Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие сенсорных, моторных и когнитивных способностей ребенка на протяжении первого года жизни

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сначала движения глаз осуществляются в горизонтальной плоскости, затем появляется слежение по вертикали, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Новорожденные младенцы способны фокусировать взгляд в диапазоне от 17,8 до 25,4 см; предметы за пределами этого расстояния кажутся им размытыми. Па 3—5-й неделе развивается способность зрительной… Читать ещё >

Развитие сенсорных, моторных и когнитивных способностей ребенка на протяжении первого года жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сенсорное развитие ребенка первого года жизни

Развитие зрительной сенсорной системы.

Дети рождаются с полным набором структур зрительной сенсорной системы. Большинство из них незрелы и совершенствуются в течение периода развития ребенка. С первых минут новорожденные чувствительны к свету. От яркого света их зрачки сужаются, в темноте — расширяются. Новорожденные могут следить за объектами, которые движутся в поле их зрения. Сначала это хаотичные движения глаз, но к 1-му месяцу появляется более совершенная форма глазодвигательной деятельности — содружественные движения глаз. Это приводит к тому, что месячный ребенок обнаруживает способность слежения за движущимися объектами, сопровождая процесс зрительного слежения поворотом головы в соответствующую сторону. Реакция на движение запускается рано созревающими рецепторами сетчатки, находящимися на се периферии.

Сначала движения глаз осуществляются в горизонтальной плоскости, затем появляется слежение по вертикали, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Новорожденные младенцы способны фокусировать взгляд в диапазоне от 17,8 до 25,4 см; предметы за пределами этого расстояния кажутся им размытыми. Па 3—5-й неделе развивается способность зрительной фиксации неподвижных объектов, отражающая общую способность к зрительному сосредоточению. К концу 2-го месяца ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой, к трехмесячному возрасту достигается достаточно хороший уровень развития движений глаз. С 4 месяцев прослеживающие движения глаз приобретают плавность, постепенно расширяется поле зрения: если в 3 месяца оно составляет 60°, то в 6—7 месяцев — 180°.

Целостное восприятие формы выявляется у детей с полутора-двух месяцев. Острота зрения в первые недели жизни низкая, постепенно она увеличивается и достигает максимума к пяти годам. Механизм конвергенции налаживается только к концу 2-го месяца. Предполагается, что отсутствие конвергенции ограничивает восприятие глубины.

Мозг новорожденного обладает зачатками способности интегрировать сетчатое изображение. Восприятие глубины, связанное с появлением бинокулярного зрения, формируется примерно к 4 месяцам. В 6 недель ребенок демонстрирует реакцию на надвигающийся на него предмет; к 2 месяцам у него формируется защитная реакция на приближающийся свет; к 4 месяцам он уже может точно ударять по игрушке, подвешенной прямо над ним. Эксперименты с «визуальным обрывом» (экспериментальная установка для проверки наличия у младенца восприятия глубины), показали, что младенцы от б месяцев и старше отказываются переползать границу поверхности, которая выглядит как обрыв. Значение информации об удаленности или о глубине постигается тогда, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться в пространстве.

В течение первых месяцев жизни зрительные способности быстро развиваются. Фокусирующая способность глаз увеличивается и к 6 месяцам соответствует уровню взрослого. Растет острота зрения. Вели новорожденные различают полосы шириной 3,2 см на расстоянии 25,4 см от глаз, то шестимесячные малыши — полосы шириной 0,8 см на том же расстоянии.

У новорожденных в сетчатке функционируют только палочки, лишь у 30% детей первые признаки цветоощущения появляются в конце первой недели. Устойчивое дифференцирование основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого) отмечается в 3—4 месяца. К 9 месяцам ребенок различает все основные цвета, но полноценное цветовое зрение формируется только к концу 3-го года жизни.

Форму предметов дети распознают раньше, чем узнают цвет. С возрастом изменяются цветоощущение, цветоразличение и контрастность. Происходит пожелтение хрусталика, приводящее к повышению порога цветоразличения. Наблюдается ухудшение восприятия цвета и контрастов. Страдает сумеречное зрение.

В течение первого года жизни меняется заинтересованность ребенка к рассматриваемым предметам. Младенцы отдают предпочтение контрастным зрительным стимулам, в большей степени — лицу человека. О врожденной предрасположенности ребенка к восприятию человеческих лиц свидетельствует то, что новорожденные предпочитают модель человеческого лица любым другим структурированным объектам, отдают большее предпочтение живым лицам, чем лицеподобным зрительным стимулам. В самом лице наиболее ключевыми раздражителями для младенца являются те части, для которых характерно движение (рот, глаза, брови). Двухнедельные младенцы при предъявлении им различных человеческих лиц выбирают лицо матери.

С самых ранних этапов развития младенцы способны имитировать лицевую экспрессию взрослых. В течение первых месяцев жизни возрастает возможность распознавания лицевого паттерна. Новорожденный прослеживает взглядом контуры лица, к двум месяцам фокусирует взгляд на глазах, в 4 месяца оказывает предпочтение правильному изображению лица перед искаженным. В 5 месяцев он смотрит на рот говорящего человека и реагирует на изменение в ориентации определенных черт лица, к 7 месяцам реагирует налицо целиком и лицевую экспрессию, опознает изображение лица по фотографии. Полученные данные позволяют предполагать, что ребенок рождается, уже обладая информацией о структуре человеческого лица, т. е. действует некая врожденная программа узнавания и предпочтения именно человеческих лиц как основного элемента видового социума. Однако это всего лишь возможность, «запуск» которой зависит от активации самого социума, т. е. от того, насколько активны и полноценны будут контакты с младенцем взрослых людей, прежде всего матери.

При изучении возрастной динамики распознавания человеческих лиц сделано предположение, что в онтогенезе ребенка четко проявляется существование двух последовательно сменяющих друг друга механизмов лицевого распознавания:

  • • восприятие общей конфигурации лица («видоспецифическая реакция распознавания»);
  • • распознавание индивидуальных характеристик человеческого лица с тонкой дифференцировкой настроения взрослого человека, отражающегося в его лицевой экспрессии («стадия социально приобретенного опыта»). Первоначально младенец выделяет из окружающей среды мать как наиболее значимый ее компонент, происходит первое социальное разделение «мать — другие люди». Затем происходит процесс выделения «свой — чужой». Окружающие люди начинают дифференцироваться по степени знакомства.

Способность к различению свойств объекта — формы, размера, цвета — проявляется с 3—4 месяцев, нарастает к семи, а затем резко снижается после 8—9 месяцев. В период с 8-го по 11-й месяц у ребенка формируется инвариантность к размеру объекта, когда доминирующим признаком является форма.

На основе электрофизиологических исследований показана динамика когнитивной деятельности ребенка в течение 1-го года жизни. В период новорожденное™ и первые недели жизни он опознает только движущиеся предметы, обнаруживая и прослеживая их с помощью функционирующей с момента рождения колликулярной системы глазодвигательных реакций. Далее (после 2—3 месяцев) появляется способность к обнаружению неподвижных предметов, обусловленная началом функционирования коркового контроля внимания. Во втором полугодии, и особенно к концу первого года жизни, формирование и взаимодействие механизмов анализа низких и высоких пространственных частот обеспечивает инвариантность опознания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой