Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы культуры. 
Социология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Элитарная культура тоже создается профессионалами. Но в отличие от массовой, она сложна для восприятия и требует специальной подготовки, поэтому имеет узкий круг ценителей и почитателей. Например, картины М. Шагала, П. Пикассо, С. Дали, музыка А. Шнитке, фильмы Ф. Феллини и А. Тарковского, книги Ф. Кафки и Ж. П. Сартра требуют от человека некоторого отвлечения от повседневной проблематики… Читать ещё >

Формы культуры. Социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В социологии культура изучается через систему ее форм и элементов. Длительная история становления и развития общества сформировала разнообразные культурные формы. Для их изучения выделяют различные основания. В зависимости от социальной роли различают доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.

/ Доминирующая культура (нормативная, или официальная) — это совокупность ценностей, норм, идей, знаний, культурных образцов, стандартов, которые отражают смысл конкретного общества, его специфику и служат реализации высших целей.

Как правило, доминирующая культура разделяется большинством членов общества.

Но в любом обществе существуют различные социальные, демографические и профессиональные группы, каждая из которых создает собственную субкультуру.

/ Субкультура — это совокупность ценностей, норм, идей, отражающих специфику соответствующей социальной группы.

Молодежная и врачебная, городская и сельская, национальная субкультуры имеют свою специфику, отличаются ценностями и идеалами, традициями, обычаями, особенностями языка, правилами поведения. Например, белый халат как форма одежды, клятва Гиппократа и врачебная тайна — элементы врачебной субкультуры. Национальные язык, кухня, костюм — элементы национальной субкультуры. Традиция отмечать День знаний, строгий костюм и грамотная речь — элементы педагогической субкультуры. Значение субкультур определяется их многообразием, глубиной и спецификой взгляда на социальные проблемы.

В последние годы пристальное внимание исследователей приковано к молодежной субкультуре. Она характеризуется следующими особенностями:

  • ? обособленность, отстраненность (часто демонстративная, эпатажная) от культурных ценностей и традиций старших поколений;
  • ? проявление преимущественно в сфере досуга;
  • ? преобладание потребления над творчеством;
  • ? авангардность, устремленность в будущее, экстремальность;
  • ? групповые стереотипы поведения, наиболее ярко проявляющиеся в неформальных молодежных объединениях. Страх быть отторгнутыми заставляет следовать принятым в группе стереотипам. Это нередко является следствием скрытой неуверенности подростка в себе, стремлением опереться на силу и авторитет группы. Молодежные группы выполняют при этом множество функций: предоставляют возможность для самореализации, выступают инструментом для повышения личного статуса, предоставляют защиту, направляют и развивают интересы;
  • ? мода и другие символы (язык, ритуалы и манеры поведения) становятся знаками принадлежности к определенной группе;
  • ? неоднородность, так как пристрастия и оценки 14—16-летних подростков сильно отличаются от вкусов и ценностей тех молодых людей, которым 20—25 лет. Неоднородность молодежной субкультуры проявляется в многообразии интересов и направленности молодежных организаций. Среди них можно выделить те, которые созданы на основе увлечения музыкой, политикой, спортом, философией и мистикой, экологией и т. п.

Кроме субкультуры, в обществе существует контркультура, которая не только отличается от доминирующей, но и разрушает ее (например, культура преступных организаций, экстремистских политических движений и некоторых религиозных сект). Контркультура получает распространение в обществе со слабыми социальными институтами, в условиях экономических и политических кризисов и наносит ему непоправимый вред. Для ее нейтрализации используется весь арсенал средств — от поддержки и развития доминирующей культуры до вооруженной борьбы.

В массовом сознании молодежная культура часто воспринимается как контркультура, с настороженностью, как правило, негативно. На самом деле она таковой не является, а остается лишь частью общенациональной культуры. Но некоторые сегменты молодежной культуры могут иметь антиобщественную направленность. Молодежь действительно обладает высоким конфликтным потенциалом. Неопределенность социальных статусов молодых людей и высокие притязания, неясность критериев и границ дозволенного, непонимание меры ответственности за содеянное способствуют распространению ненормативного поведения молодежи.

В зависимости от того, кто создает культуру и кому она предназначается, различают ее формы — народную, массовую и элитарную. Каждая из них имеет особенности и развивается по своим законам.

Народная культура — мифы, легенды, сказки, былины, песни и танцы — является результатом коллективного творчества. Народная культура — исторически первая, самая ранняя форма творчества людей. Как правило, произведения народной культуры создаются по поводу важных событий, касающихся многих людей, воплощают результаты духовного поиска народа. Наиболее значительные произведения народной культуры остаются в памяти людей и передаются из поколения в поколение. По их содержанию можно получить представление об истории народа, его традициях и ценностях. С появлением профессиональных творцов — художников, поэтов, актеров и музыкантов — народная культура утрачивает «неорганизованную» форму существования и превращается из увлечения в профессию.

Массовая культура — это современное явление. Она получила широкое распространение в XX в. в связи с небывалым развитием массового производства и потребления, которые имеют стандартизированный, обезличенный характер, а также в связи с распространением средств массовой информации (СМИ). Благодаря их деятельности массовая культура тиражируется и популяризируется. Она носит коммерческий характер. Продукция массовой культуры продается и покупается, приносит прибыль своим создателям. К этой форме культуры относят вестерны, детективы, фильмы ужасов, популярную музыку, сентиментальные («женские») романы, рекламные видеосюжеты, телевизионные сериалы и др. Массовая культура демократична и интернациональна. Для ее восприятия не требуется специальной подготовки. Она быстро реагирует на происходящие события, адресуется широкой аудитории. В этом ее преимущества. Но художественная ценность большинства произведений массовой культуры сомнительна. Лишь ее единичные произведения выдерживают проверку временем. Она быстро теряет актуальность и выходит из моды. Кроме того, при современном уровне развития средств массовой информации некоторые ее образцы могут оказывать на человека разрушительное воздействие, влияя на подсознание и инстинкты. Иногда легко внушаемые люди под воздействием тяжелой музыки, фильмов ужасов или боевиков теряют контроль над собой, действуют непредсказуемо не только для окружающих, но и для самих себя.

Элитарная культура тоже создается профессионалами. Но в отличие от массовой, она сложна для восприятия и требует специальной подготовки, поэтому имеет узкий круг ценителей и почитателей. Например, картины М. Шагала, П. Пикассо, С. Дали, музыка А. Шнитке, фильмы Ф. Феллини и А. Тарковского, книги Ф. Кафки и Ж. П. Сартра требуют от человека некоторого отвлечения от повседневной проблематики, философского взгляда, тренированного ума и развитого интеллекта. Неудивительно, что основные потребители высокой культуры — художники, писатели, музыканты, актеры, искусствоведы и завсегдатаи музеев и выставок. Создатели элитарной культуры ориентируются не на прибыль, а на воплощение своих идей и ценностей, творческую самореализацию.

Массовая и элитарная формы культуры не отделены непреодолимой стеной. Достижения и приемы художественной элиты со временем перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, что повышает ее общий уровень. Образцы элитарной культуры могут стать элементами массовой в связи с ростом образования и общей культуры населения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой