Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно применять и метод простого двухступенчатого калькулирования, когда расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа. На первом этапе рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, затем делением всех производственных затрат на количество изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы продукции. На втором этапе сумма… Читать ещё >

Методы калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 12 студенты должны:

знать

  • • сущность и назначение методов калькулирования и особенности их применения в отдельных отраслях;
  • • основные виды бюджетов, их классификацию и назначение;

уметь

• различать и применять основные методы калькулирования по заказам, процессам и переделам;

владеть

  • • навыками калькулирования, определения полной и неполной себестоимости;
  • • навыками составлением отдельных видов бюджетов.

Поскольку виды деятельности, технология бизнеса, отраслевая принадлежность, учетная политика и многие другие характеристики организаций различны, а иногда и специфичны, то для каждой организации требуется индивидуальный подход при калькулировании себестоимости продукции, работ, услуг.

В настоящее время общепринятой классификации методов учета затрат и калькулирования не существует. Однако методы можно сгруппировать по трем признакам: объектам учета затрат, полноте учитываемых затрат и возможности текущего учета и контроля за затратами.

По объектам учета затрат выделяются попроцессный, нопередельный, позаказный методы калькулирования. С точки зрения полноты учитываемых затрат возможно исчисление полной и неполной себестоимости. В зависимости от возможности текущего учета и контроля затрат различают метод учета фактических и нормативных (плановых) затрат.

Метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции выбирается предприятием или организацией самостоятельно, так как зависит от индивидуальных особенностей их функционирования.

Например, в организации производятся изделия по определенным уникальным заказам или в организации производится большое количество различных видов продукции, организация участвует в различных видах деятельности. В этом случае необходимо исчислять себестоимость каждого вида продукции или вида деятельности и для этого используется позаказная калькуляция себестоимости.

Позаказный метод калькулирования применяется в таких отраслях, как авиационная промышленность, судостроение, строительство, ремонтные работы, медицинское обслуживание, адвокатские, аудиторские и прочие услуги и г. д. Калькулирование происходит в два этапа: на первом этапе определяются прямые затраты, относящиеся на конкретный заказ, на втором этапе косвенные затраты распределяются между отдельными заказами. База распределения косвенных затрат выбирается организацией и закрепляется в приказе по учетной политике.

При использовании позаказного метода калькулирования можно применять бланки-заказы и ведомости, в которых отражается распределение накладных затрат по отдельным заказам с указанием базы распределения.

Организации, которые выпускают продукцию серийно или осуществляют непрерывный производственный процесс, применяют попроцессный метод калькулирования. Метод определения себестоимости по процессам применяется в обрабатывающей, добывающей промышленности, сельском хозяйстве, при производстве лаков, красок, напитков и т. д. Все перечисленные отрасли характеризуются массовым типом производства, непродолжительным производственным циклом, ограниченной номенклатурой продукции или услуг, полным отсутствием или незначительными размерами незавершенного производства.

В рамках данного метода производственные затраты собираются на протяжении всего процесса производства по отношению к определенным видам продукции. Объектами учета затрат на производство являются отдельные процессы, а объектами калькуляции — отдельные виды получаемой продукции.

Если запасы готовой продукции отсутствуют, например в энергетических, транспортных и других организациях, а также при оказании услуг, то используется метод простого одноступенчатого калькулирования. Себестоимость единицы продукции определяется делением суммарных затрат за отчетный период на количество произведенной за этот период продукции или услуг.

Можно применять и метод простого двухступенчатого калькулирования, когда расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа. На первом этапе рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, затем делением всех производственных затрат на количество изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы продукции. На втором этапе сумма управленческих и коммерческих расходов делится на количество проданной за отчетный период продукции. На третьем этапе складываются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.

Попередельный метод калькулирования применяется в том случае, если производственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находятся полуфабрикаты, и от передела к переделу запасы полуфабрикатов меняются. Используется метод многоступенчатого калькулирования, в связи с чем необходимо организовать учет затрат и количества изготовленных полуфабрикатов по каждому переделу.

При применении попроцессного метода калькуляции можно использовать производственные расчеты, в которых выделяются условные единицы продукции, себестоимость определенного объема продукции за месяц и затраты в незавершенном производстве.

В целях принятия грамотных управленческих решений производственная бухгалтерия организации может составлять для менеджеров различные виды управленческой отчетности, например отчетные калькуляции за месяц. При использовании нормативного метода калькулирования, который был рассмотрен ранее, можно применять расчетные ведомости, где отражаются выпуск продукции по нормативной (плановой) себестоимости и отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой).

Данные об отклонениях от нормативов как по носителям затрат, так и по центрам ответственности могут быть представлены в управленческой отчетности для руководителей разных уровней, что позволит осуществлять оперативный контроль затрат.

К основным функциям управленческого учета, наряду с функциями контроля и анализа, относятся планирование и бюджетирование.

Планирование представляет собой одну из основных функций управления организацией, которая реализуется путем выработки стратегии, тактики и конкретных действий для достижения намеченных результатов. Основная цель планирования состоит в определении необходимых для деятельности организации систем координации, мотивации и контроля. Бюджет представляет собой финансовый документ, содержащий прогноз будущих финансовых операций и их последствий.

Бюджетирование представляет собой функцию управления организацией, которая реализуется на основе будущих финансовых операций посредством разработанных бюджетов и планов. Бюджет — это финансовый план, который разрабатывается и утверждается до начала бюджетного периода и содержит показатели доходов, расходов и финансирования.

В зависимости от стоящих перед организацией задач, можно выделить текущие (до 1 года) и перспективные (от 1 года до 5—7 лет) бюджеты. По степени значимости и детализации информации можно выделить главный, или сводный, бюджет, который состоит из оперативного бюджета и финансового бюджета.

Главный бюджет представляет собой финансовый план работы организации в целом, скоординированный по отдельным подразделениям. В главный бюджет будут входить инвестиционный бюджет как план капитальных затрат и инновационный бюджет как план проведения научных работ, а также долгосрочных финансовых вложений в развитие новых технологий.

Оперативный бюджет планирует операции по сегментам организации (видам деятельности, географическим) или по ее отдельным функциям и включает в себя бюджеты продаж, запасов, использования трудовых ресурсов, прямых, общепроизводственных и коммерческих расходов.

Финансовый бюджет представляет собой план по источникам финансирования и основным направлениям использования средств организации. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат, денежных средств, бюджетный баланс.

Функция бюджетирования реализуется в управленческом учете путем сравнения и сопоставления плановых нормативных показателей с фактическими. Анализ отклонений является не только инструментом текущего контроля затрат, но и процесса управления организацией в целом.

Для выполнения задач контроля составляется гибкий бюджет для фактического диапазона деловой активности организации. Может составляться и статичный бюджет для определенного запланированного уровня деловой активности организации. Статичным является главный бюджет.

В состав службы управленческого учета можно, например, включить группу планирования, в функциональные обязанности которой будет входить разработка бюджетов. Группа планирования будет составлять: главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты; операционный бюджет, который детализирует статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности.

Контрольные вопросы

  • 1. Какими способами можно калькулировать себестоимость продукции?
  • 2. Каковы отличительные особенности позаказного метода калькулирования?
  • 3. Каковы отличительные особенности попроцессного метода калькулирования?
  • 4. Каковы отличительные особенности иопередельного метода калькулирования?
  • 5. Каковы особенности организации нормативного учета затрат?
  • 6. Каково определение бюджета?
  • 7. Какие бюджеты применяются в организации?
  • 8. Какие из бюджетов относятся к статичным?
  • 9. Какие из бюджетов относятся к гибким?
  • 10. Каково определение планирования?

Тесты

  • 1. К условно постоянным расходам можно отнести:
    • а) расходы на аренду;
    • б) сдельную заработную плату;
    • в) расход материалов.
  • 2. Производственная организация, у которой в процессе производства образуются полуфабрикаты, будет применять:
    • а) позаказный метод;
    • б) попроцессный метод;
    • в) попередельный метод.
  • 3. Затраты по отношению к изменению объема выручки делятся на:
    • а) прямые и накладные;
    • б) постоянные и переменные;
    • в) условно постоянные и условно переменные.
  • 4. Бюджет денежных средств входит:
    • а) в финансовый бюджет;
    • б) в оперативный бюджет;
    • в) не входит ни в какой бюджет.
  • 5. Бюджет — это план, который включает:
    • а)доходы;
    • б) расходы;
    • в) доходы, расходы и финансирование.
  • 6. Метод двухступенчатого калькулирования содержит:
    • а) один этап;
    • б) два этапа;
    • в) три этапа.
  • 7. Организация с массовым производством применяет метод калькулирования:
    • а) по заказам;
    • б) по переделам;
    • в) по процессам.
  • 8. Организация, выполняющая индивидуальные заказы, применяет метод калькулирования:
    • а) нормативный;
    • б) по процессам;
    • в) по заказам.
  • 9. Экономия или перерасход затрат в соответствии с нормативами определяются:
    • а) ежемесячно;
    • б) ежеквартально;
    • в) ежегодно.
  • 10. К условно переменным расходам можно отнести:
    • а) расходы на рекламу;
    • б) расходы на материалы;
    • в) амортизацию нематериальных активов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой