Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовно-нравственные условия волевого развития подростка в учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационном исследовании разработана модель волевого развития подростка в учебной деятельности. Она включает: духовно-нравственные условия развитиявнешние условия развития (наличие деятельностной средыпроблемно-волевой характер деятельностисформированность профессиональной компетентности преподавателя) — когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты волевого развития… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования духовно-нравственных условий волевого развития подростков
    • 1. 1. Проблема изучения в филой и хологичой литературе
    • 1. 2. Проблема изучения духовно-нравенных овий в филой и хологичой литературе
    • 1. 3. ледование волевого развития подрка в хологичой литературе
  • Глава II. Экспериментальное исследование духовно-нравственного и волевого развития подростков в учебной деятельности
    • 2. 1. Объект, предмет, гипотеза и методы ледования. Эериментальное изучение уровня волевого развитиявременных подрков
    • 2. 2. Организация эеримента волевого развития подрка в учебной деятельни. Результаты эериментальной работы

Духовно-нравственные условия волевого развития подростка в учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Волевое развитие подростков во многих случаях рассматривается в контексте осуществления деятельности и в связи с достигаемыми целями (В.К. Калин, И. И. Купцов, П. А. Рудик, В. И. Селиванов, Б. Н. Смирнов и др.).

Воля как психологический конструкт традиционно включена в деятельностную среду, что позволяет лишь частично объяснить сущность, а главное — волевую регуляцию процессов деятельности. Психологические исследования последних лет (Н.А. Коваль, Ю. А. Костюк, И.В. Михалец) убедительно показывают, что хотя волевые процессы и реализуются в продуктах деятельности, свое начало они берут и черпают энергию в духовно-нравственной сфере личности.

Духовность личности как готовность и способность к полной самореализации во имя служения человечеству есть важнейший фактор, обеспечивающий волевой контроль над осуществлением деятельности (Н.А. Коваль, С. Б. Крымский, В. И. Слободчиков, К. Ясперс и др.). Именно духовность является детерминирующим факторов деятельности, когда в силу тех или иных причин осложняются мотивационная, смысловая и эмоциональная регуляция деятельностных процессов.

Проблема волевого развития с особой остротой возникает в подростковом возрасте, который является одним из самых сложных в онтогенезе. Это связано с включением отрока в новый вид деятельности, с изменением социальной ситуации развития, ослаблением роли внешнего контроля, возникновением новых референтных групп (Л.И. Божович, И. С. Кон, В. Э. Чудновский и др.). Важнейшими требованиями деятельности становятся: наличие целевой перспективы, развернутого планирования, осуществления самоконтроля, саморегуляции, наличие способности адекватного самооценивания результатов учебного труда.

Духовно-нравственная сфера личности является тем важнейшим условием, которое определяет актуализацию волевых резервов в обстоятельствах осложненного целедостижения. Нравственная зрелость и духовное совершенство личности подростков определяют меру усилий, необходимых для преодоления не только и не столько существующих препятствий, сколько для заполнения «мотивационного вакуума». Иными словами, нравственно-волевые процессы в психологическом плане представляются той внутренней силой, которая должна энергетически «питать» процессы целедостижения, когда сама деятельность кажется малопривлекательной, слишком сложной и др., и, в связи с этим, демотивированной.

Анализ научной литературы показал, что проблема духовно-нравственных условий волевого развития недостаточно разработана, а духовность и нравственность личности как условие актуализации волевых процессов в подростковом возрасте не выступали пока еще предметом системного психологического исследования.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Проблема психологии воли имеет в научной мысли богатую историю. Впервые понятие воли было введено еще Аристотелем, позднее к этой проблеме обращались другие мыслители. К философам, считающим, что воля сродни эмоциям, ими управляется, можно отнести В. Вундта, Т. Гоббса, Г. Спенсера. Отдельная группа ученых рассматривали волю в другом планесводили ее к функционированию познавательных процессов (Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Спиноза и др.). Абсолютизировали волю Э. Гартман, В. Джемс, А. Шопенгауэр. Объединение всех трех составляющих психической реальностимышления, эмоций и воли — обосновывается в работах Аристотеля и А. Бэна.

В зарубежной и отечественной психологии существует ряд исследований (Н. Ах, К. Левин, X. Хекхаузен, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, В. А. Иванников, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Ш. Н. Чхартишвили и др.), ориентированные на изучение побудительной силы воли и ее мотивационные составляющие. Такие известные ученые, как М. Я. Басов, Л. М. Веккер, В. К. Калин, И. М. Сеченов и др. изучали волю не только как инициирующую, побуждающую к действию, но и как способность к произвольной регуляции поведения и психических процессов. Большой вклад в изучение и формирование волевых свойств личности внесли А. В. Веденов, А. И. Высоцкий, К. Н. Корнилов, В. А. Крутецкий, Ю. Л. Орлов, А. Ц. Пуни, которые изучали проблему овладения личностью собой, своим поведением.

В педагогической психологии исследовались особенности и процесс формирования волевых свойств личности в разных видах деятельности (М.Г. Виноградов, А. И. Высоцкий, М. С. Говоров, А. В. Полтев, В. И. Селиванов и др.) — влияние коллектива учебного класса и семьи на формирование воли школьников (С.М.Бирюков, P.M. Капралова, В. И. Селиванов, В. Г. Хроменок, А. И. Ушатиков и др.) — связь воли личности учащихся с их общей активностью, психологическим состоянием, интересами, уровнем притязаний (Ю.Г. Аргентов, В. К. Калин, В. Н. Семин, С. И. Хохлов и др.). Отдельные вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли представлены в работах А. И. Высоцкого, С. А. Даштаянц, И. И. Купцова, В. И. Селиванова и др.

В современных научных исследованиях, затрагивающих проблему воли, прослеживается тенденция изучать ее как одну из сторон произвольного управления (самоуправления) личности (М.И. Еникеев, Е. П. Ильин, Н. И. Непомнящая, Г. С. Никифоров, Л. Д. Столяренко, Н. М. Пейсахов и др.). Основное внимание при этом уделяется способности личности подростка к сознательному произвольному управлению своим поведением и деятельностью с помощью включения в управление волевого компонента.

Отдельные авторы (А.П. Вардомацкий, С. Я. Долецкий, Е. В. Квятковский, Я. Л. Коломинский, В. М. Мальцева и др.) тесно увязывают развитие волевых процессов в подростковом возрасте с духовно-нравственной сферой, считая, что только при наличии такого единства формируются многие качества личности (самостоятельность, убежденность, уверенность и др.), преодолеваются препятствия на пути к цели.

Однако необходимо отметить, что проблема психологии воли пока еще не получила своего полного решения в духовно-нравственном аспекте, хотя воля как функция личности обычно ассоциируется с нравственной зрелостью.

До сих пор существует терминологическая неопределенность воли в контексте духовно-нравственного развития, не выработана единая точка зрения на содержание и структуру волевого развития в условиях духовно-нравственного становления подростка. Психологические механизмы и факторы, а также условия волевого развития личности подростка в связи с духовно-нравственными проявлениями тоже раскрыты не полностью.

Таким образом, некоторые аспекты психологии воли попали в поле зрения исследователей, в то время как духовно-нравственные условия волевого развития учащихся оказались не полностью исследованы.

Тем самым возникает противоречие:

— между значительным вниманием к психологическим проблемам волевого развития, с одной стороны, и недостаточным количеством исследований в области психологии воли и духовно-нравственной сферы личности подростка в их единстве, с другой;

— между признанием функциональной связи волевых и духовно-нравственных процессов личности подростка и степенью их разработанности;

— между имеющимися в психологической литературе данными о влиянии духовно-нравственной сферы личности подростка на волевые процессы и системным опытом внедрения имеющихся разработок в психологическую практику.

Данное противоречие обусловливает существование проблемы, которая заключается в том, что в психологической практике воля нередко рассматривается в контексте конкретной деятельности, что приводит к отрыву волевых проявлений от потенций их духовно-нравственной сферы. Отсюда возникают негативные последствия, когда сама деятельность рассматривается как источник волевых усилий, целедостижение в деятельности неправомерно отождествляется с процессами волевой регуляции, а сами волевые процессы оказываются оторванными от духовно-нравственной сферы личности. Подобная упрощенность механизма волевой регуляции снижает эффективность психологической коррекции воли у подростков. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования.

Объект исследования — волевое развитие подростков в учебной деятельности.

Предмет исследования — духовно-нравственные условия волевого развития подростков в учебной деятельности.

Цель исследования — исследовать духовно-нравственные условия волевого развития подростков в учебной деятельностиразработать формирующую программу и апробировать ее в ходе эксперимента. Задачи исследования:

1. Провести теоретический и методологический анализ проблемы и раскрыть психологическую сущность содержания понятия «воля».

2. Определить структурные компоненты, критерии и уровни волевого развития подростковвыявить духовно-нравственные условия волевого развития.

3. Обосновать психологическую модель волевого развития подростков в учебной деятельности.

Гипотеза исследования: На процесс волевого развития учащихся подросткового возраста значимое влияние оказывают духовно-нравственные условия (принятие учащимися духовных и нравственных ценностей в ситуации выборапотребность в самопознанииопределение своего духовного идеала и стремление к немусамовоспитание на основе духовно-нравственных ценностейстремление руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях), определяющие выбор целей при отсутствии мотивов, их недостаточности и противоречивости. Волевое развитие личности подростка включает в себя три компонента: когнитивный, ценностно-эмоциональный и поведенческий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы психологии — детерминизма и причинно-следственной связи психических явлений, развития, активности, системности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев,.

A.В. Брушлинский, JI.C. Выготский, А. П. Деркач, Н. В. Кузьмина, Б. М. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) — теоретические положения деятельностного подхода (М.Я. Басов, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — фундаментальные исследования в психологии личности и развития (Б.Г. Ананьев, И. В. Дубровина, Н. В. Кузьмина, К.К.

Платонов и др.) — психологическая концепции духовности личности (Б.С. Братусь, В. П. Зинченко, И. А. Ильин, Е. И. Исаев, В. И. Зеленьковский, Н. А. Коваль, В. И. Слободчиков, В. Н. Панферов, П. А. Флоренский, В. Д. Шадриков и др.) — теории об условиях и механизмах волевого развития (В.А. Иванников,.

B.К. Калин, И. И. Купцов, В. И. Селиванов, Т. И. Шульга и др.) — основные положения концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин) — методологические положения о единстве внешних и внутренних условий в формировании свойств личности (С.Л. Рубинштейн), а также теоретические и экспериментальные исследования по проблеме мотивации (А.Г. Ковалев, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, Б. А. Сосновский и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов: общенаучные методы — теоретико-методологический анализ философской, психологической и педагогической литературы, касающейся предмета исследованияобсервационные методы — наблюдение (ведение дневниковых записей о поведении, отношении к учебным занятиям и взаимоотношениях учащихся), беседа, контент-анализ, анализ продуктов деятельностидиагностические методы — исследование с помощью диагностической методики «Что такое хорошо, что такое плохо» и «Как поступать» (Г.М. Фриман), опросника по выявлению ценностных ориентаций (Е.Б. Фонталовой), теста-опросника, позволяющего определить уровень развития волевых качеств личности (И.И.

Купцов, Ю.А. Еремкин) — метод экспертной оценки, самооценкиметод психологического эксперимента по волевому развитию подростков по разработанной моделиметоды математической статистики (G-критерий знаков, метод углового преобразования Фишера).

Этапы исследования за период 2000 — 2005 гг. включали:

Первый этап — поисково-аналитический. На данном этапе проводился анализ литературы с целью теоретического осмысления проблемы исследования, подбор и освоение методик в соответствии с целями и задачами проводимого исследования, разрабатывались объективно-психологические параметры для изучения, осуществлялось выдвижение гипотезы исследования.

Второй этап — экспериментально-диагностический. На данном этапе проводился констатирующий эксперимент в целях проверки выдвинутой гипотезы, обработка, анализ, количественная и качественная оценка его результатов с использованием методов математической статистики, теоретическая интерпретация.

Третий этап — опытно-развивающий. Содержание данного этапа составила разработка программы волевого развития подростков и ее апробация в учебной деятельности.

Четвертый этап — заключительный. На последнем этапе работы проводилось теоретическое обобщение эмпирических данных, их анализ, интерпретация, систематизация результатов, литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования. Раскрыта структура волевого развития подростка, включающая в себя следующие компоненты: когнитивный, ценностно-эмоциональный и поведенческий. Обнаружены психологические механизмы волевого развития подростка в учебной деятельности (идентификация, рефлексия, интериоризация, механизмы стимуляции собственных волевых усилий (самоприказ, самоодобрение, самоободрение и т. д.)). Разработана модель волевого развития подростков в учебной деятельности и организована ее опытно-экспериментальная проверка в учебно-воспитательном процессе.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволили расширить представление о воле как о регуляторе, определяющем выбор целей при отсутствии мотивов, их недостаточности и противоречивости. Доказано, что на процесс волевого развития учащихся подросткового возраста значимое влияние оказывают духовно-нравственные условия (принятие учащимися духовных и нравственных ценностей в ситуации выборапотребность в самопознанииопределение своего духовного идеала и стремление к немусамовоспитание на основе духовно-нравственных ценностейстремление руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях). Конкретизировано и уточнено содержание терминов «волевое развитие», «духовно-нравственные условия».

Практическая значимость результатов исследования. Разработана программа волевого развития подростка в учебной деятельности. В практику Центра психологической службы Рязанского государственного педагогического университета им. С. А. Есенина внедрен набор психологических методик, позволяющих диагностировать основные компоненты волевого развития. Материалы исследования используются на курсах повышения квалификации в Рязанском институте развития образования и легли в основу таких спецкурсов как «Психологическое сопровождение», «Практикум по психодиагностике». Кроме того, основные положения диссертационного исследования нами использованы в лекциях для студентов педвуза и легли в основу таких учебных дисциплин как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая и экспериментальная психология».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена совокупностью современных методологических и теоретических позиций, комплексностью и адекватностью взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования, адекватных объекту, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, количественного и качественного и анализа результатов исследования с использованием методов математической статистики.

Положения на защиту:

1. Воля — внутренний регулятор активности человека, который актуализируется в ситуациях, характеризующихся наличием тех или иных препятствий (как внешних, так и внутренних), стоящих на пути к достижению цели и проявляется в создании дополнительного усилия, необходимого для их преодоления. Волевое развитие включает в себя три составляющих: когнитивный, ценностно-эмоциональный и поведенческий компоненты.

2. Духовно-нравственные условия являются психологическим условием успешного становления волевой сферы учащихся подросткового возраста, определяющие выбор целей при отсутствии мотивов, их недостаточности и противоречивости.

3. Духовно-нравственные условия как этические регуляторы обеспечивают саморегуляцию в соответствии с усвоенными нравственными нормами и духовными идеалами личности. К ним отнесены следующие условия: принятие учащимися духовных и нравственных ценностей в ситуации выборапотребность в самопознанииопределение своего духовного идеала и стремление к немусамовоспитание на основе духовно-нравственных ценностейстремление руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях.

4. Модель волевого развития подростка в учебной деятельности включает: внутренние условия развития (духовно-нравственные условия) — внешние условия развития (наличие деятельностной средыволевой характер деятельностисформированность профессиональной компетентности преподавателя) — когнитивный, ценностно-эмоциональный и поведенческий этапы воздействия на волевое развитие, а также формы и методы, запускающие механизмы развития личности (идентификация, рефлексия, интериоризация, механизмы стимуляции собственных волевых усилий).

Результаты исследования прошли апробацию на заседаниях кафедры психологии Академии права и управления, Рязанского государственного педагогического университета им. Есенина, на научно-практических конференциях: на всероссийской научно-практической конференции.

Принципы народности и православия в педагогической системе К. Д. Ушинского и развитие современного образования" (Курск, 2001), на межрегиональной научно-практической конференции «Духовность. Нравственность. Образование. История и современность» (Рязань, 2002), на Российской научной конференции «Человек как субъект жизнедеятельности» (Рязань, 2002), на научно-практической конференции «Психология в высшей школе: проблемы и перспективы развития» (Рязань, 2003), на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеллектуального и личностного развития» (Москва, 2004) — на межрегиональной научно-практической конференции «Психологическая служба в вузе и школе: проблемы развития субъектности» (Рязань, 2004) — на научно-практической конференции «Психология и педагогика профессионального развития и саморазвития сотрудника УИС» (2005).

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована диаграммами, графиками и таблицами.

Результаты исследования показали, что к концу учебног о года заметно повысился уровень ценностно-эмоционального компонента. Так, количество учащихся, выбирающих ответы, имеющие духовно-нравственную направленность, увеличилось, а, выбирающих ответы, имеющие безразлично-отстраненную направленность, уменьшилось (Рис. 3). низкий средний высокий до эксперимента? после эксперимента.

Рис. 14, Уровень развития ценностно-эмоционального компонента волевого развития до и после эксперимента).

Для диагностики поведенческого компонента волевого развития использовался метод экспертных оценок в сочетании с методом наблюдения за учащимися на уроках и внеклассных мероприятиях с ведением дневниковых записей в течение года. Результаты исследования представлены на рисунке 4. низкий средний высокий.

Ш до эксперимента D поел с эксперимента.

Рис. 15. Уровень развития поведенческого компонента волевого развития (до и после эксперимента).

На рисунке 5 отражены изменения уровня волевого развития в целом. Наибольшая часть испытуемых достигает среднего уровня развития, высокий уровень развития — у 6% испытуемых, что говорит о принципиальной возможности волевого развития подростков в учебной деятельности. низкий средний высокий до эксперимента? после эксперимента.

Рис. 16. Уровень развития волевого развития (до и после эксперимента).

Любое экспериментальное исследование сталкивается с проблемой различения случайного и закономерного в изучаемом процессе. В своей работе мы использовали статистический критерий G-критерий знаков, позволяющий оценивать существенность тех или иных сдвигов (изменений) в уровне изучаемого признака для одних и тех же испытуемых.

Итак, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что на процесс волевого развития учащихся подросткового возраста значимое влияние оказывают духовно-нравственные условия, определяющие выбор целей при отсутствии мотивов, их недостаточности и противоречивости.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Для решения первой задачи был рассмотрен генезис понятия «воля» с античных времен до различных толкований воли в современных психологических школах. Воля нами рассматривается как внутренний регулятор активности человека, который актуализируется в ситуациях, характеризующихся наличием тех или иных препятствий (внутренних и внешних), а также проявляется в создании дополнительного усилия, необходимого для их преодоления. В то же время при осуществлении личностью волевой регуляции очень важно, чтобы в ее основе лежали высокие нравственные и духовные ценности.

2. В результате теоретического анализа раскрыто психологическое содержание духовно-нравственных условий волевого развития. Это такие этические регуляторы, под влиянием которых осуществляется саморегуляция в соответствии с усвоенными нравственными нормами и духовными идеалами личности. К духовно-нравственным условиям волевого развития мы относим следующие: принятие высоких духовных и нравственных ценностей бытия в ситуациях выборапотребность в самопознанииопределение своего духовного идеала и стремление к немусамовоспитание на основе духовно-нравственных ценностей бытиястремление руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях.

3. Уровень волевого развития определяется сформированностью выделенных нами компонентов (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий). В ходе обобщения эмпирического материала определены и критериально обоснованы три уровня волевого развития. Выявлены причины низкого уровня развития: отсутствие у учащихся четких представлений о понятиях, характеризующих волевую и духовно-нравственную сферыотсутствие значимости в реальном сознании современных подростков ценностей, провозглашаемых школой в целях мотивации воспитательно-образовательного процесса. Так же нами были выделены сферы, которые значимы в сознании современных подростков.

4. В диссертационном исследовании разработана модель волевого развития подростка в учебной деятельности. Она включает: духовно-нравственные условия развитиявнешние условия развития (наличие деятельностной средыпроблемно-волевой характер деятельностисформированность профессиональной компетентности преподавателя) — когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты волевого развития учащихся, а также формы и методы, запускающие механизмы развития личности (идентификация с определенными качествами и свойствами художественных персонажей в силу их значимости для себярефлексияинтериоризация знаний, правил и ценностеймеханизмы самовоздействия). Эффективность модели обеспечивается соблюдением и реализацией системы психолого-педагогических условий.

Заключение

.

Коренные преобразования, происходящие в политической, социально-экономической и духовной сферах современного общества, повлекли за собой поиск новых тенденций в российском образовании. В обществе появились новые ценности — саморазвития, самообразования и самопроектирования личности, выступившие основой оформления парадигмы личностно-ориентированной педагогики.

В современной психологии наблюдается тенденция к формированию новых методов и подходов в изучении человека, которая определяется возросшим интересом к субъективному модусу человеческой реальности. Настоящий период развития психологии характеризуется осознанием необходимости рассмотрения человека во всём многообразии форм и способов его становления: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа — одновременно. Такие понятия, как дух, духовность, духовное развитие вводятся в научную литературу наравне с научно обоснованными психологическими терминами.

В то же время, одним из ведущих принципов государственной политики в области образования является решение проблемы волевого развития личности школьника. Но воспитание нельзя осуществлять вслепую, наугад, особенно когда речь идёт о воспитании целого поколения, об общественной системе воспитания. Именно это требует творческого подхода к разработке новых психолого-педагогических технологий, обеспечивающих максимальную реализацию личностного потенциала каждого ребёнка. Поиску и апробации соответствующих мер было посвящено данное исследование.

Проведенное исследование показало, что на процесс волевого развития учащихся подросткового возраста значимое влияние оказывают духовно-нравственные условия, которые помогают определиться в выборе целей при отсутствии мотивов, их недостаточности и противоречивости. Именно духовно-нравственные ориентиры — это единственные ориентиры, которые позволят избежать неправильного способа действия в ситуации выбора.

Нами была разработана модель волевого развития подростка в процессе учебной деятельности, которая включает в себя внутренние условия развития (духовно-нравственные) — внешние условия развития (наличие деятельностной среды, проблемно-волевой характер деятельностисформированность профессиональной компетентности преподавателя) — когнитивный, ценностно-эмоциональный и поведенческий этапы воздействия на волевое развитие, а также формы и методы, запускающие механизмы развития личности (идентификация, рефлексия, интериоризация, механизмы стимуляции собственных волевых усилий).

В процессе реализованной нами формирующей программы учащиеся приобретают не просто систему знаний по каждой теме, у них формируются устойчивые убеждения, сделанные на основе их собственного выбора и анализа с точки зрения духовно-нравственных ценностей, развивается способность к самореализации на основе сделанного выбора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., Наука, 1980.-334 с.
  2. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -326 с.
  3. АГ. Психология личности. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. -423 с.
  4. В.И. О взаимодействии воли и мышления в проблемных ситуациях// Проблемы психологии воли: материалы IV научной конференции. Рязань, 1974. — с.17−18.
  5. Г. И., Купцов И. И., Аксенов А. Н. Субъект и образование (методология и история проблемы). Рязань: РИНФО, 2000. -97 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -282 с.
  7. Н.А. Взаимосвязь воли и психических состояний у старших школьников. Дис.. кандидата психол. наук. — Рязань, 1972. — 180 с.
  8. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.1./ Под ред. В. Ф. Асмус. -М.:Мысль, 1975. — 550с.
  9. Т. Психологическая характеристика выдержки и ее развитие у школьников-подростков. Дисс. на соиск. уч. степени канд. псих, наук. — Рязань, 1965. — 227 с.
  10. М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. -Петербург, 1922.- 116с.
  11. А.А., Рыбалко Е. Ф. Б.Г.Ананьев первооткрыватель и исследователь сложнейших проблем психологии// Психологический журнал. — 1997. № 6. — с. 16−23.
  12. Л.И. Личность и учение подростка. // Психологическая наука и образование. 1997. — № 1.- с. 5−10.
  13. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование).- М., «Просвещение», 1968. -464 с.
  14. Л.И. Особенности самосознания у подростков// Вопросы психологии. 1955. — № 1. — с. 11−17.
  15. Л.И. Воля у подростков // Семья и школа. 1981. — № 4. -с. 22−24.
  16. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. -Вопросы психологии. 1979. — № 2. — 23−34.
  17. М.И., Максименко С. Д. О саморегуляции поведения подростков в процессе учебной деятельности. Вопросы психологии. — 1977. — № 3.-57−64.
  18. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Роспедагентство, 1994. -346 с.
  19. Бэн А. Психология. М.: Изд-во М. Н. Прокоповича, 1906, т.2, кн.4- Воля. — 167−307 с.
  20. А.В. Воспитание воли у ребенка в семье. М., 1952. -156 С.
  21. А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. М., 1957. — 97 с.
  22. Н.Н. Преодоление личностных недостатков младшим и средним подростком в процессе воспитания и самовоспитания. -Дисс. на соиск. уч. степени канд. псих. наук. Рязань, — 180 с.
  23. И.И. Психологические основы формирования дисциплинированности у младших подростков. Дисс. на соиск. уч. степени канд. псих. наук. — М, 1994.
  24. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. -360 с.
  25. Вопросы психологии личности школьника/ Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1961. — 406 с.
  26. Возрастные особенности воли школьников. Ученые записки РГПУ/ Под ред. проф. В. И. Селиванова — Т.100. — Рязань, 1971. — 172 с.
  27. Воля у подростков// Семья и школа. 81.- № 4. — с. 22- 24.
  28. Вопросы нравственного воспитания школьников/ Под ред. А. А. Горцевского, Н. В. Кузьмина, А. Г. Ковалева. Ленинград, 1960. -133 с.
  29. Вопросы психологии воли и формирование волевых качеств учащихся. М, 1965. — 166с.
  30. В. Очерк психологии. / Под ред., с предисловием и примечаниями проф.Н. Я. Грота. М., 1897. — 391с.
  31. Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. -М.: Педагогика, т. З, 1983. -с.454−465.
  32. Л.С. Собр. Соч. в 6-ти т. М.: педагогика, т.5, 1983. -369с.
  33. Л.С. Психология подростка// Собрание сочинений: В 6 томах. М.:Педагогика, 1983. — Т. 4. — 504с.
  34. А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее изучения. Дис.. доктора психол. наук. -Л., 1982.-432 с.
  35. А.И. Волевая активность школьников и методы её изучения. — Челябинск, 1979. — 69 с.
  36. Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков.// Психологическая наука и образование. 1997. — № 3. — с. 104−109.
  37. Т.В. Формирование творческой активности младшего подростка на уроках гуманитарного цикла. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед наук. — Вологда, 2000.
  38. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3.Философия духа. / Под ред. Е. П. Снейковский. — М.:Мысль, 1977. — 471с.
  39. Т. Избранные произведения в двух томах. -М.:Мысль, 1964. -583 с.
  40. М.С. Психологическая характеристика инициативы школьника-подростка. Кандидатская диссертация. — М, 1962. — 176 с.
  41. Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков. // Вопросы психологии. -2000. № 6.
  42. В.Б. Особенности волевой саморегуляции подростков. -Дис.. кандидата психол. наук. М., 1990. — 142 с.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 С.
  44. В.В., Репкин В. В. Организация развивающего образования в 5−9 классах средней школы. Психологическая наука и образование. — 1997. — № 1. — с.15−35.
  45. Р. Сочинения в 2-х томах / Пер. с лат. и франц. Т. 1. / Сост., ред., вступит, ст. В. В. Соколова. — М.: Мысль, 1989. — 654 с.
  46. В. Психология. СПб., 1905.
  47. У. Психология/ Пер. с англ. И. И. Лапшина. СПб, 1896. -408с.
  48. Л.Г. Воспитание духовности на уроках словесности. // Школа духовности. № 4. — 2000. — с.37- 41.
  49. Т.В. Воспитание подростка в семье. -М, 1955. -96 с.
  50. Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. — ВП. 72. — № 2.
  51. Т.В. Психологический анализ оценки поступков подростками// Вопросы психологии личности школьника/ Под ред. Божович Л. И., Благонадежиной Л. В. -М, 1961.
  52. Т.В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка. — Советская педагогика. — 65. № 6. — с. 63−72.
  53. Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1983.
  54. К.И. Эмоционально-волевая регуляция учебной деятельности младшего подростка. Дисс. на соиск. уч. степени канд. псих. наук. — М., 1999. — 141 С.
  55. П.П. Воля и ее воспитание у подростков. Ташкент, 1985.
  56. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.-384 С.
  57. В.П. Перспектива ближайшего развития развивающего образования.// Психологическая наука и образование. 2000. — № 2. — с. 18 -42.
  58. В.П. Предмет психологии: подъем по духовной вертикали // Человек. 2001. № 5. — С. 13 -26.
  59. В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2002. № 2. — С. 8 -19.
  60. В.В. Духовность человека в зеркале психического знания и религиозной веры. // Вопросы психологии. 1998. № 3. — С. 6 -18.
  61. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.-М.: Изд-во МГУ, 1991. 142 С.
  62. В.А., Эйдман Е. В., Макарушкина М. А. Проблема воли в зарубежной психологии// Вопросы психологии. 1988. — № 3. -с.145−153.
  63. Е.П. Воля: миф или реальность? // Человек как единство телесного, душевного и духовного: Материалы VIII Российской научной конференции. Рязань, 1999. — с.73−75.
  64. Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека// Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. -Симферополь, 1983. с.140−142.
  65. Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  66. А.А. Что такое духовность?// Школа духовности. № 3. -2000. -с.6−16.
  67. В.К. Актуальные аспекты теории воли// Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции. Симферополь, 1986. — с. 120−124.
  68. В.К. Воля. Эмоции. Интеллект.// Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983. — с.171−175.
  69. А.Г. Характер и закономерности его формирования. JL, 1954.
  70. К.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дис. .канд. психол. наук. М., 1997. — 169 с.
  71. В.А. Индивидуальные особенности волевойIактивности школьников-подростков. Дис.. кандидата психол. наук. — Киев, 1979. — 233 с.
  72. Компейре Габриэль. Отрочество, его психология и педогогия. -СПб, 1910.
  73. Кон И. С. Психология ранней юности. М, 1989.
  74. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. Вопросы психологии. — 1997. — № 3. — с.69−78.
  75. А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед наук. — Курск, 1999. — 190 С.
  76. К.Н. Воспитание воли и характера. М, 1948.
  77. К.Н. Воля и ее воспитание. М, 1957.
  78. А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. -272 С.
  79. А.П. Трудный возраст (О психологических особенностях младших подростков и путях решения проблемы «пятых классов»). М.: Просвещение, 1966. — 160 С.
  80. В.А. Воспитание воли. М, 1957.
  81. В.А., Лукин В. А. Воспитание дисциплинированности у подростков. М, 1960.
  82. В.А., Лукин В. А. Психология подростка. М., 1959. -239 С.
  83. И.И. О триединстве душевных (психических) явлений личности: к истории проблемы. // Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли: тезисы VI Российской научной конференции. -Рязань, 1994. с.2−6.
  84. И.И. Внимание: подросток. М, 1982.
  85. И.И. Преодоление некоторых недостатков в поведении подростков// Советская педагогика. 1965. — № 3. — С.38−43.
  86. И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. Рязань, 1992. — 117С.
  87. И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков собственного поведения. — Дисс. на соиск. уч. степени канд. псих. наук. Рязань, 1964. — 198с.
  88. И.И., Хроменок В. Г. Интеллект и воля в познавательной деятельности.// Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее. М.: РАН, Институт психологии, 1992. — с.78−81.
  89. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960. -427 С.
  90. Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьника и как их исправлять. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1961. — 83С.
  91. Н.Д. Психологические особенности подростка. М, 1954.
  92. Н.Д. Психология характера. М, 1969.
  93. А.Н. К вопросу о сознательности учения. // Психологическая наука и образование. 1997. — № 1.- с.11−14.
  94. А.Н. Проблемы развития психики. М, 1959.
  95. Дж. Сочинения в трех томах. Т. 1./Пер.с англ. А. Н. Савина. — М.:Мысль, 1985. — 621с.
  96. Н.С. Воспитание выдержки у подростков. М, 1955.
  97. А.К. Психология обучения подростков. М., 1975.
  98. С.Б. Соотношение интеллектуального потенциала и мотивационно-волевой сферы подростков. Дисс. на соиск. уч. степени канд. псих. наук. — СПБ, 1995. — 138 С.
  99. Н.П. Духовно-нравственный потенциал гуманитарных дисциплин. // Школа духовности. № 1. — 1999. — с.54−56.
  100. М.А. К вопросу о взаимосвязи мышления и воли // Человек как единство телесного, душевного и духовного: Материалы 8 Российской научной конференции, сентябрь 1999. -Рязань:РИНФО. 1999. — с.80−84.
  101. М.А. Формирование интеллектуально-произвольных действий младших школьников как фактор развития их волевой активности. Дисс. на соиск. уч. степени канд. псих. наук. — Рязань, 2000. — 157С.
  102. В.И. Идея образования. // Школа духовности. № 4. -1999. — с.32−53.
  103. Р.С. Психология. В 2 т. — М., 1994.
  104. М.И. Психологические особенности идеалов подростков и старших школьников // Советская педагогика. 76. -№ 11.
  105. С.М. Начальный этап развития духовности. // Школа духовности. № 4. — 1999. — с.64−67.
  106. В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования.// Психологическая наука и образование. 1998. — № 3−4. — с.38−46.
  107. В.Н. Психология человека. М., 2000. — 284 с.
  108. . Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте. // Психологическая структура и образование. 1997. — № 4. -с.56−64.
  109. Подросток на перекрестке на эпох/ Под ред. Кривцовой С. В. М.: Генезис, 1997. — С. 287.
  110. К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве.// Психологическая наука и образование. 1998. — № 3−4.- с.13−17.
  111. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. ВП. — 1994. — № 1. — с.61 — 69.
  112. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. Вопросы психологии. — 1996. — № 1.
  113. В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000. — 368 С.
  114. А.В. Настойчивость школьника-подростка и ее развитие в процессе учебной работы. Дисс. на соиск. уч. степени канд. псих, наук. — М, 1956.
  115. В.А. Психология духовности профессионала. М.: Рос. акад. образован., 1997. — 342 с.
  116. A.M. Проблема подросткового кризиса.// Психологическая наука и образование. 1997. — № 1.- с. 82−87.
  117. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М.: Знание, 1990.-90 С.
  118. Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли: Тезисы VI Российской научной конференции, 9−11 июня 1994 года. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. — 124 С.
  119. Проблемы психологии воли. Тезисы V Всесоюзной научной конференции, 10−12 июня, 1991 г. Рязань, 1991. — 190 С.
  120. Проблемы психологии спорта/ Под ред. П. А. Рудика и А. Ц. Пуни. -М, 1962. С.
  121. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. № 2. — С. 7 — 12.
  122. Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л. В. Кулакова. СПб.: Питер, 2002. — 427 с.
  123. Психология современного подростка./Под ред. Д.И. Фельдштейна- Науч.- исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: «Педагогика», 1987. -240с.
  124. X. Подростковый и юношеский возраст. -М., 1994.
  125. Т. Психология чувств. В двух частях. Киев, 1897. -378 с.
  126. С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2001. — 7120 С.
  127. Сеченов И. М. Избранные произведения. / Под ред В. М. Каганова. -М., 1953. -332с.
  128. В.И. Избранные психологические произведения. — Рязань, 1992.-575 С.
  129. В.И. Воля и ее воспитание. М, 1976.
  130. В.И. Воспитание воли школьника. М, 1949.
  131. В.И. Воспитание воли и характера детей в семье. -Рязань, 1960.
  132. В.И. Проблема воли в советской психологии// Вопросы психологи. 1964. — № 1.
  133. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2000.-350 с.
  134. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М., 1989. — 350 с.
  135. В.И. Реальность субъективного духа // Человек. -1994. № 5. С.21- 38.
  136. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. — 417 с.
  137. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 6. — С. 13 -20.
  138. Словарь практического психолога. Сост. С. Ю. Головин. М., 2003. — 793 с.
  139. Г. А. Формирование самосознания и самооценки у советских школьников Кандидатская диссертация. — М, 1953.
  140. Г. И. Учебный полилог как форма организации поисковой деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку. Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. — Самара, 1997. -С.
  141. Л.Б. Духовность как интегративная сила воспитания.// Школа духовности. № 1. — 2001. — с.41−47.
  142. Г. Основание психологии. Части 1−5.—СПб., 1897. 391 с. 15.1. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х томах. — Том 1. — М., 1957.-631 с.
  143. Ю.С. Словарь русской культуры. М., 1997.-586 с.
  144. К.Д. Собрание сочинений ТЗ. — М, 1948.
  145. К.Д. Собрание сочинений Т5. — М. 1948.
  146. К.Д. Собрание сочинений . Т. 8. — М, 1950.
  147. Л.И. Избранные философские произведения: В 2-х томах.-Т. 1.-М., 1955.
  148. А.Ф. Характер подростка как субъекта учебной деятельности и делового общения. Дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. — М, 1997. — 197 С.
  149. Формирование личности в переходный период: От подростковому к юношескому возрасту/Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Педагогика, 1987.- 184 с.
  150. С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. — 315 с.
  151. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 442 с.
  152. C.JI. Душа человека. М.: Республика, 1997. — 317 с.
  153. Н. Психологические особенности волевой саморегуляции несовершеннолетних осужденных женского пола. Дисс. на соиск. уч. степени канд. псих. наук. — Рязань, 2001. — 236 с.
  154. С.И. Психологические вопросы взаимосвязи интереса и воли в деятельности учащихся подростков: Дис. .канд. психол. наук.- Рязань, 1970. 164 с.
  155. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / Психол. журнал. 1995. № 2. — С. 17 -23.
  156. М.В. Эмоционально-волевая сфера личности подростка как предмет работы школьного психолога: Дис. .канд. психол. наук.- М., 1993. 176 с.
  157. В.Д. Духовные способности. СПб., 1997. — 234 с.
  158. В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.: Логос, 1996. 342 с.
  159. И.П. Психологические особенности изменения системы интересов при переходе от подросткового к старшему школьному возрасту: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1987. -26 с.
  160. Школа и характер. Заметки по педагогике послушания и по реформе школьной дисциплины/ Пер. с нем. Г. Г. Зоргенфрея. М., 1910. — 158 С.
  161. А. Избранные произведения / Сост., авт. вступит, ст. и прим. И. С. Нарский. М.:Просвещение, 1992. — 479с.
  162. Г. Г. Психология социального бытия. М., 1996. — 321 с.
  163. Г. А., Мастеровой Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. -288С.
  164. Человек как единство телесного, душевного и духовного: Материалы VIII Российской научной конференции, сентябрь 1999 года. Рязань, РИНФО. 1999. — 119 С.
  165. Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения) М.: Столетие, 1994. — 192 С.
  166. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 С.
  167. Экспериментальные изучения волевой активности. Рязань, 1986.
  168. Эмоции (чувства), мышление (интеллект), произвольность (воля) в духовном становлении личности: Материалы VII Российской научной конференции, сентябрь 1997 года. Рязань: Горизонт, 1997. — 170 С.
  169. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. — Симферополь, 1983.
  170. Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996. -453 с.
  171. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.-431 с.
  172. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. — 326 с.
  173. С.Г. Проблемы этического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Ред. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 432 с.
  174. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976.-238 с.
  175. Д.В. Особенности социализации современного подростка. //Вопросы психологии. 1999. — № 6.
  176. К. Общая психология. М.: Наука, 1997. -467 с.
Заполнить форму текущей работой