Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мотивация познания и учения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для того чтобы сделать следующий логический шаг — выстроить иерархию мотивов познания и учения — необходима их классификация. Один из вариантов такой классификации — «осознаваемые-неосознаваемые» мотивы — нами уже рассмотрен. Он важен с точки зрения понимания функционирования системы, но не способен осветить содержательный аспект познавательной и учебной мотивации. Решение этой задачи… Читать ещё >

Мотивация познания и учения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественной психологии сложился ряд школ и направлений, в рамках которых ведутся исследования мотивационной сферы личности. Их анализ — предмет отдельного рассмотрения, мы остановимся па ряде общих вытекающих из них следствий, принципиально важных для педагогической психологии в деле понимания принципов функционирования мотивации учения.

Один из таких принципиально важных тезисов — тезис о полимотивированности деятельности человека. Он сформулирован в работах ряда известных отечественных психологов (Л. И. Божович, В. И. Ковалева, Б. Ф. Ломова и др.). «К той или иной деятельности, — пишет Б. Ф. Ломов, — личность далеко не всегда побуждается определенным единственным мотивом; мотивов может быть несколько: тогда деятельность выступает как полимотивированная»[1]. Таким образом, есть основания утверждать, что учебная деятельность полимотивирована. Учащимся, вне зависимости от его возраста и уровня обученности, движут одновременно множество мотивов. Это порождает ряд вопросов: какие основные группы мотивов действуют в учебной деятельности и как разные мотивы и разные группы мотивов взаимодействуют между собой. При этом мотив выступает в качестве компонента сложной системы — мотивационно-потребностной сферы личности. Под ней следует понимать, как указывает Б. Ф. Ломов, всю совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни. Важно также понимать, что при уже отмеченной относительной стабильности эта структура динамична и способна меняться в зависимости от многих жизненных обстоятельств.

Л. И. Божович и ее учениками доказано, что мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру. Одни мотивы занимают относительно устойчивое, доминирующее положение, другие находятся, условно говоря, на вторых, третьих и далее ролях. Эта иерархия мотивов в отечественной психологии традиционно описывалась с помощью понятия «направленность личности». Направленность личности выявляется при изучении всей системы психических свойств и состояний личности (потребностей, интересов, склонностей, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений и т. п.).

Рассматривая мотивационно-потребностную сферу личности как многоуровневую, относительно стабильную и при этом динамичную систему, нельзя не отметить и того, что часть мотивов личностью не осознается. Но при этом они могут быть весьма действенными. С. Л. Рубинштейн отмечал, в частности, что сознание представляет собой не плоскостное образование, отдельные участки его могут находиться на различных уровнях развития. Соответственно и мотивационные явления могут находиться на разных уровнях осознания — от ясно осознаваемых до непроизвольных и неосознаваемых. В познавательной и учебной деятельности эти закономерности действуют так же, как и в любой другой. С точки зрения действенности, безразлично осознаются или не осознаются человеком мотивы познавательной и учебной деятельности, способен ли он их вербализировать.

Для того чтобы сделать следующий логический шаг — выстроить иерархию мотивов познания и учения — необходима их классификация. Один из вариантов такой классификации — «осознаваемые-неосознаваемые» мотивы — нами уже рассмотрен. Он важен с точки зрения понимания функционирования системы, но не способен осветить содержательный аспект познавательной и учебной мотивации. Решение этой задачи представлено в ряде других работ, получивших известность (Б. Г. Ананьев, М. Аргайл, B. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, C. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон и др.).

  • [1] Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой