Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

БлоТности Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² оцСнивания качСства образования

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠšΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ (информационная, Π²Ρ‹Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, коммуникативная; ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ; групповая Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°). Для измСрСния ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² прСдлагаСтся ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ инструмСнты, ΠΊΠ°ΠΊ тСстированиС ΠΏΠΎ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ изучСния Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΌΠ΅ΠΆΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ тСстированиС послС окончания сСмСстра, курса; Π•Π“Π­; ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΡ€Ρ‚Ρ„ΠΎΠ»ΠΈΠΎ; ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

БлоТности Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² оцСнивания качСства образования (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ. Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² образования достаточно слоТна ΠΏΠΎ Ρ€ΡΠ΄Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½. ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ образования трудноопрСдСляСмы, для ΠΈΡ… Ρ„иксации, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ измСрСния, описания, характСристики, ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Ρ‹ ΠΈ Ρ‚. Π΄. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ послС окончания ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π²ΡƒΠ·Π°, спустя Π³ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΈ Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ Π²Π½Π΅ сфСры образования, ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ нСпосрСдствСнно Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ зафиксированы. Π”Π°Π»Π΅Π΅, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ сами Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ†Π΅Π½Π΅Π½Ρ‹, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Π° Ρ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ (ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ эффСкт ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ эффСкт Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ ΠΈ Ρ‚. Π΄.). Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ образования ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ, Π° ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΡΡƒΠΌΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠΌ трудностям Π² ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ. НаконСц, Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ образования зависят ΠΎΡ‚ ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ числа Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ управляСмых, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°ΠΉΠ½Ρ‹Ρ…, нСуправляСмых Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², вслСдствиС Ρ‡Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ, Π² ΠΈΡ‚ΠΎΠ³Π΅ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ пСдагогичСских ΠΈ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… дСйствий, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° школьного ΠΈΠ»ΠΈ внСшкольного ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊ Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ образования. ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½Ρ‹Π΅ трудности Π² ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² управляСмости Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²[1].

Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ для ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ качСства образования ΠΊΠ°ΠΊ качСства ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ внСшниС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅:

  • 1) Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ учащихся, опрСдСляСмыС ΠΈΡ… ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ…Π°ΠΌΠΈ Π² ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ показатСлями (сюда Π½Π΅ Π²Ρ…одят ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠΈ, выставляСмыС самим ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ, вузовским ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ);
  • 2) ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ (информационная, Π²Ρ‹Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, коммуникативная; ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ; групповая Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°). Для измСрСния ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² прСдлагаСтся ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ инструмСнты, ΠΊΠ°ΠΊ тСстированиС ΠΏΠΎ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ изучСния Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°, Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΌΠ΅ΠΆΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ тСстированиС послС окончания сСмСстра, курса; Π•Π“Π­; ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΡ€Ρ‚Ρ„ΠΎΠ»ΠΈΠΎ; ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΈ Π΄Ρ€.

ΠšΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ оцСнивания

Π’ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ пСдагогичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ количСствСнныС ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ оцСнивания. ΠšΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ отсчСта, Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹ измСрСния. К Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ отнСсти, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° чтСния ΠΏΠΎ Ρ‡ΠΈΡΠ»Ρƒ слов Π² ΠΌΠΈΠ½ΡƒΡ‚Ρƒ, Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° письма, выставлСниС балльной ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Π·Π° Π΄ΠΈΠΊΡ‚Π°Π½Ρ‚ (качСство обучСния языку) Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π° Π΄ΠΎΠΏΡƒΡ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… орфографичСских ΠΈΠ»ΠΈ синтаксичСских ошибок (ΠΏΠΎ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ количСствСнным Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌ). Π’ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ случаСв ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² образования, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ уровня личностного развития, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… сторон воспитанности, готовности ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Π² ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠΊΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации, стСпСни крСативности ΠΈ Ρ‚. Π΄., осущСствляСтся качСствСнным (квалимСтричСским) ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ.

НСсмотря Π½Π° Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ трудностСй Π² Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² образования, ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅ΠΈΠΌΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ качСствСнный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, слСдуСт ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ, проСктирования ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ. НуТно ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅Π»ΠΈΠΊΠ°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ сфСрС, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ являСтся воспитаниС, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ принят Π²ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ хотя ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся вСсьма ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ, Π½ΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ часто ΠΈ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ диагностичным, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π² Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ «Π΄Π° — Π½Π΅Ρ‚». Π›ΡŽΠ±Π°Ρ ситуация ΠΈΠ· ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ всСгда подвСргаСтся Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ, Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ (поступок, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, — чСстный ΠΈΠ»ΠΈ бСсчСстный; Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ ΠΈΠΌΠ΅Π» мСсто ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅Ρ‚ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.).

> Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя школа ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ распоряТСнии Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ извСстныС ΠΈ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ примСняСмыС квалимСтричСскиС (ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅) ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ опрСдСлСния Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π° образования, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности:

  • 1) достиТСниС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·Π°, сдСланного ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ (ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠ²) Π² Π·ΠΎΠ½Π΅ блиТайшСго развития ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ;
  • 2) ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° повСдСния учащСгося Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΡΠΊΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…) СстСствСнно Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΡˆΠΈΡ… ситуациях;
  • 3) ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° повСдСния ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ сконструированных ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ диагностичСских ситуациях;
  • 4) достиТСниС Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅ΠΉ качСствСнной ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΏΠΎ ΡˆΠΊΠ°Π»Π΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π², Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… самой школой;
  • 5) использованиС совокупности Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… сквозных (Ρ‚.Π΅. Π³ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… для ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Π»ΡŽΠ±Ρ‹Ρ… дСйствий, поступков ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.) психологичСских ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€:
    • Π°) Π·Π½Π°Π΅Ρ‚, ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°Π΄ΠΎ (ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ);
  • 6) способСн Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ (Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ);
  • Π²) Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ (ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ).

> Π£Ρ€ΠΎΠ²Π½Π΅Π²Ρ‹ΠΉ способ квалимСтричСской (качСствСнной) ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса примСняСтся Π² ΠΎΡ‚СчСствСнной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… дСсятилСтий (Π’. Π’. ΠšΡ€Π°Π΅Π²ΡΠΊΠΈΠΉ, И. Π―. Π›Π΅Ρ€Π½Π΅Ρ€, ?. Н. Π‘ΠΊΠ°Ρ‚ΠΊΠΈΠ½). Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ способ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΠΈ:

  • 1-ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ — Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ (Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅);
  • 2-ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ — ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ (объяснСниС, ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, интСрпрСтация);
  • 3-ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ — ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ (ΠΏΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Ρƒ, Π² ΡΡ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации);
  • 4-ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ — ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Сматизация (Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ части ΠΈΠ· Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠ±ΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ элСмСнтов для получСния Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΈΠ·Π½ΠΎΠΉ); это ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ творчСства;
  • 5-ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ — ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-цСнностноС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅.

Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ трСбования ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ.

> Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ извСстный ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ квалимСтричСской ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ любого Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π° образования, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ нСльзя ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ, — пСдагогичСский консилиум, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ²ΠΈΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° экспСртной ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ любого ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ качСство образования.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π»ΠΈ образования ΠΏΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒΡΡ, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠΌΠ΅ΠΆΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅, ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π°Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ качСства образования.

  • [1] Π‘ΠΌ.: ΠŸΠΎΡ‚Π°ΡˆΠ½ΠΈΠΊ, Μ. М. Π£ΠΊΠ°Π·. соч. — Π‘. 41−42.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ