Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психическое развитие детей с нарушением зрения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшей характеристикой, позволяющей отнести человека к категории слепых и слабовидящих, является острота центрального зрения. К слепым относят людей с визусом от 0 до 0,05 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции. К категории слабовидящих относят лиц с остротой зрения от 0.05 до 0,4. Показатели снижения остроты зрения служат основанием для обучения ребенка в школах для слепых или… Читать ещё >

Психическое развитие детей с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Клинико-психологические причины нарушения зрения

История развития тифлопсихологии

Одной из отраслей специальной психологии является тифлопсихология, изучающая особенности психической деятельности человека в условиях нарушенного зрения. Не развитие было обусловлено становлением системы специального (коррекционного) образования для слепых в конце XVIII — в начале XIX в. Практика систематического обучения и воспитания слепых детей так или иначе требовала определенных знаний о характере их психического развития.

Вместе с тем процесс обучения слепого ребенка сам по себе способствовал накоплению эмпирических данных о своеобразии психической жизни незрячих. Задолго до появления первых школ для слепых сведения об особенностях их психической деятельности накапливались в клинической практике офтальмологов и интроспективных описаниях самих незрячих. Поэтому к моменту возникновения тифлопсихологии, который относится к первым десятилетиям XX в., был накоплен весьма богатый, но крайне противоречивый по своему содержанию и несистематизированный описательный материал, характеризующий особенности психической деятельности слепых.

По мере развития системы образования лиц с нарушенным зрением изменялось и предметное содержание тифлопсихологии. Так, первоначально она в основном исследовала слепых детей младшего школьного возраста. Постепенно расширялся возрастной диапазон от раннего до зрелого возраста и, что особенно важно, учет степени нарушения зрения. Количество исследований, посвященных исключительно слепым, стало меньше. Интерес исследователей сместился в сторону слабовидящих детей.

Современная тифлопсихология включает в объект своего исследования не только слепых и частично зрячих, но и слабовидящих. Она изучает компенсаторные возможности человека в условиях патологии зрения, а также исследование того, как в процессе обучения осуществляется коррекция отклонений в психическом развитии незрячего и слабовидящего ребенка.

Исторически существовало несколько теорий относительно характера психического развития ребенка с патологией зрения. Одна из них состоит в том, что слепота оказывает негативное влияние на характер психического развития ребенка. Но при этом указывалось, что это влияние мало компенсируемо и преодолимо, 13 результате слепой ребенок хронически отстает в развитии. Согласно другой теории, о которой уже говорилось выше, слепота создает условия для активизации психического развития. В рамках этого подхода предполагалось, что слепые дети обгоняют нормально видящих сверстников в развитии памяти, мышления, речи и внимания.

Современная тифлопсихология

Современная тифлопсихология признает негативное влияние слепоты на ход психического развития. Вместе с тем с возрастом, по мере развития компенсаторных возможностей, за счет деятельности сохранных анализаторов и речемыслительных функций в процессе коррекционного обучения различия между слепыми и зрячими детьми постепенно сглаживаются. Неслучайно среди незрячих немало видных музыкантов, композиторов, певцов, поэтов, скульпторов, ученых.

Развитие незрячего и слабовидящего ребенка в большей степени, чем нормально видящего, зависит от характера воспитания и обучения. Современную тифлопсихологию в большей степени интересуют не столько негативные последствия слепоты для психофизического развития ребенка с патологией зрения, сколько его потенциальные возможности становления познавательных функций и свойств личности.

Следует отметить, что исторически характер психического развития незрячего ребенка, как и нормально видящего, не оставался неизменным. По мере развития коррекционных технологий в процессе обучения и воспитания незрячего ребенка, характер его психического развития менялся, все более приближаясь к нормальному.

Важнейшей характеристикой, позволяющей отнести человека к категории слепых и слабовидящих, является острота центрального зрения. К слепым относят людей с визусом от 0 до 0,05 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции. К категории слабовидящих относят лиц с остротой зрения от 0.05 до 0,4. Показатели снижения остроты зрения служат основанием для обучения ребенка в школах для слепых или слабовидящих детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой