Основные черты и свойства мифа
Реферат
Диалектичность. В мифе все подвижно, все возникает из чего-то, все находится в движении, развитии, изменении. Мир мифа — драматический мир, мир действий, усилий, борющихся сил. Для мифа каждый изображаемый момент может обернуться другим лицом. В любви и ненависти, в надежде и страхе, в радости и ужасе постоянно меняются черты действительности. Таинственность, фаталистичность. Миф окутан глубокой… Читать ещё >
Основные черты и свойства мифа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Миф насыщен глубоким содержанием и множеством оригинальных идей. Если внимательно проанализировать такую высокоразвитую мифологию, как древнегреческую, то обнаруживаются следующие характеристики.
- 1. Универсальность. То есть в мифе схвачена вся без исключения жизнь человека. Он является средством некритического, надэмпирического объяснения жизни, придания ей преувеличенного смысла и целостного существования. Он сама жизнь, он дает древнему человеку ответы на все вопросы, делает ясным смысл всего, в нем нет ничего невозможного. Миф для древних был и религией, и искусством, и моралью, и законом, и наукой; строгих границ нет ни в чем. Он, по мнению Б. Малиновского, есть живая реальность, более важная, чем сама живая реальность. Это как бы макрокультура, в которой все элементы слиты в единый поток. Тут в полной мере ощущается многообразие единства и единство многообразия. Вся культура носит на себе печать мифа.
- 2. Естественность, материалистичность. В мифе нет ничего напрочь умышленно выдуманного. Все складывается само по себе. В нем находят отражение такие естественные процессы, как творение мира, потоп, затмение солнца, ураганы, землетрясения, разливы рек и т. д. Даже возникновение мира имеет свое материалистическое описание — он появляется из Хаоса, строится из материи. Боги не творцы, а демиурги. Они придают материи форму, порядок, гармонию, но не более того. Себе человек тоже не приписывает привилегированного положения в природной иерархии.
- 3. Историчность. В мифах рефлексируются процессы развития общества — матриархат, патриархат, переселения, войны, союзы с другими народами, прогресс, регресс, становление религии. Но это ретроисторичность. В мифе человек постоянно живет прошлым, он регулярно апеллирует к нему. Прошлое важнее настоящего и будущего.
- 4. Символичность. За каждым мифом кроется определенный смысл, символичность жизни. Если Зевс проглотил Метиду, то это означает, что культ Метиды был заменен культом Зевса. Подвиги Геракла символизировали различные обряды и действия древних эллинов.
- 5. Диалектичность. В мифе все подвижно, все возникает из чего-то, все находится в движении, развитии, изменении. Мир мифа — драматический мир, мир действий, усилий, борющихся сил. Для мифа каждый изображаемый момент может обернуться другим лицом. В любви и ненависти, в надежде и страхе, в радости и ужасе постоянно меняются черты действительности.
- 6. Эстетичность. По большому счету, миф является искусством. Мифы наполнены потрясающе яркими образами — Зевс, Посейдон, Лид, Аполлон, Гиганты, Афродита, Музы, Хариты, Горгона, Цербер, Пифон. В мифе изобилует красота, выразительность, эмоциональность. Есть в мифах и безобразное, но оно тоже эстетично, по-своему привлекательно. Миф переполнен духовной энергией и глубокими чувствами.
- 7. Интеллектуальность. В мифологическом сознании просматривается идея преимущества разума, разумной силы над темными силами. Одиссей, Тесей, Персей одолевают различных чудовищ благодаря интеллектуальным усилиям. С помощью ума можно преодолеть непреодолимые преграды.
- 8. Социальность. Миф изобилует чертами социальной жизни. В нем освещена роль мужчины и женщины, взаимоотношения между поколениями, социальная иерархия, ритуалы, обряды.
- 9. Политичность. В мифах нашли отражение вопросы политической жизни. Борьба за власть, лидерство, приоритет индивидов и даже городов, апелляция земной власти к небесной — все это характерные мифологические гемы. Дельфы — центр мира, Рим — вечный город, Ромул — сын
Марса. Даже в исторические времена реальная политическая жизнь изобилует мифологическими корнями. Александр — сын Зевса, Цезарь — сын Венеры.
- 10. Практичность. Чуть ли не в каждом мифе просматривается прагматизм человеческой жизни. Боги учат людей пахать, сеять, торговать, строить, считать, лечить, любить, воспитывать детей.
- 11. Нравственность. Для древнего человека миф — это моральный порядок, духовное сокровище, объясняющее, как следует жить, как поступать, во что верить, чему и кому поклоняться. Впрочем, в нем нет абсолютного нравственного идеала. Даже боги и герои порочны, но за это неизбежно следует расплата. Прометей наказан за обман, Одиссей за неуважение к богам, Геракл за братоубийство.
- 12. Таинственность, фаталистичность. Миф окутан глубокой тайной и обращен внутрь жизни. Сама жизнь в нем запрограммирована, все подвластны Судьбе — и Уран, и Кронос, и Зевс, и Геракл, и Гектор, и Ахилл, и простые люди. Миф таинственным образом побуждает человека жить в совершенном мире, создавая иллюзию двойственного существования.