Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностические возможности опросников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Низкий интеллектуальный и общий культурный уровень обследуемого лица, использование некорректных эталонов в процессе описания собственных личностных свойств, эмоций и поведения, в качестве которых чаще всего используются представители ближайшего окружения, а не человек вообще, могут приводить к неверной трактовке, неточному пониманию смысла предъявляемых утверждений и таким образом… Читать ещё >

Диагностические возможности опросников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого[1].

В процессе заполнения опросника респондент описывает свое поведение в тех или иных типовых ситуациях, характеризует типичные для него способы эмоционального реагирования или отношения к описываемым в вопросе ситуациям. Опросники чаще всего отражают отношение человека к различным высказываниям, меру его согласия или несогласия с ними.

Опросники представляют собой весьма популярный способ получения информации о психологических, личностных, особенностях человека, чему способствуют:

  • — высокая диагностическая надежность;
  • — возможность групповой и индивидуальной формы работы;
  • — экономичность данного способа сбора информации (за относительно короткое время можно собрать значительный объем информации о человеке);
  • — возможность создания компьютерных версий опросников и применения компьютерных программ обработки[2].

Надежность диагностических результатов, получаемых с помощью опросников, достигается при помощи:

  • 1) наличия определенной теоретической концепции или научно обоснованной модели изучаемого феномена, на основании которых разрабатывается опросник;
  • 2) наличия достаточно большого количества суждений, адресованных обследуемому в процессе выявления диагностически значимой информации, что позволяет снизить вероятность случайного ответа со стороны респондента;
  • 3) стремления использовать реальные жизненные ситуации, релевантные опыту опрашиваемых лиц;
  • 4) включения в текст опросника повторяющихся вопросов и суждений, что также позволяет оценить устойчивость, искренность ответов респондента;
  • 5) применения шкал коррекции (шкал лжи), позволяющих оценить выраженность мотивационных искажений, силу мотивации социального одобрения.

Принято выделять следующие виды опросников.

  • 1. По диагностической направленности выделяют:
    • — опросники черт личности (например, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла);
  • 3
  • — опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка, пагохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко);
  • — опросники мотивов (например, опросник мотивации аффилнации А. Меграбяна);
  • — опросники интересов (например, опросники Г. Кыодера);
  • — опросники ценностей (например, ценностный опросник Ш. Шварца, опросник СЖО Дж. Крамбо, Л. Махолика);
  • — опросники установок (МИС С. Пантилеева).
  • 2. В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, различают:
    • — опросники факторные, для их конструирования используется факторный анализ (16-факторный опросник К. Кеттелла);
    • — опросники эмпирические, разрабатываемые на основе критериальноключевого принципа (базируется на эмпирическом обнаружении некоторых психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных), например MMPI.
  • 3. По количеству измеряемых свойств (переменных):
    • — одномерные (ориентированы на оценку только одного свойства личности или только одной психологической переменной, например, Шкала социальной желательности Д. Марлоу, Д. Краун);
    • — многомерные (позволяют оценивать несколько параметров измеряемого психологического явления, например, Шкала измерения тактик самопрезентации С. Ли, Б. Куигли, М. Неслер, А. Корбетт, Дж. Тедсши).

К типовым формам вопросов (утверждений), используемым в опросниках, можно отнести следующие.

  • 1. Закрытые вопросы, предусматривающие дихотомические варианты ответов (согласен / не согласен с утверждением).
  • 2. Вопросы с добавлением неопределенного варианта ответа (да / нет / затрудняюсь ответить). Использование такого варианта формулировки ответов, согласно П. Клайну, снимает негативное отношение к принудительному выбору альтернатив у респондента, но увеличивает вероятность выбора неопределенного ответа.
  • 3. Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам, в них респонденту предлагается оценить степень своего согласия с утверждением. Данный тип формулировки дает больше возможностей применения математико-статистических процедур на этапе обработки результатов обследования, полученных для группы обследованных лиц.
  • 4. Вопросы, предусматривающие ответы на основе выбора из нескольких предложенных развернутых высказываний.

Важно запомнить!

Опросник — психодиагностический метод, в котором задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Важно помнить, что в связи со спецификой данного метода имеются и строгие возрастные ограничения. Так, нижняя возрастная граница применения опросников обозначается возрастом в 12 лет (в редком случае 9 лет), что обусловлено особенностями развития самосознания, рефлексивных способностей в онтогенезе.

Мотивационные искажения связаны с осознаваемым или неосознаваемым стремлением человека соответствовать социально одобряемым, общепринятым групповым и профессиональным эталонам поведения. Вероятность мотивационных искажения наиболее велика в ситуации экспертизы, когда диагностическое обследование проводится по запросу не самого клиента, а по запросу третьих лиц (например, потенциального работодателя). Мотивационная погрешность зависит от того, какое значение придает обследуемый результатам диагностического обследования, от его отношения к психологу и самому обследованию. Высокая личная значимость тестирования, результаты которого могут сыграть решающую роль в судьбе человека, вызывает завышение оценки свойств личности, характеризующих эмоциональную стабильность, самоконтроль, социальную ответственность. Негативное отношение к тестированию может сопровождаться появлением подозрительности, чувства вины, фрустрированиости[3].

Низкий интеллектуальный и общий культурный уровень обследуемого лица, использование некорректных эталонов в процессе описания собственных личностных свойств, эмоций и поведения, в качестве которых чаще всего используются представители ближайшего окружения, а не человек вообще, могут приводить к неверной трактовке, неточному пониманию смысла предъявляемых утверждений и таким образом, способствовать искажению получаемой в процессе диагностического обследования информации. Такого рода искажения принято называть интеллектуальной погрешностью[4].

Также выделяют погрешность, связанную с влиянием культуры. Данная погрешность отражается на качестве получаемой информации в том случае, если в ходе диагностического обследования применяется плохо адаптированная методика.

Как отмечает С. Т. Посохова, критика применения опросников также связана с их низким прогностическим потенциалом. Сторонники такой позиции отмечают, что применение опросников целесообразно лишь для описания актуальных проблем и отношений личности[5].

  • [1] Психологическая диагностика: учебник для вузов / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. С. 62.
  • [2] Настольная книга практического психолога / сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. М.;СПб.: ACT; ХРАНИТЕЛЬ; Сова, 2008. С. 58.
  • [3] См.: Настольная книга практического психолога / сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьев.
  • [4] См.: Там же.
  • [5] Там же. С. 60.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой