Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Дифференциальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует также отметить значительный прогресс в развитии дифференциальной психологии как практико-ориентированного направления в сфере изучения индивидуальных различий в учении и профессиональной деятельности. Имеется обширный объем данных, касающихся дифференциации учащихся по их способностям к обучению. Аналогично этому подробно проанализированы различия в способностях разных лиц к осуществлению… Читать ещё >

Заключение. Дифференциальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В центре внимания современной дифференциальной психологии находятся два основных конструкта: индивидуальность и индивидуальные различия. Исследования их реализуются в разных плоскостях с применением различных средств (категорий и методов). Описание индивидуальности как целостности осуществляется в основном в контексте гуманитарной парадигмы с помощью обобщенных качественных характеристик. Используются такие понятия, как «отношение личности», «личностный смысл», «индивидуальный опыт», «нарратив», «автобиографическая память», «стратегия жизни» и ряд других. Индивидуальные различия изучаются с позиций системно-структурного подхода. В этом варианте индивидуальность рассматривается как многоуровневая система, в которой выделяется несколько уровней, относящихся к особенностям человека как организма, индивида и личности. При этом акцент переносится на изучение индивидуальных особенностей, присущих разным уровням, а основное значение приобретают количественные методы их оценки: психодиагностические и экспериментальные.

Гуманитарная парадигма позволяет изучать индивидуальность в ее целостности и уникальности. Системно-структурный подход редуцирует индивидуальность, переводя сложные конструкты в более простые модели, допускающие измерение и количественные характеристики. Следует отметить, что с помощью методов гуманитарной парадигмы реализуется идиографический подход, и по этой причине не возникает проблема популяционного разнообразия индивидуальностей. Хотя вряд ли кто-либо будет возражать против утверждения, что любое человеческое сообщество — это сообщество индивидуальностей. Частичным подтверждением последнего служат исследования влияния групповых факторов (гендер, этнос и религиозность) на формирование индивидуальности. Эмпирическим путем показано, что существуют различия между усредненными паттернами психических особенностей мужчин и женщин. В этнопсихологии описано понятие «этническая индивидуальность», выделены внешние и внутренние факторы ее формирования. Религиозная индивидуальность проявляет себя в нескольких вариантах и также является предметом изучения. Наличие этих трех вариантов свидетельствует о возможности дифференциации данного понятия. Однако углубленного анализа различий по категории индивидуальности как целостности пока нет. Наряду с этим в контексте системноструктурного подхода реализуется номотетический подход, причем популяционное разнообразие психологических признаков является закономерным предметом исследования, которое проводится с помощью методов математической статистики. Наиболее яркой иллюстрацией здесь служит колоколообразная кривая распределения показателей интеллекта с маркировкой ее популяционных характеристик.

Как известно, категориальный аппарат науки в значительной степени определяет характер извлекаемых с его помощью данных. Особенностью категориального аппарата дифференциальной психологии является то, что он включает те же понятия, которые фигурируют и в общей психологии. Разница состоит в том, что в дифференциальной психологии акцент смещен с анализа центральных тенденций этих понятий в сторону изучения их межиндивидуальной изменчивости. Взятые вместе нормативные показатели психологических признаков (общая психология) и показатели диапазона их популяционной изменчивости (дифференциальная психология) дают наиболее полное описание изучаемого признака: и с точки зрения его типического значения, и с точки зрения индивидуальных его вариантов.

При систематизации индивидуальных различий применяются три подхода: типологический, измерительный и стилевой. Эти подходы используют при анализе индивидуальных особенностей, получаемых в четырех блоках: когнитивном, личностном, регуляторном и коммуникативном. В 1920;е гг. появились известные типологии личности, характера и темперамента, созданные такими выдающимися учеными, как К. Юнг, Э. Кречмер, И. Павлов. Эти типологии до настоящего времени не утратили значения. Начиная со второй половины XX в. интенсивно развивался стилевой подход, характерной особенностью которого является оценка процессуальной стороны индивидуальных особенностей психического функционирования, причем во всех четырех блоках. Выделены и описаны стили познания, деятельности, обучения, произвольной саморегуляции, атрибуции, управления и т. д. Установлено, например, что вне зависимости от характера решаемой задачи при ее изучении индивидуум сохраняет присущий ему стиль познания. Стилем познания определяются свойственные человеку особенности восприятия и интерпретации информации, а также реакции на нее. На этом фоне возникает целый ряд новых проблем, которые с высокой степенью вероятности будут решаться в ходе дальнейших исследований. Имеется в виду вся проблематика, связанная с установлением и систематизацией не отдельных признаков индивидуальности, а их комплексов, с изучением связей между различными ее свойствами и атрибутами.

Еще один тренд развития науки на современном этапе — усиление междисциплинарных связей. Дифференциальная психология связана с такими дисциплинами как психология развития и психогенетика. Современные модели психического развития дают возможность связать социализацию человека в обществе и его индивидуализацию как сохранение своего стиля деятельности и общения. Ведущим фактором, опосредующим отношения социализации и индивидуализации, является понятие «индивидуальный стиль социализации».

Развитие поведения с позиций системно-структурного подхода рассматривают как последовательное формирование функциональных систем различных уровней организации в направлении от универсальных всеобщих к индивидуальным, отражающим конкретный опыт, приобретаемый человеком в результате научения.

Согласно современным представлениям психогенетики формирование индивидуально-психологических различий связано с двумя источниками: генотипом и средой. Своеобразный в каждом конкретном случае вариант развития (фенотип) любого индивидуального (в том числе психологического) признака может быть результатом, как уникальной генетической конституции, так и уникального жизненного опыта. Многочисленные эмпирические исследования в этой области позволили количественно оценить вклад генотипа и среды в популяционное разнообразие целого ряда психологических признаков и, в первую очередь, показателей интеллекта.

Следует также отметить значительный прогресс в развитии дифференциальной психологии как практико-ориентированного направления в сфере изучения индивидуальных различий в учении и профессиональной деятельности. Имеется обширный объем данных, касающихся дифференциации учащихся по их способностям к обучению. Аналогично этому подробно проанализированы различия в способностях разных лиц к осуществлению профессиональной деятельности. Причина, видимо, в том, что в обществе все большее значение приобретают знания об индивидуальности человека и ее адаптивных возможностях.

Из вышесказанного следует, что дифференциальная психология — динамически развивающаяся область психологии, имеющая теоретические основы, располагающая разными методами исследования и большим фактическим материалом. Очевидно, что в будущем можно ожидать появления новых идей, парадигм и данных, которые позволят вплотную приблизиться к пониманию природы индивидуальности человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой