Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Межличностное общение детей-сирот с задержкой психического развития в различных моделях семейного воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Долгое время дети-сироты не были объектом пристальных научных исследований. В связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране проблемы этих детей возросли и усложнились. Исследования детей в детских домах показывают, что среди сирот нет абсолютно здоровых детей. Как отмечают многие исследователи, в силу биологических или социальных причин, воспитанники детских домов часто имеют… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные представления о развитии межличностного общения детей-сирот
    • 1. 1. Влияние семьи на межличностное общение ребенка
    • 1. 2. Особенности развития личности ребенка в условиях материнской депривации
    • 1. 3. Особенности социальной и материнской депривации у детей с ЗПР
  • Ф
    • 1. 4. Психологические особенности развития общения воспитанников детского дома
  • Глава 2. Объект и методы исследования
    • 2. 1. Объект и этапы исследования
    • 2. 2. Характеристика семейных групп
    • 2. 3. Методы исследования
  • Глава 3. Исследование межличностного общения детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания
    • 3. 1. Социометрическое исследование
    • 3. 2. Исследование межличностных отношений
    • 3. 3. Изучение внутрисемейных отношений у детей с ЗПР по рисуночной методике «Моя семья»
    • 3. 4. Исследование состояния одиночества
  • Глава 4. Динамика развития межличностного общения детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания
    • 4. 1. Изменение показателей социометрического исследования
    • 4. 2. Изменение показателей межличностных отношений
    • 4. 3. Изменение показателей внутрисемейных отношений
    • 4. 4. Изменение показателей состояния одиночества
    • 4. 5. Сравнение зависимости между показателями методом корреляционного анализа
  • Выводы

Межличностное общение детей-сирот с задержкой психического развития в различных моделях семейного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современных условиях проблема социального сиротства является одной из самых острых в России. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно возрастает и составляет сегодня более 700 тысяч человек, большинство из них воспитываются в интернатных учреждениях. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует 39 детских домов, в которых воспитываются около 3500 детей-сирот.

Долгое время дети-сироты не были объектом пристальных научных исследований. В связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране проблемы этих детей возросли и усложнились. Исследования детей в детских домах показывают, что среди сирот нет абсолютно здоровых детей. Как отмечают многие исследователи, в силу биологических или социальных причин, воспитанники детских домов часто имеют задержку психического развития (ЗПР). Эти дети нуждаются в особом внимании, специальной психолого-педагогической коррекции и комплексном сопровождении.

Особенности развития личности ребенка-сироты показаны в многочисленных исследованиях отечественных авторов Л. И. Божович (1950), И. В. Дубровиной (1982, 1990, 1995), М. И. Лисиной (1982, 1997), A.M. Прихожан (1990, 1995), B.C. Мухиной (1991), Н. Н. Толстых (1995), Л. М. Шипицыной (1996,1997.1998), Т. Н. Шульги (1999) и др. Ряд зарубежных авторов Й. Лангмейер и 3. Матейчик (1984), В. Денис и П. Наджарьян (2000) отражают в своих работах сущность материнской депривации, специфику психического развития детей, воспитывающихся вне семьи.

В последние годы всё более приоритетными становятся исследования различных форм устройства детей-сирот на воспитание в семью: под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи (И.В. Дубровина, А. Г. Рузская, 1990 г.- В. С. Мухина, 1991 г.- Л. В. Байбородова, 1997 г.- Л. М. Шипицына и др., 1997, 2000 гг.- Е. Е. Чепурных, 2001 г.- В. Н. Ослон, А.Б.

Холмогорова, 2001 г.). В то же время отмечается увеличение количества учреждений для осиротевших детей, поэтому очевидным является необходимость внедрения альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот, т. е. создание различных моделей семейного воспитания для них в детском доме и вне его, которые бы позволили обеспечивать благоприятные условия для развития межличностных отношений детей-сирот, их социализацию и подготовку к самостоятельной жизни через приобретение опыта семейного проживания. Однако изучение развития межличностного общения детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания практически не проводилось, что позволяет считать настоящее исследование актуальным.

Цель исследования: изучение особенностей межличностного общения детей-сирот с задержкой психического развития в различных моделях семейного воспитания.

Задачи исследования:

1. Изучить социальный статус и психофизиологические особенности детей с ЗПР.

2. Сформировать различные модели семейного воспитания из воспитанников детского дома с ЗПР.

3. Апробировать комплекс психодиагностических методик для изучения межличностного общения детей-сирот с ЗПР младшего школьного возраста.

4. Изучить в динамике особенности межличностного общения детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания.

5. Выявить наиболее адекватные модели семейного воспитания для развития межличностного общения детей-сирот.

Объект исследования: младшие школьники в возрасте 8−9 лет с задержкой психического развития, воспитанники детского дома № 9 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (54 человека) и дети того же возраста с задержкой психического развития, проживающие в семьях и обучающиеся в общеобразовательной школе № 443 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (20 человек). Всего в исследовании участвовало 74 человека.

Предмет исследования: особенности межличностного общения у детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания.

Гипотеза исследования. Нарушение межличностного общения воспитанников детских интернатных учреждений связано с рядом специфических особенностей: последствиями социальной и материнской депривациитрудностями адаптационного периода от проживания в семье к проживанию в детском домесложностью усвоения социальных нормискаженными, нереальными представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семьеклиническими проявлениями ЗПР и И) сопутствующими соматическими заболеваниями у детей-сирот.

Межличностное общение детей-сирот с ЗПР играет большую роль в эмоциональных контактах со сверстниками и взрослыми и меняется в зависимости от условий семейного воспитания. Для развития межличностного общения детей-сирот наиболее эффективны модели многодетных семей с совместным проживанием в одной квартире детей-сирот и воспитателя вне детского дома, либо с совместным проживанием детей-сирот и воспитателей, кровных родственников, в условиях созданной для них квартиры в самом детском доме. ш.

Методы исследования. В исследовании использовались анамнестический метод, методы наблюдения и экспертных оценок, а также комплекс психологических методик: исследование социометрического статуса, разработанный Дж. Мореноисследование межличностных отношений ребенка по Рене Жилюисследование состояния одиночества с использованием шкалы одиночества Д. Рассел, Л. Пепло, М. Ферпосонпроективная методика «Моя семья» Г. Т. Хоментаускасасравнительный анализ (разных групп и в динамике исследования) — статистические методы анализа.

Положения, выносимые на защиту:

1. У детей младшего школьного возраста с ЗПР имеет место нарушение формирования навыков общения, что выражается в изменениях межличностного взаимодействия вне зависимости от воспитания в семье или интернатном учреждении.

2. У детей-сирот с ЗПР по сравнению с детьми с ЗПР из семей отмечаются специфические особенности межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что связано с доинтернатным неблагоприятным семейным воспитанием, негативным опытом общения, влиянием и обедненностью социальной среды.

3. Модели семейного воспитания для детей-сирот с ЗПР, приближенные к домашним, создают благоприятные условия для развития межличностного общения детей-сирот, их полноценной социализации и подготовки к самостоятельной жизни.

Научная новизна и теоретическая значимость. В работе впервые изучено развитие межличностного общения детей-сирот младшего школьного возраста с ЗПР в различных моделях семейного воспитания. Получены новые факты, свидетельствующий о нарушениях в формировании межличностных отношений и деформации поведенческих реакций в различных условиях семейного воспитания по сравнению с детьми с ЗПР, живущими в кровных семьях.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть положены в основу практической реализации программы модернизации детских домов, уменьшении числа различных типов интернатных учреждений России и уменьшении детей в них, а также для создания в этих учреждениях моделей воспитания детей-сирот приближенных к домашним.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены и обсуждены на кафедре специальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, докладывались на городских научно-практических конференциях детских домов Санкт-Петербурга и на межвузовских научно-практических * конференциях. Результаты исследования апробированы в ходе их неоднократного обсуждения на консилиумах Центра психолого-педагогического медико-социального сопровождения детского дома № 9, советах педагогов и методических объединениях психологов детских домов Санкт-Петербурга.

Основные результаты проведенного исследования отражены в пяти публикациях автора.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов и приложений. Работа изложена на 217 страницах, содержит 36 таблиц и 30 рисунков. Библиография насчитывает 200 ф наименований, из них 21 — на иностранном языке.

ВЫВОДЫ.

1. У воспитанников детского дома с ЗПР младшего школьного возраста межличностное общение носит поверхностный, ситуативный, деловой характер, подчиненный выполнению конкретных задач в том или ином виде деятельности.

2. У детей-сирот с ЗПР нарушено общение как со сверстниками, так и со взрослыми, что связано с предыдущим неблагоприятным семейным воспитанием, негативным опытом межличностного общения, отрицательным влиянием социальной среды, характеризующимся примитивизмом и однообразием социальных контактов.

3. У детей-сирот с ЗПР снижена потребность к общению с матерью, чаще отмечаются реакции на фрустрацию — стремление к уединению, отгороженность.

4. Отрицательный опыт общения, полученный детьми-сиротами с ЗПР в своих биологических (кровных) семьях, грубость, жестокость, физическое наказание, отсутствие духовной близости переносятся на межличностные отношения с детьми и воспитателями в группе детского дома.

5. Повышенный уровень тревожности, конфликтности, враждебности и чувства неполноценности в контексте семейных отношений у детей-сирот с ЗПР сужают круг их общения по сравнению с детьми с ЗПР, воспитывающихся в биологических (кровных) семьях.

6. У детей-сирот с ЗПР в условиях, приближенных к домашним, наблюдаются положительные изменения в межличностном общении, снижение показателей реакции на фрустрацию и стремления к уединению, отгороженности.

Наиболее адекватными моделями семейного воспитания для детей-сирот с ЗПР, способствующими развитию межличностного общения являются модели:

— многодетная семья с совместным проживанием детей и воспитателя вне детского дома;

— многодетная семья с совместным проживанием детей-сирот и воспитателей, кровных родственников, в условиях созданной для них квартиры в самом детском доме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Младенческий возраст // Психическое развитие воспитанников детского дома. — М., 1990. — С. 43−45.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. — 127 с.
  3. Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1992. — 16 с.
  4. М.К. Дети с недостатками эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. -М., 1995.-97 с.
  5. Д. Стохастические модели социальных процессов. М., 1985.
  6. Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений Психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребневой. -М.-С. 35−48.
  7. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.-2000.
  8. А.С., Каецаев А. Г., Соболева М. В. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 127−133.
  9. А.С. Психофизические основы доминанты материнства // Психофизиология матери и ребенка. Сб. статей. СПб. — 1999. — 272 с.
  10. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.-1995.
  11. В.М. Избранные произведения. М., 1954.
  12. А.А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. 1994. -№ 1. С. 122−126.
  13. А.А. Психология общения. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж. — 1995. — 256с.
  14. Л.И. и др. Очерки психологии детей. М., 1950.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  16. В.В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб. — 1 999 242 с.
  17. В.И., Северный А. А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998. — С. 37−41.
  18. Н.Н. Первый год жизни. Петрозаводск, 1983.
  19. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах. Дисс.канд. психол. наук. М., 1992.-156 с.
  20. Т.А. О детях с временной задержкой психического развития // Клиническое изучение школьной неуспеваемости / Тез. симп. М., 1969.-С. 7−10.
  21. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.-173 с.
  22. Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. -1975.-№ 6.-С. 23.
  23. Т.А. Воспитание детей с задержкой психического развития впроцессе обучения: Сб. науч. трудов. М. — 1981.- С. 56.
  24. Вопросы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / Под ред. В. Ф. Мачихиной. Горький, 1977. — 58 с.
  25. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения / Под ред. Т. А. Власовой и др. М., 1981. — 100 с.
  26. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред. сост. Н. П. Иванова. — М. — 104 с.
  27. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.-386 с.
  28. Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собрание соч. Т.5. М., 1983.
  29. Л.С. Коллектив как фактор развития дефектного ребенка // Собр. соч. Т.5. М., 1983. — С.196- 218.
  30. Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы Психологии. 1996. — № 3. — С. 101−116.
  31. И.Н., Игнатьева Н. Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Выпуск 7. М., 1994. — 64 с.
  32. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995. -240 с.
  33. Д.Е. Влияние общения с взрослыми на общение детей с Сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.
  34. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  35. Т. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье. // Вопросы психологии. -2000. Май-июнь. — С.31−33.
  36. С.В. Семья и государство.// Педагогика. 1999. — № 1 -С.3−9.
  37. И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. -Серия: Семья и воспитание. М., 2000. — 48 с.
  38. Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков. Дисс.. .канд. мед. наук. Л., 1970. — 240 с.
  39. Н.Н. Проявление самостоятельности в процессе совместной деятельности младших школьников в условиях школы-интерната // Начальная школа. 1996. — № 7. — С. 29−32.
  40. Дети с временными задержками развития /Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., 1971. — 208 с.
  41. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Подред. Е. А. Стребелевой. М., 1998. — 336 с.
  42. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, * М. С. Певзнер. М., 1971. — 208 с.
  43. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984. — 256 с.
  44. И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. — 207 с.
  45. И.В., Рузская А. Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. -М., 1990.
  46. И.В. и др. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Очерки. М., 1995.
  47. М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология. -1997. № 5. — С. 67−68.
  48. М.А. Первичная социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей. Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб., 1998.- 22 с.
  49. В.П., БыстроваН.Н. О детях, нуждающихся в педагогической поддержке. Хабаровск, 1998. — С. 18.
  50. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления: Обзорная информация / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1976. — Вып. XIII. — 47 с.
  51. ЗаззоР. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. — № 2. — С. 11−24.
  52. А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.
  53. А. В. Роль JI.C. Выготского в разработке проблемы эмоций // Избранные психологические труды в 2 т. М., 1986. — Т. 1.
  54. О.В. Роль семьи в возникновении и преодолении психогенной задержки психического развития у детей // Ребенок в современном мире / Тез. II междунар. конф. СПб., 1994. — С. 93−94.
  55. О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные вопросы психологии (Материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения 97») / Под общ. ред. А. А. Крылова. -Вып. 3.
  56. Ч. 2. СПб. 1997.-С. 83−89.
  57. Т.М. Особенности общения и познавательной активности у воспитанников яслей и домов ребенка: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1982.-21 с.
  58. Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев, 1991. -С.42.
  59. Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., 1971. — С. 63−66.
  60. С.И. Одинокие дети: Записки детского врача: (О воспитании ребят в детском доме). М., 1991. — 318 с.
  61. Н.П., Рыбинский Е. М., Трофимова В. В. О некоторых социально-психологических проблемах семейных детских домов. Сб.: Актуальные проблемы современного детства. М., 1992. — 53 с.
  62. К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб., 2000. — 464 с
  63. Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений. / Коллектив авторов: Олиференко Л. Я., Чепурных Е. Е., Шульга Т. И., Быков А. В. М., 2001. — 320 с.
  64. Н., Морозова Е., Щербакова А. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот воспитывающихся в семьях // Народное образование, 2001. № 7. — С. 185−189.
  65. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. М., 1982.
  66. Д.Н., Елисеев Н. Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1999. № 4.
  67. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995. — 128 с.
  68. В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.
  69. В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999.
  70. И.Н. Современная семья: структура, специфика, Воспитательные возможности II Воспитание школьников. 1998, № 4-С. 2−5.
  71. В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. — С. 43.
  72. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика. Автореф. докт. диссер. М., 1991.- 24 с.
  73. Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. докт. диссер. М., 1981. — 54 с.
  74. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под редакцией Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой СПб., 2000. -108 с.
  75. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  76. Кон И. С. Общение и самосознание // Социально-психологические и Лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. — М., 1971.-С. 85−108.
  77. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Под науч. ред.Л. М. Шипицыной. СПб., 2000.- 54 с.
  78. Коробейников И.А., Слуцкий В. М. О некоторых особенностях Формирования интеллекта детей в условиях психической депривации
  79. Дефектология. 1990. — № 3. — С. 12−16.
  80. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д., 1997.
  81. Г. С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства). М., 1997. — 96 с.
  82. .А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган-Челябинска, 1995. — 80 с.
  83. А.Т., Новикова Л. И. Системный подход в воспитании. Сб. науч. трудов. М., 1979.
  84. А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. -С.137.
  85. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — 334 с.
  86. К.С. Клинические варианты задержки психического развития//Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова. 1980.— № 3. — С. 407−412.
  87. К.С. Актуальные проблемы задержки психического развития детей. М., 1982.
  88. В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  89. А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. -№ 1.-С. 121−132.
  90. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972
  91. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983.
  92. А.А. Психология общения 2-е изд.- испр. и доп. — М., — 1997. -365 с.
  93. ЛисинаМ.И. Общение, личность и психика ребенка. /Подред. Рузской А.Г.-М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, 1997. 384 с.
  94. М.И. Проблемы онтогенеза общения И Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. Рузской А. Г. М. — 1997. — С. 17- 165.
  95. Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В. С. Мухина. -М.- 1991.-287 с.
  96. .Ф. Психические процессы и общение // Методологические особенности детей с задержкой психического развития //Дефектология. -1972.-№ 4.-С. 10−16.
  97. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М, 1984.
  98. В.К. Рисуем семью.: Диагностика семейных отношений. -М., 1995.-40 с.
  99. В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1972.-№ 4.-С. 10−16.
  100. В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития //Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.-С. 6−19.
  101. МамайчукИЛ. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001. — 220 с.
  102. И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. (Клинико-психологическая корреляция): Автореф. дисс.. канд. мед. наук. -М., 1982. 17 с.
  103. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М., 1993.
  104. Т.Д. Психологические причины трудностей общения Ребенка со сверстниками //Проблемы формирования ценностныхориентации и активности личности в ее онтогенезе. М., 1986. — С. 54.
  105. Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи// Очерки. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М., 1995. — 97 с.
  106. В.В., Южанина Т. А., Иванова Е. А. Социальные и биологические факторы задержки психического развития у детей // Биологические и социальные факторы нарушения поведения у детей и подростков. Межвузовский сб. Ленинград, 1989. — С. 71−74.
  107. М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка / История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия, 1986. М., 1993. — 168с.
  108. А.В. Социализация в Смутное время. М., 1991.
  109. Р.Ж. Мать и младенец, психологическое взаимодействие: сборник статей. СПб, 1999.- 272 с.
  110. B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа II Лишенные родительского попечения: Хрестоматия. М., 1991.- С. 113−123.
  111. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995.- 356 с.
  112. A.M. Охрана детей-сирот в России (История и современность), М., 1994.-176 с.
  113. НикашинаН.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1972. № 5. — С. 7−12.
  114. .П. Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней. Л., 1990.
  115. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Божович Л. И. Избранные психологические труды. М., 1995. — С. 148−156.
  116. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1974. — С. 31.
  117. В.Н. Дети с особыми образовательными нуждами, лишенные родительского попечения // Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами / Под. ред. А. К. Колесникова. Пермь, 1999. -С. 33−37.
  118. В.Н., Холмогорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 79−90.
  119. В.Н., Холмогорова А. Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи //Вопросы психологии. 2001. № 4. -С. 39−52.
  120. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения./ Под ред. М. Н. Лазутовой. М., 1995. — 103 с.
  121. М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. — № 3. — С. 3−9.
  122. М.С., Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. -М., 1973.-С. 67.
  123. М.С., Мастюкова Е. М. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск, 1992.
  124. Т.А. Ребенок должен жить в семье // Патронатное воспитание в России на современном этапе. / Сост. Иванова Н. П. М., 2002. — С.68−73.
  125. В.А. Воспитателю о развитии личности ребенка.-Курган, 1995.
  126. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль, 1997. — 196 с.
  127. A.M., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении // Лишенные родительского попечительства. -М, 1991.-с. 223.
  128. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1995. — 160 с.
  129. A.M., Толстых Н. Н. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей // Рабочая книга школьного психолога М., 1995. — С. 374.
  130. Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990. — 264 с.
  131. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга). / Под ред. Л. М. Шипицыной.- СПб., 1996. 48 с.
  132. Психологические методики диагностики личностных особенностей ребенка, воспитывающегося в детском доме (3−9 лет). / Под ред. М. Н. Лазутовой., М., 1995. 128 с.
  133. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах. М., 1986. С. 12−42.
  134. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации /Под общ. ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 1997. — 160 с.
  135. Развитие личности в условиях психической депривации / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — с. 159.
  136. М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико- психологические представления) // Дефектология. 1977. — № 2.
  137. РейковскийЯ. Экспериментальная психология эмоций: пер. с польского. М., 1979.
  138. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М., 1992. С. 66−74.
  139. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998-IV издание. — 688 с.
  140. А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. 1988. — № 3. — С. 37−45.
  141. В. Вы и ваша семья. М., 2000. — 320 с.
  142. Т.Я., ЦымбалЕ.И., Ярославцева Н. Д., Олиференко Л. Я. Реабилитация детей в приюте. М., 1995. — 106 с.
  143. Г. В. Социально-психологические и организационные основы работы с замещающей семьей. М., 1999. — 144 с.
  144. Г. В., Плясов Н. Ф., Плясова Г. И. Психолого- педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под науч. редакцией Г. В. Семья. М., 2001. — 176 с.
  145. Л.К. Организационно-педагогические условия деятельности детских домов на современном этапе. Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 2001 -24 с.
  146. Е.В. Методы математической обработки в психологии.-СПб, 1996.-349 с.
  147. Сироты России: право ребенка на семью. Мат-лы Общероссийской конф. (Москва, 15−19 января 2001 г.). М, 2001. — 208 с.
  148. Е.О., Лагутина А. Е. Осознание своего опыта детьми в семье и детском доме // Вопросы психологии. № 6. — 1991.
  149. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 15.
  150. Снайдер Р, Снайдер М, Снайдер Р. Ребенок как личность. М, 1995.
  151. Н.Д. Основные направления коррекционно-воспитательной работы в специальном детском доме // Дефектология. 1991. — № 4. -С. 58.
  152. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей редакцией М. А. Галигузовой. М., 2000. — 80 с.
  153. СороковаМ.Г. «Жизненная практика» и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. М, 1998.
  154. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. Курган., 1997. — 123 с.
  155. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста.-М., 1974.
  156. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Никулин А. Л., 1998. — С.139.
  157. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986.
  158. ТригерР.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. -1989.-№ 5.-С. 7−14.
  159. У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994, 230 с.
  160. И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Минск, 1999. — С. 48−49.
  161. Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
  162. Е.И. Социальная работа. Теоретико-методологические аспекты // Социальная работа. М., 1994. Вып. 6. — С.41.
  163. ХудобинаЕ.В. Соотношение эмоциональных когнитивных компонентов в самооценке у младшего школьника: Автореф. канд. дис. М., 1989.
  164. Е.Е., БухманЕ.В., Володина И. Н. и др. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеки и попечительству над детьми. / Под науч. ред. Н. П. Ивановой. — СПб.-2001.-120 с.
  165. Е.Е. Значение патронатного воспитания как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семье граждан // Патронатное воспитание в России на современном этапе. / Сост. Н. П. Иванова. -М., 2002. С. 2−5.
  166. М.И. Психогимнастика. / Под ред. М. И. Буянова. М., 1990.-128 с.
  167. С.Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассника с задержкой психического развития // Дефектология. 1974. — № 1.
  168. JI.M. и др. Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со Взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). СПб., 1996. -304 с.
  169. JI.M. Психолого-педагогическая реабилитация детей-сирот с проблемами в развитии // Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. Москва, 17−19 октября 1995 г. М., 1996. — С.204−205.
  170. JI.M. Старое и новое: социальная защита в России. СПб., 1997.-43 с.
  171. JI.M. Социально-эмоциональные нарушения у школьников: причины, средства помощи //Народное образование. 1998. — № 9/10. -С. 190−197.
  172. Т.И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с Детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. 1997. — 99с.
  173. Т.И., В. Слот, X. Спаниярд. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999. — 104 с.
  174. Н.М. Ясли и дома ребенка: Задачи воспитания. М., 1960.
  175. Н.М., Аскарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1955.
  176. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  177. В.А. Психологические особенности детей, потерявших родителей. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1982. — 14 с.
  178. А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома // Сб. материалов. Из опыта работы по реализации федеральной целевойпрограммы «Дети-сироты». М., 1997. — С. 39−82.
  179. Bowlby I. Maternal Care and Mental Health Geneva. — 1951. — 166 p.
  180. Colton M.J., Hellinckx W. Child Care in the EC: Country-specific Guide to Foster and Residential Care. 1993. — 257 p.
  181. FahlbergV. A child, s journey through placement. Perspectives Press. Indianapolis, IN. — 1991. — 432 p.
  182. FrankL. K. Tactile communication //Genetic Psycholoqy Monographs. 1957. Vol. 56.-P. 38−46.
  183. GoldfarbW. Infants rearing and Problem Behaviors // Amer. J. of Orthopsychiathry. 1943.- Vol. 13. — P. 29−47.
  184. Graber A. Children in foster care. N.Y.: Human Sciences Press. 1978.- 153p.
  185. Hulse W. Childhood conflict express through family drawings // Quarterly journal of child behaviour. 1951. Vol. 3.
  186. Janousek J. Socialni komunikace. Praha., 1968.
  187. Kadushin A. Children in foster families and institutions // Mass H. (ed.). Social service research: Review of studies. Washington, DC: National Ass. of Soc. Workers, 1978.
  188. S., Kirk W. / Psycholinguistic Learning Disabilities: Diagnosis and Remediation. Urbana, III., 1971.
  189. Parry J. The Psychology of Human Communication. N.Y. 1967.
  190. Rheingold H.L., GewirtsI.L., RossH.W. Social Conditioning of Vocalizations in the Infant // J. Сотр. Psychol. Physiol. 1959. — Vol. 52. -P. 68−73.
  191. RibbleM. The Right of Infants: Early Psychological Needs and Their Satisfaction. N.Y., 1943. — 172 p.
  192. Rutter M. Maternal Deprivation Reassessed.- London: Penguin Books.-1981.
  193. Rutter M. Helping troubled children. London: Penguin Books. — 1984. — 420.
  194. Schaffer R. Mothering. Fontana, 1977. — 127 p.
  195. Social withdrawal, inhibition and shyness in childhood //Rubin K.H.
  196. I. В. (eds). Hillsdale N. J.: Lawrence Erlbaum Ass., 1993.
  197. Spitz R. Hospitalism: an Inquiry into the Genesis of Psychiatric conditions in Early Childhood // Psychoanal. Study of Child. N.Y. — 1945. — Vol. 1. -P. 11−31.
  198. Spitz R. Hospitalism: a Follow up report on Investigation Described in Vol., 194 // Psychoanal. Study of Child. N.Y. — 1946. — Vol. 2. — P. 11 -31.
  199. Spitz R. Deprivation of Maternal Care: A Reasessment of its Effects. -Geneva.-1962.-P. 151−155.
  200. Strauss A.A., Lehtinen L.E. Psychopatology and Education of the Brain-Injured Child. N.Y., 1947.
Заполнить форму текущей работой