Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Германия. 
Сравнительная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установки на интернационализацию высшего образования зафиксированы в государственных документах ФРГ. «Закон о высшем образовании» (1976) «поощряет интернациональное, особенно европейское, сотрудничество Германии с зарубежными учреждениями высшего образования, особо учитывает запросы иностранных студентов». В «Основном акте о высшем образовании» (1995) записано: «Учреждения высшего образования… Читать ещё >

Германия. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ПВО в ФРГ осуществляется благодаря инициативам федерального правительства, германских земель и отдельных учебных заведений. Основным финансистом ИВО является Федеральное правительство. Важную роль в финансировании ИВО играют отдельные земли; им принадлежит главное место в выделении средств для обучения иностранных студентов, преподавателей и ученых. Ряд земель вырабатывает собственные программы интернационализации высшего образования.

Установки на интернационализацию высшего образования зафиксированы в государственных документах ФРГ. «Закон о высшем образовании» (1976) «поощряет интернациональное, особенно европейское, сотрудничество Германии с зарубежными учреждениями высшего образования, особо учитывает запросы иностранных студентов». В «Основном акте о высшем образовании» (1995) записано: «Учреждения высшего образования должны содействовать интернационализации, в частности европейской кооперации в сфере высшего образования и обмену студентами и преподавателями между германскими и зарубежными заведениями высшего образования; они должны удовлетворять специфические запросы иностранных студентов». Согласно «Основному закону об образовании» (2008) федеральное правительство ответственно за международные связи и сотрудничество в высшем образовании.

Правительства земель и федеральное правительство выступили в 1996 г. с совместным заявлением, где провозглашен курс на расширение круга стран — участников ИВО Германии. Подобный курс расценен как «важный фактор экономической и культурной кооперации»[1].

Приоритетом ИВО Германии является организация международного обмена студентами и преподавателями. В 1997 г. федеральное правительство подготовило документ «Высшее образование для XXI века», где предлагается ликвидировать отставание Германии по приему иностранных студентов и преподавателей. Международный обмен студентами и преподавателями координирует федеральная «Академическая служба обмена» (Deutsche?' Akademischer Austauschdienst (DAAD)), а также власти земель и администрации учебных заведений.

В условиях Болонского процесса масштабы академического обмена Германии заметно выросли. По числу обучающихся в стране иностранцев Германия занимает третье место в мире (после США и Франции). Студенты и ученые ФРГ предпочитают заниматься в вузах Западной Европы и США.

Свидетельства об образовании, полученные в других странах ЕС и дающие право поступления в вуз, признаются достаточными. Абитуриентам из зарубежья следует выдержать экзамен на знание немецкого языка. В каждом государственном вузе резервируется 5% мест для иностранных студентов. В университетских городках построены гостевые дома для иностранных студентов и преподавателей.

В Германии повсеместно работают иностранные преподаватели. В учреждениях высшего образования ФРГ насчитывается не менее 4% иностранных преподавателей. Иностранцы составляли 6—7% от общего числа студентов. Большая часть иностранных студентов прибывает из Европы, в первую очередь Великобритании и Франции. Среди иностранцев много турок, которые родились в Германии в семьях иммигрантов. Вторыми по численности представлены студенты из Азии. В высших учебных заведениях «новых земель» (бывшая ГДР) картина несколько иная. Сюда значительная часть иностранных студентов прибывает из Центральной и Восточной Европы. Постепенно в восточных землях наметилось изменение в пользу студентов из западных стран Евросоюза[1].

Власти ФРГ прилагают усилия для расширения географии международных обменов студентов и преподавателей. «Новые земли» выполняют в сфере высшего образования связующие функции с Восточной Европой, Россией в том числе. Высшие учебные заведения Центральной и Восточной Европы остаются главными партнерами высших учебных заведений «новых земель». Власти поощряют подобные контакты: с 1985 по 1995 г. количество грантов для пребывания в странах Центральной и Восточной Европы выросло более чем в три раза[3].

Для преодоления преувеличенной ориентации студентов, преподавателей и научных работников Германии на поездки в страны Западной Европы и США власти поощряют также кооперацию в высшем образовании со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Впрочем, особого результата эти меры не принесли.

Программы обмена студентами, в которых участвует Германия, включают фактически весь основной набор учебных дисциплин. Приоритеты немецких студентов за рубежом и иностранных студентов в Германии заметно различаются. У немецких студентов просматриваются предпочтения в пользу изучения иностранных языков, гуманитарных дисциплин, в частности юриспруденции. Иностранцы занимаются в первую очередь, но инженерно-техническим программам. Постепенно происходит увеличение числа иностранных студентов, изучавших право, экономику и социальные науки.

Международный академический обмен — «классический инструмент» интернационализации высшего образования ФРГ. Что касается других международных программ, структуры бакалавриат-магистратура, кредитной системы оценок, то они пока не внедрены в массовом порядке и остаются «резервом» ИБО. С конца 1980;х гг. такой «резерв» частично использован. В эти годы создан франко-германский колледж высшего образования. В университете г. Карлсруэ готовят инженеров по совместной германо-франко-английской программе. Лейпцигский университет апробировал систему бакалавриата и магистратуры. Расширяются масштабы преподавания иностранных языков, прежде всего в учреждениях специального высшего образования.

ИВО не привела в полной мере к ликвидации закрытости системы высшего образования Германии. Немецкие вузы во многом остаются инерционными перед вызовами интернационализации. Это происходит ввиду сравнительно сложного порядка получения дипломов, языкового барьера, длительных сроков фактического обучения, несопоставимости дипломов с сертификатами других стран, недостаточной академической и социальной поддержки иностранцев, бюрократических препон при легализации пребывания в стране. Во многом сохраняются препятствия для пребывания немецких студентов за границей. Одно из заметных — неудовлетворительное знание иностранных языков. Несмотря на то, что в вузах предусмотрено преподавание множества иностранных языков и что в учреждениях высшего образования представлено преподавание более 100 иностранных языков, обязательное их изучение (особенно в университетах) — довольно редкий случай.

  • [1] National Policies for the Internationalisation of Higher Education in Europe.
  • [2] National Policies for the Internationalisation of Higher Education in Europe.
  • [3] Ibid.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой