарушениями зрения и использование игровой деятельности, как наиболее эффективного и приемлимого для этого средства определило актуальность проблемы исследования. Специальная психологическая литература уделяет недостаточное внимание как изучению самих межличностных отношений слабовидящих дошкольников, так и взаимодействиям внутри игровой деятельности. Решение проблемы развития межличностных взаимоотношений и коррекции недостатков позитивного общения в игре детей с нарушениями зрения продиктовано необходимостью формирования общественных взаимоотношений и социальных форм поведения.

Новизна и социальная значимость исследования определялась методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования межличностных отношений у слабовидящих дошкольников и модели организации и развития этих отношений средствами сюжетно-ролевой игры.

2. Констаирующий эксперимент позволил выявить своеобразие и проблемы межличностных отношений у детей с нарушениями зрения. Так оказалось, что в сравнении с нормально-видящими сверстниками, в группах детей изучаемого контингента по социометрическим показателям большее число детей относится к неблагополучным статусным подгруппам. Отстают от возрастной нормы показатели взаимности выборов и удовлетворённости собственными взаимоотношениями в группе сверстников. Мотивацию выборов слабовидящих дошкольников отличает эго-оправданность и субъективность. Показатель устойчивости отношений в группе детей с нарушениями зрения ниже аналогичного в норме. Изучение игровых объединений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, показало присутствие уровня отношений характерного в норме только дошкольникам младшего и среднего возраста. Специфика самого игрового объединения в недостаточной содержательости игры, неполноценности и фрагментарности игровых действий, незнании норм социального взаимодействия. Ситуации возникновения конфликтного взаимодействия связаны со зрительным дефектом, двигательной скованностью и социальной дезадаптированностью слабовидящих дошкольников.

Анкетирование педагогов и воспитателей показало наличие психолого-педагогической некомпетентности в понимании особенностей формирования межличностных отношений и возможностей их коррекции средствами сюжетно-ролевой игры.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал отставание социометрическихпоказателей в группе слабовидящих дошкольников, которое отражается как на всей системе межличностных отношений, так и на овладении сюжетноролевой игрой — основным видом деятельности этого возрасного периода. Всё это послужило для нас мотивацией выполнения формирующего эксперимента.

3. Проведённый анализ состояния взаимодействия детей в группе указывал и на необходимость коррекции недостающих у слабовидящих дошкольников представлений о своих сверстниках, недостаточные их возможностей объединятся в многочисленные группы. В связи с этим нами была разработана модель поэтапного формирования групповых объединений большей численности. Поэтапное увеличение участников в группе позволяет наиболее успешно соединять детей в игре соответственно с их возможностями контактирования и выполнения ролевых действий. Раскрывая особенности отношений в объединениях различной численности («диада», «триада», «квадра», «пятигран», «шестигран», «семёрка-отражение», «двойная квадра», «девятка-отражение» и «децигран»). Мы опредилили психологические основы их поэтапного увеличения и способы управления механизмами формирования этих отношений. Представленная модель позволяет определить методику вовлечения детей в групповое взаимодействие направляя их социальные и личностные качества и возможности.

4. Проведение формирующего эксперимента показало эффективность разработанной модели в условиях организованной сюжетно-ролевой игры. Увеличился численный состав игровых объединений их длительность и стабильность. Этому способствовали расширение представлений слабовидящих дошкольников о социальных взаимоотношениях и способах общения, обогащение сюжетно-ролевых действий, проведение мероприятий по изменению неблагоприятных показателей социального статуса.

Контрольные срезы продемонстрировали изменения социометрических данных изучаемого контингента дошкольников — увеличилось количество детей относящихся к благоприятным статусным подгруппам, что приблизило их показатели к показателям возрастной нормы. Определилась динамика в таких характеристиках межличностного взаимодействия, как коэффициент групповой взаимности, мотивация выбора, удовлетворённость взаимоотношениями и устойчивость отношений к партнерам. Эти характеристики так же оказались максимально приближены к аналогичным показателям нормы. В общении со сверстниками стала проявляться общественная направленность, стремление к адекватному взаимодействию, знание правил и норм социальных отношений. Всё это подтверждает, что выбранная нами модель формирования межличностного взаимодействия средствами сюжетно-ролевой игры способствует качественным изменениям во всей системе межличностных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности // Вопросы психологии 1990 г. № 3.
  2. Ю.Е., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе.// Вопросы психологии 1988, № 3.
  3. .С. Общение и его проблемы. М. Знание. 1982 г.
  4. С.К. Игра как средство общения и адаптации детей с нарушением зрения. В сб.: Обновление содержания педагогического образования (Сборник статей преподавателей и студентов ДГПУ). Махачкала, 1996, с. 90−91.
  5. А.Н. Методика измерения коммуникативной дистанции.// Вопросы психологии 1987, № 1.
  6. Т.В. Анализ возрастной динамики общения детей в игре.// Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М. 1983, с.84−93.
  7. Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений. М.: МГУ, 1984.
  8. Л.Ч. Психология повседневности: жизненное лицо личности и «техники» её бытия// Психолог, журнал 1993, т. 14, № 2.
  9. Е.А. Ребёнок в дошкольные годы/ Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968 — 446 с.
  10. Л.В. Содержание игры как средство формирования общественной направленности детей дошкольного возраста//
  11. Психологические и педагогические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1979, с. 47−55.
  12. JI. Эгоистичность и причины её возникновения// Дошкольное воспитание, 1986, № 2.
  13. Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников// Вопросы психологии 1990, № 2.
  14. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений/ Перевод с англ. М.: Прогресс, 1988.
  15. Н.С. Изучение эффективности уроков игровой направленности на коррекцию двигательной сферы глухих школьников. -В кн. Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения науками. М&bdquo- АПН СССР, 1979, с.15−16.
  16. О.В. «Маленький принц и его друзья» М.: Знание, 1990.
  17. А.А., Новикова Л. И. Психолого-педагогическое исследование проблемы общения школьников// Советская педагогика. 1979. № 5, с. 138−140.
  18. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.
  19. А.А. Личность и общение. Избранные труды М.: Педагогика, 1983.
  20. А.А. Психология о личности М.: МГУ, 1988.
  21. А.А. О коммуникативном ядре личности// Советская педагогика- 1990, № 5.
  22. Е. В. Этапы развития элементарной рефлексии у дошкольников // Актуализация личности в системе общественных отношений, М. 1989, с. 12−13.
  23. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. с. 7−44.
  24. А.А. Проницательность как проблема психологии общения// Вопросы психологии 1990, № 4.
  25. М.И. Особенности отношения • ребёнка к правилам поведения в игровой ситуации// Вопросы психологии 1965, № 4, с.44−54.
  26. Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников// Вопросы психологии, 1984, № 3.
  27. Р.С. Воспитание в процессе занятий в детском саду. М.: Педагогика, 1981, с. 98.
  28. Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду. Автореф. дисс. док. пед.наук. М., 1986, с. 34.
  29. Д.Н. Три лика (о человеке) М. Мысль, 1990.
  30. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций М.: МГУ, 1984.
  31. Е.В. Межличностные отношения в закрытых детских учреждениях// Педагогическое взаимодействие психологический аспект. М. 1990.
  32. JI. Роль игры в обучении и развитии аномальных детей в раннем возрасте// Перспективы. Сборник научных статей М.: Прогресс, 1987. -М. с.123−138.
  33. И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосознания. М., 1988.
  34. Р.К. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности// О.Н.С. 1993, № 3.
  35. Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка// Игры и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978. -с.32−36.
  36. П. Педагогика слепых. Пер. с франц. В. А. Гандера М.: Учпедгиз, 1936. с. 124.
  37. Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей. Автореф. дис. доктора психологический наук-М, 1972. с. 52.
  38. Н.М. Можно ли договорится друг с другом // Психологические проблемы общения// Экономика и организация пром. производства. 1992. № 12.
  39. Вовчик-Блакитная Е. А. Мотивирующая роль взаимных позиций в межличностном взаимодействии дошкольников // Активизация личности в системе общественных отношений Ml 988. с. 19−20.
  40. А.Е. Я говорю, мы говорим. М.: Знание, 1990.
  41. К. Я. Взаимоотношения детей в младших группах, возникающие на основе игровой деятельности. Сообщение II // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1973. № 1(7).
  42. В. Я. Воспитание коллективизма и воспитание детскогоколлектива в творческой паре (7-й год жизни): Автореферат дисс.канд. педагогических наук. М., 1975., 17с.
  43. Г. Л. Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих дошкольников. М., 1964. с. 174.
  44. Г. Л. Особенности сюжетно-ролевых игр глухих детей// Психология и педагогика игры дошкольников. М., 1966. с. 172−188.
  45. Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка// Вопросы психологии. 1966., № 6. с.62−76.
  46. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. -97 с.
  47. Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет М. Просвещение., 1992, 140 с.
  48. П. Партнерская позиция как основа деловой коммуникации// Проблема теории и практики управления, 1992, № 3.
  49. Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников// Вопросы психологии 1984, № 1.
  50. Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.
  51. Л.Я., Апсчихина Н. И. Психология симпатий. М.: Знание, 1988.
  52. И.Н. Безмолвный мысли знак. Рассказы о невербальной коммуникации М.: Молодая гвардия, 1991.
  53. Е.А. Формирование взаимоотношений подростков в коллективе сверстников// Советская педагогика, 1984. № 8.
  54. О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: Автореф. дис. канд. пед.наук. М., 1987 24 с.
  55. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.
  56. Л.П. Психофизиология зрительного воспитания слабовидящих школьников: Автореф. дис.. докт. психолог, наук. М., 1985 -29 с.
  57. Л. И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: Автореферат дисс. канд. психологических наук, М., 1971., 19с.
  58. В.В. Проблемы возрастной и педагогической психологии// Вопросы психологии 1976. № 4 — с. 3−15.
  59. Давыдов В. В Теория развивающего обучения., М., 1996., 19с.
  60. В. В. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. Верхняя Клязьма, 1997., 22с.
  61. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М., 1987.
  62. Деятельность: Теории, методология, проблемы/ Сост. И. Т. Косавин. М.: Политиздат, 1990 361 с.
  63. Д. Избранные философские произведения. М. 1941, с. 33−75.
  64. А.Б. Воспитателю о психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.
  65. Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции// Вестник МГУ. сер. 14, Психология, 1993.
  66. В.П. Научные основы обучения слепых слабовидящих учащихся специальной графике и её роль в подготовке трудовой деятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М. 1986, 42 с.
  67. Загадка человеческого понимания: Сборник статей. М.: Политиздат, 1991.
  68. B.JI. Воспитание дружного детского коллектива в творческой игре// Творческие игры в детском саду. М., 1951 с.24−55.
  69. М. Коррекция и развитие средств общения у слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста в условиях специальной школы-интерната: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JL, 1991- 15 с.
  70. А.В. Некоторые психологические моменты детской игры// Дошкольное воспитание. 1965. № 10. — с.72−79.
  71. А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978-с. 3−17.
  72. А.В. Некоторые проблемы онтогенеза психики// Избр. психолог, тр.: В 2-х т., т.1. М., 1986. с.223−257.
  73. М.В. Человек родился слепым. Хрестоматия по ощущению и восприятию/ под ред. Ю. Б. Тпперейтер, М. Б. Михайлевской. МГУ, 1975- с.347−345.
  74. В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995 г. 346 с.
  75. М.И. Пути компенсации слепоты. М.: АПК РСФСР, 1956. — 419 с.
  76. Ф. Застенчивость (пер. с англ.) М., 1991.
  77. A.M. О физиологических основах компенсации нарушенных функций. JL, 1956. — 78 с.
  78. A.M. Воспитательная работа в школе интернате для слепых детей. — М.: Просвещение, 1984, 125 с.
  79. Р.И. Руководство творческими играми дошкольников, М., 1953.-96 с.
  80. Р.И. Воспитание ребёнка в игре. М., 1963. 319 с.
  81. Р.И. Игра и её педагогическое значение. М., 1975. 111 с.
  82. Р.А. иПедагогические условия формирования положительных взаимоотношений детей четвёртого года жизни: Автореф. дисс.. канд. пед.наук. М., 1969. 170 с.
  83. Н.Я. О строении сюжетных детских игр// Дошкольное воспитание. 1965. № 5 с.51−56.
  84. П.Н., и др. Социометрическое исследование взаимопонимания в общении// Мышление. Общение. Практика. Ярославль, 1986.
  85. Изучение способности дошкольников к сопереживанию сверстникам: Методические рекомендации. Владимир, 1990.
  86. М.С. Мир общения. Проблемы межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988.
  87. Е.Д. О значении символической игры в формировании репрезентации у детей// Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.-с.68−77.
  88. Калишенко 3. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений// Дошкольное воспитание, 1984, № 7.
  89. С.Н., Люсик Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: МГУ, 1986. 142 с.
  90. С.Н., Петрушкина Л. Г. Значение сюжетно-ролевой игры для становления нравственного поведения (детей дошкольного возраста)// Вестн. МГУ, сер. 14. Психология, 1981. № 3: с.22−30.
  91. Ф. Детские игры. Пер. с франц. М., 1908, 112 с.
  92. Г. А. Общение и личность в педагогическом процессе: по материалам статей, опубликованных в журнале «Вопросы психологии» за 1984//Биология в школе. 1985. № 5.
  93. С.В. Человек в толпе// Вестник МГУ, сер.12. Соц. полит, исследования 1992, № 3.
  94. Я.Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой// Дошкольное воспитание. 1986. № 6. -с.40−43.
  95. Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984. 239 с.
  96. Я.Л., Жизневский Ф. П. Социально-психологический анализ конфликта между детьми в игровой деятельности// Вопросы психологии 1990. № 2. — с.35−42.
  97. Д.А. Детские игры: Пер. с ит., М., 1909. 266 с.
  98. Е.А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста// Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. АГПИ. 1988. — с. 67−74.
  99. Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста: Канд. дис.. психол.наук. М., 1982 — 126 с.
  100. И.Г. Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения в креативной игре драматизации. Автореф. диссертации. М., 1999, 23 с.
  101. И.Г. Игра и творчество в психокоррекции, М. 2000, 168с.
  102. И.В. К природе репрезентации в процессе символической игры у дошкольников (от 4-х до 7 лет)// Психология и подготовка игры дошкольника. М., 1966. с.57−67.
  103. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Сборник научных трудов, вып. 1., М. 1979.
  104. А.А. Психология слепых и её значение для общей психологии и педагогики. Саратов. 1926. 154 с.
  105. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я.: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989.
  106. Юб.Кручинин В. А. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции// Учебно-методическое пособие/ Под ред. Л. И. Солнцевой Всероссийское общество слепых. -М., 1990. — 128 с.
  107. Е.С., Круглова Г. Н. Уровни межличностной компетентности в психолого-педагогическом воздействии.// Вестник МГУ. 1984. № 23.
  108. Ю8.Кузьмицкая М. И., Нудельман М. М. Игра как средство коррекции недостатков развития учащихся вспомогательной школы//
  109. Дефектология. 1970. № 4. с.86−90.
  110. И.С. Личностное общение// Пути и средства эстетического воспитания М., 1989.
  111. О.Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых. М.: Педагогика, 1969. 295 с.
  112. Ланче вский Э. Э. Психологические аспекты взаимопонимания. Прогнозирования в процессе общения. Л.: Знание, 1982.
  113. Л. О воспитании чувства дружбы и товарищества у дошкольников// Дошкольное воспитание 1985, № 9.
  114. З.Лебедев Б. К. Исторические формы социальных типов личности. Казань., 1976.
  115. А.Н. Психологические основы дошкольной игры// Избр. психологические произведения: В 2-х т. Т. 1 .М., Г983. с. 303−323.
  116. А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. ЛГПИ, 1973. -155 с.
  117. Личность и общение// Психологические исследования общения М. Наука, 1985.
  118. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444с.
  119. В.Н. Основные принципы организации специального обучения в СССР// Перспективы: Сборник научных статей. М.: Прогресс, 1983.-с. 65−70.
  120. В. И. Мещеряков А.Н. Физиологические особенности аномальных детей. В кн.: Основы обучения и воспитания аномальных детей. — М.: Просвещение, 1965. — с.86−100.
  121. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. 365 с.
  122. В.Г. Функциональное состояние и динамика работоспособности слабовидящих детей в условиях специализированного дошкольного учреждения// Гигиена и санитария. 1982. № 5, с. 35−37.
  123. Д.М. Физическая подготовленность слепых школьников старшего возраста. В кн.: Физическое воспитание детей в специальных школах. Горький. 1980. с. 57−58.
  124. Д.М., Ганиева Н. И. Коррекция недостатков физического развития у дошкольников с нарушением зрения. Махачкала, 1989. с. 8788.
  125. Д.М. Совместная творческая деятельность воспитателя и детей в игре. В кн.: «Перестройка общеобразовательной школы и проблемы подготовки учителя». Махачкала. Дагучпедгиз. 1989. — с.240−242.
  126. Д.М. Воспитатель как организатор игровой деятельности слепых и слабовидящих детей В кн: Тезисы докладов межвузовской Северо-Кавказской региональной научно-практической конференции. Махачкала, 1990. — с. 100−103
  127. Д.М. Игры как средство социальной реабилитации и интеграции слепых// Тезисы 7-го Международного конгресса (Терапия, рескреация, спорт. 12−15 августа 1991. Оурхус. Дания). Оурхус, Дания, 1991. — с.22.
  128. Д.М. Народные игры в физическом и нравственном развитии слепых детей. Межвуз.сб.: Физическое воспитание детей с отклонениями в развитии. Красноярск, 1991. с. 105−110.
  129. Д.М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре// Дефектология, 1993. № 4. с.56−61.
  130. Д.М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей, как средства коррекции их нравственного и физического развития. Дис.. докт. пед.наук. М., 1993 г. 569 с.
  131. В.Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М. 1990.
  132. М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка// Дошкольное воспитание, 1992. № 2.
  133. П.Г. Полиструктура малой группы как фактор стабилизации межличностных отношений// Педагогическое взаимодействие психологический аспект. М. 1990.
  134. Д.В. Воспитателю о детской игре. М., 1982. -128 с.
  135. Д.В. Творческая игра, как средство нравственного воспитания // Учен, зал МГПИ им. Ленина, М. 1968, т. 196.
  136. И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых- Автореф.. докт. пед. наук. -М., 1984.-31 с.
  137. А.В. Общение школьников// «Педагогика и психология». № 11, 1987.
  138. В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. // Вопросы психологии. 1957., № 5.
  139. Д. Как защититься от вампиров (О психологии общения)// Наука и религия. 1992. № 9.
  140. Р.С., Хвостов К. А. Межличностная активность в условиях группового обучения// Психолог, журнал. 1984. т.5. № 6.
  141. Р.С. Психология развития т.2. М. 1996 г. — 398 с.
  142. Общение детей в детском саду и семье/ Под ред. Репиной Т. А., М. Педагогика. 1990.
  143. Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Г. М. Агуреевой М.- МГУ, 1984.
  144. A.M. Управление: Искусство общения. М.: Советская России, 1983.
  145. Л. Воспитывать тактичного собеседника// Дошкольное воспитание. 1985. № 8.
  146. Отношения между сверстниками в группе детского сада (Опыт социально-психологического исследования)/ Под ред. Т. А. Репиной М.- Педагогика, 1978. — 148 с.
  147. Н.С. К характеристике исследования игры как формы детской деятельности// Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. -с. 78−91.
  148. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушениями зрения дошкольного возраста/ Под ред. Т. Л. Свиридюк. Киев, 1981 52 с.
  149. Л.А. Самоутверждение: пути истинные и ложные. Беседа психолога. М.: Знание, 1987.
  150. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
  151. А.В. Быть личностью, М.: Педагогика, 1990.
  152. А.В. О некоторых феноменах межличностных отношений в коллективе. // Вопросы психологии., 1976., № 3.
  153. Пик Н.Д. Социально-психологические механизмы взаимодействия лидера и группы// Региональная политика 1992, № 4.
  154. Л.И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей// Дефектология, 1983. № 6.
  155. Л.И. Как учить слабовидящего ребёнка видеть и понимать окружающий мир// В кн. Воспитание слабовидящего ребёнка в семье -М., 1986. с. 45−49.
  156. Л.И. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах (Под ред.) -Калуга, 1998.
  157. Л.И. Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением. М. 1998. 130 с.
  158. Л.И. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Л. Михайленко. М.: Педагогика, 1987, — 192 с.
  159. Психологические исследования общения. Сборник статей/ Ответ, ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука. 1985.
  160. Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985.
  161. Психология воздействия: Проблемы теории и практики. Сборник научных трудов/ НИИ общей и педагогической психологии. М.: АПН СССР, 1989.
  162. Психология межличностного познания. // Под ред. А. А. Бодалева. 1981.
  163. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. Сборник научных трудов. М., 1990.
  164. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989.
  165. Развитие психики ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками: Сборник трудов. М.: АПН СССР, 1990.
  166. Н.И. Психология личности. М., 1987.
  167. А. О развитии социальной чуткости в разновозрастной группе детского сада// Дошкольное воспитание. 1989. № 8.
  168. Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек// Дошкольное воспитание. 1984. № 4. с.28−30.
  169. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада М., 1988., 230с.
  170. Е. Г. Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М., 1999, 160с.
  171. Ю.П. Секреты общения. М., Знание, 1991.
  172. К.М. Межличностное познание и деятельность// Вопросы психологии 1986, № 4.
  173. А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста// Вопросы психологии, 1984. № 4. с. 71−83.
  174. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка/ НИИ дошкольного воспитания. АПК. М., 1988.
  175. П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М. JI.: АПН РСФСР, 1948, — 64 с.
  176. И. Некоторые проблемы социальной психологии. М. 1981 г.
  177. Л.Б. Игры для слепых детей. 3-е издание -М.: Всероссийское общество слепых, 1979. — 232 с.
  178. B.C. Пространственная ориентировка слепых. М.: Учпедгиз, 1951.-151 с.
  179. Е. В. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе.
  180. JI.A. Развитие подвижности слепого ребёнка в семье. В кн.: Воспитание ребёнка с нарушением зрения в семье. — М. АПН СССР, 1979. — с 78−86.
  181. П.А., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей. М. ВОС, 1984, — 68 с.
  182. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Подьякова, В. Н. Аванесовй 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  183. Т. В. Статусная психотерапия новый метод коррекции положения дошкольника в группе. // Активизация личности в системе общественных отношений, М., 1989.
  184. К.Б. Человек вне игры и человек играющий// Филос. и социол. мысль 1990, № 10.
  185. Ю.В. Динамика процесса коллективообразования// Вопросы психологии, 1992. № 1,2.
  186. JI. И. Особенности игровой деятельности слепых детей дошкольного возраста// Дефектология, 1974. № 6. — с. 66−73.
  187. Л.И. Система компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте. В кн.: Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук — М., НИИД, АПН СССР, 1979. — с. 224−225.
  188. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  189. Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушением зрения.// Дефектология, 1983. № 4. с.54−59.
  190. Л.И. Введение в тифлопсихлогию раннего дошкольного и школьного возраста. М.: «Полиграф сервис», 1997. 124 с.
  191. Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении/ Под ред. Р.В. Гонковой-Ямпольской. М. 1980.
  192. М.И. Интерактивное общение: Психологическая коррекция конфликта.// Среднее специальное образование. 1990. № 10.
  193. Э.М. Особенности творческой игры слепых дошкольников. В кн.: 24-Герценоские чтения. — Л. ЛТПИ, 1972 — с. 129−131.
  194. Э.М. Роль творческой игры в воспитании слепых и слабовидящих школьников// Дефектология, 1976, № 5 с.52−57.
  195. Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников. Л., ЛТПИ, 1980. — 76 с.
  196. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1976. -15 с.
  197. Р. Б. Особенности общения дошкольников в разных условиях выполняемой деятельности // Активизация личности в системе общественных отношений., М. 1989., с. 62−63
  198. Л. Л. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников // Там же, с. 63−64.
  199. О.А. Пути совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук, М., 1996, 19 с.
  200. Е. В. Психологический аспект проблемы существования // Активизация личности в системе общественных отношений., М., 1989., с. 64−65.
  201. А. М. К вопросу изучения взаимодействия детей в разновозрастной группе. // Там же с. 65−66.
  202. Ю.В. Микросреда и личность: философские и социологические аспекты М.: Мысль, 1974.
  203. Дж. Влияние взаимодействия и коммуникации между сверстниками на их когнитивное развитие// Вопросы психологии, 1991, № 1.
  204. Р.Н. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.
  205. И.Б. Игра и взаимоотношения детей раннего возраста// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978. с. 111−116.
  206. И.Р. Обучение слепых детей ориентировке в звуковом поле при помощи технических средств: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Свердловск, 1967. 22 с.
  207. А.П. Воспитание общественных качеств у ребёнка в игре// Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. с. 38−48.
  208. Ю.Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976 96 с.
  209. К.Д. Материалы к 3-му тому педагогической антропологии. Соб. соч. М., Л.: 1950 — т. 10. — 516 с.
  210. А.Г. Социология воспитания. М. 1990.
  211. В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экстремальных условиях// Психолог, журнал 1993, № 3.
  212. С.М. Игрушка как средство познания окружающего мира слепыми дошкольниками// Дефектология, 1983. № 2, с. 67−70.
  213. С.М. Игрушка и её роль в воспитании слепого дошкольника М: ВОС, 1983.- 59 с.
  214. С.М. Формирование действий с игрушками у слепых дошкольников как условие развития игровой деятельности: Автореф. дисс.. канд. псих, наук, М., 1985, 22 с.
  215. Теории личности., М. 1998.
  216. Л. М. Генезис избирательных отношений к сверстникам на 1-вом году жизни // Активизация личности в системе общественных отношений, М. 1989., с. 72−73.
  217. С. Зигмунд Фрейд, в кн. «Вчерашний мир», М. «Радуга», 1991. с 439−522.
  218. В.А. Организация коррекционной работы в младших классах школы для слепых детей// Методологические рекомендации. -Киев, 1977. 47 с.
  219. Формирование потребности личности в общении: Межвуз. сборник научных трудов/ Отв. ред. Н. П. Аникеева Новосибирск. НГПИ, 1981.
  220. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М, 1968.
  221. Ф.И. Этапы развития игры в раннем детстве// Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., 1949. с.3−45.
  222. Ф.И. Развитие сюжета в игре ребёнка раннего детства// Психология и педагогика игры дошкольников. М. 1966 — с. 49−56.
  223. В. Человек в поисках смысла. М. «Прогресс», 1990. 365 с.
  224. Ф. Пед. соч.: В 2-х т. Т. П. Детский сад. М. 1913, 581с.
  225. С. Формирование личности ребёнка и подростка. В кн. Антология гуманной педагогики Френс. М., 1997. — с. 127−156.
  226. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. «Просвещение», 1989 г. 446 с.
  227. А.Н. Значение имени ребёнка в анализе отношений «мать-ребёнок»// Российский психоаналитический вестник 1991, № 1.
  228. X. Т. Диагностика и коррекция поведения дошкольников испытывающих трудности в общении. // Активизация личности в системе общественных отношений., М., 1989., с. 79−80.
  229. . Ш. Структура «Согласия-несогласия» в рефлексивной структуре межличностного взаимопонимания.// Там же, с. 61−62.
  230. Э. В. Формирование коллективистической направленности в детской группе // Там же, 80−81.
  231. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста: Пер. с нем. Пт, 1915.- 309 с.
  232. Д.Б. Детская психология М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
  233. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  234. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. Воронеж, 1995. 414 с. 23 9. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии/ Под ред. И. С. Кона, М., 1983.- 192 с.
  235. О.Б. Смотрись как в зеркало в другого человека/ Записки психолога о служебном общении/ Минстк, 1977.
  236. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984. 143 с.
  237. В.Г. Игра для детей 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 1975. -158 с.
  238. JI. Е. Формирование у дошкольников чувства уверенности в себе средствами различных видов игры. // Активизация личности в системе общественных отношений., М., 1989., с. 82−83.
  239. Avedon Е. The Study of Games. New York, 1979. p. 49−61.
  240. Bateson G.A. Theory of Play and Fatasy// Play, its Role in Development and Evolution. N.Y., 1976. p. 119−120.
  241. J., Jolly A., Sylva K. (tds) Play, its Role in Development and Evolution. N. Y., 1976/ 716 p.
  242. Cohen P.C. The Impact of the Handicapped Child on the family. Social Case Work, March, 1962, p. 52−55.
  243. Gary M.J. Clare. Problems in vocational rebaliutation of the visually Handicapped// The New Outlook for the blind. 1966. — vol. 60, 1, — p. 22−27.
  244. Garvey C. Some Properties of Social Play, its Role in Development and Evolution. N.Y., 1976. p. 570−583.
  245. Garvey C. Play Cambridge, 1977. 133 p.
  246. Fein G. Pretend Play in childhood// childhood Development and Evolution. N Y" 1981. V. 52. p. 1095−1118.
  247. Levestein P. Cognitive developmenttrough verbalezed Play: The Mother-Child home Programme. In: Play — its Role in development and evolution. Ed. by Jeromer S. Bruner, Alison Jolly, Kathy Sylva. N.S. 1976. p. 108−136/
  248. Nuccu L. R., Turiel E. Social Concepts in preschool children. Child Development, 1978, p. 49.
  249. Parten M.B. Social participation among pre-school children// J. of Abnormal and Social Psychology. 1932. V. 27. p. 243−269.
  250. Rotshild J. Play Therapy with Blind Children. N. Y. The New Out look for the Blind, 1960, V. 54
  251. Selman R.L. The Relation of Role Taking to the Development of Moral Judgment in children Child Development, 1972, p. 42.
  252. Staub E. The Use of Role Playing and Sharing in Childrens learning of helping and Sharing Behavior-Child Development, 1971. p. 42.
  253. Sylva K., Bruner J. S., Geneva P. The role of Play in the Problem Solving of Children 3−5 Years old. — in: Play — its Role in Development and Evolution. Ed. by Jerome S. Bruner, Alison Jolly, Kathy Sylva, N. Y., 1976, p. 244−257.
  254. Saltz E., Dixon D., Jonson J. Training Disadvantaged preschoolers on various Fantasy activities// child Development. 1977. V. 48. p. 367−380.
  255. Scwartzman H.B. Transformations: The Antropology of Childrens Play. N.Y., London, 1978.380 p.
  256. Elgen M., Wincer R. The laws of the Game. N.Y., Knopf., 1981, p. 62−68.
  257. The play children: current theory resarch// Eds. D.G. Pepler, K.N.Rubin-Basel- New York, Karger, 1982, 158 p.
Заполнить форму текущей работой