Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ДиагностичСскиС возмоТности опросников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Низкий ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ обслСдуСмого Π»ΠΈΡ†Π°, использованиС Π½Π΅ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½Ρ‹Ρ… эталонов Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ описания собствСнных личностных свойств, эмоций ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ, Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ прСдставитСли блиТайшСго окруТСния, Π° Π½Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅, Π½Π΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ пониманию смысла ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ДиагностичСскиС возмоТности опросников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΡƒΡŽ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ психодиагностичСских ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ, Π³Π΄Π΅ задания прСдставлСны Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ вопросов ΠΈ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ для получСния Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… со ΡΠ»ΠΎΠ² обслСдуСмого[1].

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ заполнСния опросника рСспондСнт описываСт своС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ситуациях, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ для Π½Π΅Π³ΠΎ способы ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ рСагирования ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΎΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ Π² Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ΅ ситуациям. ΠžΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ высказываниям, ΠΌΠ΅Ρ€Ρƒ Π΅Π³ΠΎ согласия ΠΈΠ»ΠΈ нСсогласия с Π½ΠΈΠΌΠΈ.

ΠžΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой вСсьма популярный способ получСния ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСских, личностных, особСнностях Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ‡Π΅ΠΌΡƒ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚:

  • — Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠ°Ρ диагностичСская Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ;
  • — Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹;
  • — ΡΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ способа сбора ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (Π·Π° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΎΠ΅ врСмя ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ объСм ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅);
  • — Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ создания ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… вСрсий опросников ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠΎΠΌΠΏΡŒΡŽΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ[2].

ΠΠ°Π΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ диагностичСских Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ², ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ опросников, достигаСтся ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ:

  • 1) наличия ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ тСорСтичСской ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ обоснованной ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π°, Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… разрабатываСтся опросник;
  • 2) наличия достаточно большого количСства суТдСний, адрСсованных обслСдуСмому Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ выявлСния диагностичСски Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ позволяСт ΡΠ½ΠΈΠ·ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ случайного ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π° со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ рСспондСнта;
  • 3) стрСмлСния ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ситуации, Ρ€Π΅Π»Π΅Π²Π°Π½Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρƒ ΠΎΠΏΡ€Π°ΡˆΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π»ΠΈΡ†;
  • 4) Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π² Ρ‚Скст опросника ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ вопросов ΠΈ ΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ позволяСт ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΈΡΠΊΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² рСспондСнта;
  • 5) примСнСния шкал ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ (шкал Π»ΠΆΠΈ), ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… искаТСний, силу ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ одобрСния.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ опросников.

  • 1. По Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ичСской направлСнности Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚:
    • — ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚ личности (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, 16-Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ личностный опросник Π . ΠšΠ΅Ρ‚Ρ‚Π΅Π»Π»Π°);
  • 3
  • — ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ типологичСскиС (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, опросники Π“. ΠΠΉΠ·Π΅Π½ΠΊΠ°, пагохарактСрологичСский диагностичСский опросник А. Π•. Π›ΠΈΡ‡ΠΊΠΎ);
  • — ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, опросник ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π°Ρ„Ρ„ΠΈΠ»Π½Π°Ρ†ΠΈΠΈ А. ΠœΠ΅Π³Ρ€Π°Π±ΡΠ½Π°);
  • — ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ интСрСсов (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, опросники Π“. ΠšΡ‹ΠΎΠ΄Π΅Ρ€Π°);
  • — ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ цСнностСй (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, цСнностный опросник Π¨. Π¨Π²Π°Ρ€Ρ†Π°, опросник Π‘Π–Πž Π”ΠΆ. ΠšΡ€Π°ΠΌΠ±ΠΎ, Π›. ΠœΠ°Ρ…ΠΎΠ»ΠΈΠΊΠ°);
  • — ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ установок (МИБ Π‘. ΠŸΠ°Π½Ρ‚ΠΈΠ»Π΅Π΅Π²Π°).
  • 2. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ конструирования, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚:
    • — ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅, для ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚руирования ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ΡΡ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· (16-Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ опросник К. ΠšΠ΅Ρ‚Ρ‚Π΅Π»Π»Π°);
    • — ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ эмпиричСскиС, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° (базируСтся Π½Π° ΡΠΌΠΏΠΈΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… психологичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ², ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π»Π΅Π²Π°Π½Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…), Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ MMPI.
  • 3. По ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ измСряСмых свойств (ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ…):
    • — ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ (ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π½Π° ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ свойства личности ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ психологичСской ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π¨ΠΊΠ°Π»Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π”. ΠœΠ°Ρ€Π»ΠΎΡƒ, Π”. ΠšΡ€Π°ΡƒΠ½);
    • — ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ (ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ нСсколько ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² измСряСмого психологичСского явлСния, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π¨ΠΊΠ°Π»Π° измСрСния Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊ самопрСзСнтации Π‘. Π›ΠΈ, Π‘. ΠšΡƒΠΈΠ³Π»ΠΈ, М. НСслСр, А. ΠšΠΎΡ€Π±Π΅Ρ‚Ρ‚, Π”ΠΆ. ВСдсши).

К Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌ вопросов (ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ), ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹ΠΌ Π² ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ…, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ отнСсти ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅.

  • 1. Π—Π°ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹Π΅ вопросы, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ дихотомичСскиС Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² (согласСн / Π½Π΅ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠ΅Π½ с ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ).
  • 2. Вопросы с Π΄ΠΎΠ±Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½Π΅ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π° ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π° (Π΄Π° / Π½Π΅Ρ‚ / Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΡΡŽΡΡŒ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ). ИспользованиС Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ², согласно П. ΠšΠ»Π°ΠΉΠ½Ρƒ, снимаСт Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Ρƒ Π°Π»ΡŒΡ‚Π΅Ρ€Π½Π°Ρ‚ΠΈΠ² Ρƒ Ρ€Π΅ΡΠΏΠΎΠ½Π΄Π΅Π½Ρ‚Π°, Π½ΠΎ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π²Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° Π½Π΅ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π°.
  • 3. Вопросы, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€Π΅ΠΉΡ‚ΠΈΠ½Π³ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ шкалам, Π² Π½ΠΈΡ… рСспондСнту прСдлагаСтся ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½ΡŒ своСго согласия с ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π΄Π°Π΅Ρ‚ большС возмоТностСй примСнСния ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΎ-статистичСских ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€ Π½Π° ΡΡ‚Π°ΠΏΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² обслСдования, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… для Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ обслСдованных Π»ΠΈΡ†.
  • 4. Вопросы, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Ρ‹ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΈΠ· Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚Ρ‹Ρ… высказываний.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ!

ΠžΠΏΡ€ΠΎΡΠ½ΠΈΠΊ — психодиагностичСский ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ задания прСдставлСны Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ вопросов ΠΈ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ для получСния Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… со ΡΠ»ΠΎΠ² обслСдуСмого.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ со ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠΎΠΉ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ возрастныС ограничСния. Π’Π°ΠΊ, ниТняя возрастная Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Π° примСнСния опросников обозначаСтся возрастом Π² 12 Π»Π΅Ρ‚ (Π² Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎΠΌ случаС 9 Π»Π΅Ρ‚), Ρ‡Ρ‚ΠΎ обусловлСно особСнностями развития самосознания, рСфлСксивных способностСй Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅.

ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ искаТСния связаны с ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ нСосознаваСмым стрСмлСниСм Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ одобряСмым, общСпринятым Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ эталонам повСдСния. Π’Π΅Ρ€ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… искаТСния Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠ° Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ экспСртизы, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° диагностичСскоС обслСдованиС проводится ΠΏΠΎ Π·Π°ΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ Π½Π΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, Π° ΠΏΠΎ Π·Π°ΠΏΡ€ΠΎΡΡƒ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠΈΡ… Π»ΠΈΡ† (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ работодатСля). ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Π°Ρ ΠΏΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ зависит ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ обслСдуСмый Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌ диагностичСского обслСдования, ΠΎΡ‚ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³Ρƒ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌΡƒ обслСдованию. Высокая личная Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ тСстирования, Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡΡ‹Π³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΡΡƒΠ΄ΡŒΠ±Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π·Π°Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ свойств личности, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠ°ΠΌΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. НСгативноС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ‚Π΅ΡΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒΡΡ появлСниСм ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, чувства Π²ΠΈΠ½Ρ‹, фрустрированиости[3].

Низкий ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ обслСдуСмого Π»ΠΈΡ†Π°, использованиС Π½Π΅ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½Ρ‹Ρ… эталонов Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ описания собствСнных личностных свойств, эмоций ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ, Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ всСго ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ прСдставитСли блиТайшСго окруТСния, Π° Π½Π΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅, Π½Π΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ пониманию смысла ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ искаТСнию ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ диагностичСского обслСдования ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° искаТСния принято Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ[4].

Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½ΡƒΡŽ с Π²Π»ΠΈΡΠ½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. Данная ΠΏΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ отраТаСтся Π½Π° ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, Ссли Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ диагностичСского обслСдования примСняСтся ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ адаптированная ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ°.

Как ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π‘. Π’. ΠŸΠΎΡΠΎΡ…ΠΎΠ²Π°, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ° примСнСния опросников Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ связана с ΠΈΡ… Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΌ прогностичСским ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ. Π‘Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΈΠΊΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ опросников цСлСсообразно лишь для описания Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ личности[5].

  • [1] ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ диагностика: ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊ для Π²ΡƒΠ·ΠΎΠ² / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. М. К. Акимовой, К. М. Π“ΡƒΡ€Π΅Π²ΠΈΡ‡Π°. Π‘. 62.
  • [2] ΠΠ°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π° практичСского психолога / сост. Π‘. Π’. ΠŸΠΎΡΠΎΡ…ΠΎΠ²Π°, Π‘. Π›. БоловьСва. М.;БПб.: ACT; Π₯Π ΠΠΠ˜Π’Π•Π›Π¬; Π‘ΠΎΠ²Π°, 2008. Π‘. 58.
  • [3] Π‘ΠΌ.: ΠΠ°ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π° практичСского психолога / сост. Π‘. Π’. ΠŸΠΎΡΠΎΡ…ΠΎΠ²Π°, Π‘. Π›. БоловьСв.
  • [4] Π‘ΠΌ.: Π’Π°ΠΌ ΠΆΠ΅.
  • [5] Π’Π°ΠΌ ΠΆΠ΅. Π‘. 60.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ