Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономические рычаги управления экологической безопасностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Налоговые льготы для производителя устанавливаются с учетом затрат на проведение природоохранных мероприятий и экологичности вида деятельности. То есть для ресурсосберегающих и малоотходных технологий налоговая ставка понижается, а для ириродоемких производств — повышается. Также возможно уменьшение налогооблагаемой прибыли при эффективной природоохранной деятельности. В ряде случаев налоги… Читать ещё >

Экономические рычаги управления экологической безопасностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основными экономическими инструментами обеспечения экологической безопасности являются:

  • • платежи за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов;
  • • штрафы;
  • • льготное налогообложение;
  • • субсидии и льготное кредитование;
  • • ускоренная амортизация фондов природоохранного назначения;
  • • продажа прав на загрязнение.

Налоговые льготы для производителя устанавливаются с учетом затрат на проведение природоохранных мероприятий и экологичности вида деятельности. То есть для ресурсосберегающих и малоотходных технологий налоговая ставка понижается, а для ириродоемких производств — повышается. Также возможно уменьшение налогооблагаемой прибыли при эффективной природоохранной деятельности. В ряде случаев налоги вообще могут не взиматься. Так, например, от налогообложения освобождаются экологические фонды.

Зарубежный опыт

Во многих европейских странах имеется положительный опыт введения экологических налогов. В Швеции программа развития экологосбалапсированного сельского хозяйства финансируется за счет налога на минеральные удобрения и пестициды. Аналогичный сбор применяется в Норвегии.

Введение

налога на использование одноразовой тары в Финляндии позволило около 95% емкостей направлять на вторичное использование.

Ускоренная амортизация основных фондов позволяет быстрее накапливать средства для обновления оборудования с целью снижения экологического ущерба. Увеличение амортизационных отчислений дает возможность предприятию снизить размер налогооблагаемой прибыли. Этот экономический рычаг для большинства предприятий экономически выгоден и понятен, поэтому является эффективным и широко используется во всем мире.

Субсидии могут выплачиваться загрязнителям за сокращение выбросов. Это могут быть инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции.

Зарубежный опыт

В США реализуются несколько эффективных экономических рычагов обеспечения экологической безопасности, например:

  • 1) установлен 5-летний срок для амортизации оборудования очистки выбросов и сбросов, в то время как для основного производственного оборудования этот срок — 15 лет (скрытая субсидия в природоохранное оборудование);
  • 2) введены налоговые скидки на дополнительные капиталовложения в очистные сооружения (предприятия частично освобождаются от налога на основные фонды, на продажу, при аренде и т. п.).

Продажа прав на загрязнения предполагает введение лимита на определенные выбросы на ограниченной территории. Каждое предприятие, находящееся на данной территории, получает разрешение на определенный объем выбросов. В случае если производитель внедряет технологии, которые позволят ему получить выбросы ниже разрешенных, то разрешение на неиспользуемую разницу можно продать тому предприятию, которое превышает разрешенные выбросы. Эта система регулирования загрязнения получила название «принцип пузыря» (bubble principal).

Если стоимость разрешения на выбросы ниже, чем издержки на снижение выбросов, то экологоориентированное предприятие может получать прибыль от продажи ненужных ему разрешений на рынке. Данный подход может подтолкнуть вновь создаваемые предприятия к созданию надежных систем очистки еще на стадии проектирования.

Плата за использование природных ресурсов в соответствии с российским законодательством взимается:

  • 1) за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • 2) сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • 3) их воспроизводство и охрану.

Плата за землю в России устанавливается в форме земельного налога, которым облагаются собственники земли, в форме арендной платы и нормативной цены земли, определяемой как 200-кратная ставка земельного налога. Нормативная цена земли используется при передаче ее в собственность, наследовании, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка и т.н.

Платежи за пользование водными объектами в соответствии с Водным кодексом РФ предусматривают две составляющие: водный налог (плата за пользование водными объектами) и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. Причем плательщиками являются как промышленные предприятия, так и организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств.

Классифицируют следующие виды водопользования:

  • 1) забор воды из поверхностных водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод;
  • 2) сброс сточных вод в водные объекты;
  • 3) гидроэнергетика;
  • 4) использование акватории;
  • 5) осуществление лесосплава.

Таким образом, плата взимается не только за забор воды, но и за пользование водными объектами без забора воды.

Правительство Российской Федерации утверждает размер минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Конкретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов определяются законодательными (представительными) органами субъектов Федерации. Сумма платы определяется плательщиком на основании лицензии (соглашения), договора, отчетных данных по факту пользования водным объектом и ставок платы.

Расчет платы за воду осуществляется с учетом:

  • 1) объема забранной воды;
  • 2) объема продукции, произведенной без забора воды;
  • 3) площади акватории использования;
  • 4) объема сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

Платежи за пользование недрами могут осуществляться:

  • 1) за право пользования недрами (разовые взносы и регулярные платежи после начала добычи в размере 2—16% от стоимости продукции добывающего предприятия);
  • 2) как отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (отчисления от пользователей, эксплуатирующих месторождения, разведанные за счет государственных средств);
  • 3) в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на право пользования недрами;
  • 4) в форме акцизных сборов (облагаются те виды сырья, которые позволяют получать пользователям недр сверхнормативную прибыль: нефть, газ и т. д.);
  • 5) как платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей (при краткосрочном использовании участков лесного фонда) или арендной платы.

На данный момент в России определение ставок экологических платежей за недра, землю, воду и другие ресурсы осуществляется на основании разных методик расчета, что затрудняет сопоставимость таких платежей. Именно поэтому сегодня особенно остро стоит вопрос создания эффективной системы платежей в сфере природопользования, которая позволит стимулировать рациональное использование природных ресурсов и обеспечит финансирование природоохранной сферы.

Платежи за загрязнение окружающей среды занимают особое место среди экономических рычагов и стимулов охраны окружающей среды и выражаются в установлении платы на выбросы или сбросы. Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения или какому-либо другому показателю, например экономической оценке ассимиляционного потенциала природной среды. Наличие такой системы платежей оправдывается тем, что загрязнителю предоставляется максимальная свобода в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс.

Необходимо заметить, что, по некоторым оценкам, имеющиеся в странах мира, в том числе и в России, платежи за загрязнение устарели и не способны активизировать деятельность природопользователей в природоохранной сфере. В пашей стране ежегодный ущерб от загрязнения окружающей среды в десятки раз превосходит вносимую природопользователями плату. Поэтому, для того чтобы реально компенсировать предельный ущерб от загрязнения окружающей среды, необходимо повысить экологические платежи как минимум в десятки раз.

Тем не менее введение в экономическую жизнь таких платежей и других экономических инструментов необходимо для создания правильного экологосбалансированного поведения производителя. Прежде всего необходимо наличие стимулов для повышения эффективности его производства и обеспечения защиты интересов общества.

Экологические платежи должны обеспечивать:

  • 1) оптимальное соотношение стоимости продукции, затрат на ее производство и величины ущерба окружающей среде;
  • 2) компенсацию экологического ущерба загрязнителем, а не всем обществом (принцип «загрязнитель платит»).

Важную роль в формировании экологоориентированного поведения играет наличие в государстве правовых основ, благодаря которым эффективность деятельности предприятия напрямую будет зависеть от степени ее экологичности.

Предусматривается взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:

  • • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • • размещение отходов;
  • • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.).

Для платежей за загрязнение окружающей среды в России установлены три вида нормативов платы:

  • • платежи в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ (базовый норматив);
  • • платежи в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов — пятикратное превышение базового норматива);
  • • платежи за сверхлимитное загрязнение (двадцатипятикратное превышение базового норматива).

Если у потребителя отсутствуют разрешения на выбросы, сбросы или размещение вредных веществ, то взимается плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

Необходимо акцентировать внимание на том, что внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает нриродоиользователей от выполнения планов мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Наличие различных видов нормативов платы за загрязнение окружающей среды объясняется тем, что каждый вид норматива имеет свое назначение. Базовая ставка предусматривает накопление средств для воспроизводства окружающей среды при ее нормальном функционировании, ставка за сверхнормативные выбросы предназначена для оценки экологического ущерба, которое нанесло предприятие вследствие несоблюдения нормативных требований.

Ниже приведен пример расчета платы за использование природных ресурсов.

Рассчитайте плату за воду, израсходованную предприятием, исходя из следующих условий:

  • 1) объем израсходованной водопроводной воды — 8200 м3/год, в том числе безвозвратно — 300 м3/год;
  • 2) объем израсходованной неочищенной воды из подземных источников — 3650 м3/год;
  • 3) были установлены лимиты на водопроводную (очищенную) воду в объеме 9000 м3/год, на артезианскую — 3000 м3/год;
  • 4) тарифы на воду: Твдпр — 28,4 руб/м3; Тартез — примерно 16,84 руб/м3.

Решение

Плата за всю израсходованную предприятием воду будет соответствовать сумме.

Экономические рычаги управления экологической безопасностью.

1. Расчет платы за водопроводную воду.

Так как водопроводной воды было израсходовано меньше установленного лимита (8200 < 9000), то оплата производится по тарифам с учетом повышения на 1,25 на безвозвратно израсходованную воду по формуле.

Экономические рычаги управления экологической безопасностью.

Следовательно, плата за водопроводную воду составит.

Экономические рычаги управления экологической безопасностью.

2. Расчет платы за артезианскую неочищенную воду.

Артезианской воды израсходовано свыше установленных лимитов (3650 > 3000), поэтому расчет проводят по формуле.

Экономические рычаги управления экологической безопасностью.

Получаем.

Экономические рычаги управления экологической безопасностью.

3. Расчет общей платы за все виды использованной воды:

Экономические рычаги управления экологической безопасностью.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой