Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Глобализация и «третий мир»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Неоконсервативные экономические преобразования наиболее последовательно в 1990;е гг. осуществлялись в Аргентине, Бразилии, Мексике. В некотором отношении проведение неоконсервативных мероприятий было навязано США, МВФ и Всемирным банком. В рамках так называемого «Вашингтонского консенсуса» страны региона получили возможность частично списать внешние долги, а такж сократить выплаты… Читать ещё >

Глобализация и «третий мир» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В конце XXI в. население земли может составить 10 млрд человек. Первого миллиарда человечество достигло окол 1800 г. Чтобы достичь второго миллиарда, потребовалос 120 лет, третьего — 35, четвертого — 15, шестого — 20 лет Это увеличение населения земли происходит в основно за счет развивающихся стран. Так, в 1750 г. в развитых европейских странах насчитывалось менее 20% населения земного шара, а к 1900 г. их население многократно увеличилось, составив почти треть всего человечества. С середины.

XX в. начался беспрецедентный рост населения всей земли, а страны Запада в этом отстали. Население развитых стран входящих в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в конце 1980;х гг. составило не более 15%В всего населения земли, и эта доля имела тенденцию к снижению.

Из этих статистических данных следует, что влияние и значимость не западных культур и обществ растет, они становятся все более значимыми в современном мире. В XX в взаимоотношения между цивилизациями перешло от фазы характеризующейся однонаправленным влиянием одно Западной цивилизации на все остальные (китайская, японская, индуистская, исламская, православная, латиноамериканская, африканская), к этапу интенсивных, непрерывны взаимоотношений между всеми мировыми цивилизациями Это общение необыкновенно обогащает современный мир делает его более приспособленным к изменениям, боле интересным, богатым культурно и разнообразным. К современным культурам, сокровища которых доступны современному человеку, добавились и древние культуры, поскольк совместными усилиями люди знают теперь и о таких цивилизациях, само существование которых было забыто ещ в древности, сокровища этих культур (месопотамская, египетская, критская, классическая, византийская, ацтекская андская) стали частью современной культуры человечества. Иными словами, только будучи открытой к культурному достоянию всего человечества, в настоящее врем можно оставаться на уровне, обеспечивающем перспектив динамичного развития в будущем. Человечество движетс к эпохе, когда различные цивилизации научатся жить рядо в мире, обмениваясь друг с другом, учась друг у друга, изуча историю, идеалы, искусство и культуру друг друга, взаимн обогащая жизнь каждой из них. Альтернативой этому является непонимание, напряженность, конфликты и катастрофа.

Небывалый «большой скачок» мировой капиталистической экономики и ее растущая глобализация подталкивают «третий мир» и всех его обитателей к вступлению в современный мир. Не все этого хотят. Появление многих фундаменталистских и традиционалистских движений, главны образом исламских, было протестом против вторжени современного мира. Исламская цивилизация по больше части воспринимает глобализацию отрицательно. Это связано как с религиозными, культурными, так и с политиче скими обстоятельствами. Абсолютизировать их ни в коем случае нельзя. Людям, которые пытаются внушить, чт ислам обладает особой воинственностью и в корне враждебен всем другим религиям, следует напомнить, что исламэто относительно молодая религия и по всей видимости он проходит в своем развитии кризисный период. Стоит вспомнить христианство в Средние века и Новое время — боле воинственной, нетерпимой и жестокой религии трудно представить. Со временем христианство в процессе своего развития трансформировалось, «цивилизовалось», став боле терпимее и более готовым к компромиссам.

Причиной же ожесточения некоторых исламских стран по отношению к Западу является то, что ни одна стран мусульманской культуры не смогла добиться экономического и политического успеха, на который рассчитывала и не составила конкуренцию Западу. Это ощущение бессилия и являлось одной из причин терроризма.

Несмотря на мощь, продемонстрированную исламом в его фундаменталистских проявлениях, остается фактом, что эт религия практически не пользуется авторитетом за пределами стран исламской культуры. Времена культурных завоеваний ислама давно прошли: он может вернуть отошедши от него прежних приверженцев, но найти отклик у молоды людей в Берлине, Токио, Москве — вряд ли. И хотя окол миллиарда человек — 1/5 населения земли исповедует ислам бросить вызов либеральной демократии на ее собственно территории на уровне идей ислам не может. Исламский ми более подвержен влиянию либеральных идей, чем западны мир — исламским идеям. Частичной причиной современног исламского фундаментализма является сила той угрозы которую несут либеральные идеи и ценности традиционны исламским обществам.

Но эти психологические трудности носят по всей видимости временный характер, потому что нет ничего доказывающего, что мусульманская религия не дает мусульманскому миру развиваться по пути современного капитализма Можно утверждать, что по большинству вопросов исла и модернизация не сталкиваются. Правоверные мусульман могут развивать науку, эффективно работать на фабриках или использовать сложные виды вооружений. Шариа ничего не говорит об изменениях, сопровождающих модернизацию, таких как переход к индустриальному обществу, от села к городу, не вмешивается в такие области, как всеобщее образование, развитие коммуникаций, здравоохранение.

К примеру, исламское движение в Индонезии, будучи прокапиталистическим, демократическим, допускающи религиозный плюрализм, но при этом оно твердо предан исламской вере. Это движение сыграло важную роль пр падении режима Сухарто и избрании президентом лидер этого движения Абдуррахмаиа Валида. Со временем даж в Иране новое видение исламской современности приобретает все больший вес.

Еще одним проблемным регионом является Африка. Особенно это касается стран АЮС (Африка южнее Сахары), которые после окончания холодной войны оказались вне внимания держав. Из 54 государств африканского континент на АЮС приходится 47 стран с населением 860 млн. АЮСВ не удается добиться устойчивого экономического роста осуществить модернизацию экономики. Сохраняется конфликтно-кризисный характер отношений власти и народа В этом регионе доминируют авторитарные режимы, но и он не в состоянии удерживать порядок — непрерывной чередой следуют гражданские войны, восстания, вооруженны выступления с самыми разрушительными последствиями.

Контраст с тем, что происходит в Азии, поразительный — в 1970;е гг. на Африку и Азию приходилось соответственн 11 и 76% мировой нищеты. В 1998 г. — 66 и 15%. Причины — в высоких темпах развития азиатских стран. Отсюд индийский экономист Джагвиш Бхагвати делал вывод, чт «нет оснований утверждать, будто глобализация привел к росту нищеты в развивающихся странах и мировому неравенству — факты говорят как раз об обратном». Кроме того открытость способствует развитию демократических процессов и упрочению законности.

Неоконсервативные экономические преобразования наиболее последовательно в 1990;е гг. осуществлялись в Аргентине, Бразилии, Мексике. В некотором отношении проведение неоконсервативных мероприятий было навязано США, МВФ и Всемирным банком. В рамках так называемого «Вашингтонского консенсуса» страны региона получили возможность частично списать внешние долги, а такж сократить выплаты по их обслуживанию. В принципе эт реформы позитивно отразились на экономике — финансовая система стабилизировалась, государственный бюджет оздоровился, инфляция снизилась. Но в целом темпы роста увеличились не очень, социальное неравенство выросло.

Поиск альтернативы господствовавшему в 1990;е гг. неоконсерватизму привел к проведению в бразильском городе Порту Алегри в 2001 г. всемирного социального форум иод лозунгом «другой мир возможен». Со временем эт движение по названию бразильского города набирало сил и влияние.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой