Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экологическое просвещение и образование. 
Российский и зарубежный опыт

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общепризнанный факт, что существенный вклад в интеграцию развития экологического образования и воспитания внесло проведение международных конференций и симпозиумов, непосредственно посвященных или затрагивающих эту проблему. В 1975 г. в Белграде прошел Международный экологический форум при участии всех государств — членов ООН. В итоге был принят устав «Белградская хартия», в котором закреплены… Читать ещё >

Экологическое просвещение и образование. Российский и зарубежный опыт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный мир глубоко взаимосвязан, и мы наблюдаем интернационализацию разных сфер общественной жизни. Все большую актуальность приобретают глобальные проблемы человечества, решение которых будет успешнее, если учитывать национальные особенности и вместе с тем проводить сравнительный анализ мировых достижений ученых.

Важность обращения к зарубежному опыту не вызывает сомнения, но здесь, собственно как и во всем, важна мера. Взаимосвязь разных культур в большей мере способствует прогрессу человечества в планетарном масштабе, и напротив, априорное неприятие любого зарубежного опыта может привести к самоизоляции.

Общепризнанный факт, что существенный вклад в интеграцию развития экологического образования и воспитания внесло проведение международных конференций и симпозиумов, непосредственно посвященных или затрагивающих эту проблему.

В 1972 г. в Стокгольме под эгидой ООН состоялась Конференция по проблеме окружающей среды человечества, итогом которой стало создание «Экологической программы Объединенных Наций», которая должна координировать экологические программы ООН и субсидировать отдельные акции.

В 1975 г. в Белграде прошел Международный экологический форум при участии всех государств — членов ООН. В итоге был принят устав «Белградская хартия», в котором закреплены цели и содержание экологического воспитания.

Экологическое воспитание впервые было объявлено компонентом общего образования и непрерывным процессом, длящимся в течение всей жизни.

В 1977 г. в Тбилиси была организована Межгосударственная конференция, поддерживаемая ЮНЕСКО и ООН, непосредственно посвященная экологическому воспитанию. На ней были определены концептуальные вопросы, связанные с целями, содержанием, методами экологического воспитания. Многие положения звучат актуально и по сей день.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялся Всемирный форум, разработавший концепцию устойчивого развития, в основу которой легло положение о необходимости перестройки экологического сознания человечества.

Суть парадигмы устойчивого развития в принципе не нова: жить в стабильном, предсказуемом мире, властвовать над своим будущим — это ли не извечное желание человечества? Существо концепции может быть передано краткой фразой: «устойчивое развитие — это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не подвергая риску способности будущих поколений удовлетворять свои потребности». На экологическое образование в данном случае возлагаются особые надежды, на то, что оно может повлиять на представление о ценностях у будущих поколений; признавая комплексный и взаимосвязанный характер Земли, представители государств, собравшихся в Рио-де-Жанейро на встречу на высшем уровне, приняли свод принципов для последующего развития. Эти принципы определяют права народов на развитие и их обязанности по сохранению нашей общей окружающей среды. Они основаны на идеях Стокгольмской декларации, принятой в 1972 г. на Конференции ООН по окружающей человека среде. В декларации, принятой в Рио, заявляется, что единственный путь обеспечения долгосрочного экономического прогресса — это его увязка с охраной окружающей среды. Это может быть достигнуто только в том случае, если страны начнут новое и равное сотрудничество с участием правительств, их народов и основных общественных групп. Они должны заключить международные соглашения по защите целостности окружающей среды.

Рио-де-Жанейрские принципы включают следующие важнейшие идеи.

  • • Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
  • • Сегодняшнее развитие не должно осуществляться во вред интересам развития нынешнего и будущих поколений.
  • • Государства должны разработать международное законодательство о компенсации за ущерб, который наносит деятельность, осуществляемая под их контролем, за пределами их территорий.
  • • Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
  • • Искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста удовлетворения потребностей большинства населения.
  • • Государства должны сотрудничать для сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли.
  • • Государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.
  • • Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации.
  • • Государства принимают эффективные законы, но окружающей среде, разрабатывают национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба.
  • • В принципе тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести финансовую ответственность за это загрязнение.
  • • Государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные последствия.
  • • Устойчивое развитие требует более глубокого научного понимания проблем. Государствам следует делиться знаниями и новыми технологиями для достижения целей устойчивости.
  • • Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития.

Эти конференции показали, что частью глобального кризиса, переживаемого человечеством, можно считать и кризис в области теории и практики воспитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой