История экологического образования в российской школе
В 1786 г. Комиссия народных училищ издала рукопись учебника В. Ф. Зуева под названием «Начертание естественной истории». Этот учебник стал не только первым, но и единственным пособием по естествознанию на протяжении конца XVIII в. и первой четверти XIX в. Взаимоотношения человека и природы издавна были предметом пристального внимания общества. На поведение людей значительно влияли народные… Читать ещё >
История экологического образования в российской школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экологические аспекты в истории методики преподавания естествознания
Становление естественно-научного образования в отечественной школе.
Взаимоотношения человека и природы издавна были предметом пристального внимания общества. На поведение людей значительно влияли народные традиции природопользования, содержавшие правила, регулирующие взаимоотношения с окружающей средой.
История естественно-научного образования была досконально изучена Б. Е. Райковым. Благодаря его исследованиям можно проследить, как развивалось естественно-научное образование в русской школе, как в его рамках происходило становление экологического образования.
В период 1782—1786 гг. впервые в школе как узаконенный обязательный предмет появилась естественная история, написанная адъюнктом Академии наук В. Ф. Зуевым.
В 1786 г. Комиссия народных училищ издала рукопись учебника В. Ф. Зуева под названием «Начертание естественной истории». Этот учебник стал не только первым, но и единственным пособием по естествознанию на протяжении конца XVIII в. и первой четверти XIX в.
В содержании этого учебника была отражена идея о природе как едином целом, рассматривалось влияние климата, воды и почвы на живые организмы, особое внимание было уделено изучению значения растений и животных в жизни человека. Описание природных объектов соответствовало научным представлениям того времени, причем ведущей была идея полезности природных объектов.
В книге В. Ф. Зуева были разработаны методические рекомендации преподавания естествознания. В ней уже содержалось требование преподавать наглядно, с помощью стенных таблиц по естествознанию — «фигур по естественной истории», которые иллюстрировали его учебник и выпускались в продажу отдельными листами. Атлас состоял из 15 таблиц, которые были посвящены млекопитающим, птицам, рептилиям, рыбам, беспозвоночным животным. Несомненная заслуга В. Ф. Зуева в том, что он установил последовательность в изучении природы:
- 1) «ископаемое царство» (неживая природа);
- 2) «прозябаемое царство» (растения);
- 3) «животное царство».
Примечательно, что такая последовательность сохранилась до сего времени.