Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности развития воображения у детей раннего возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспринять это обобщенное изображение ребенку помогает целостность восприятия, благодаря которой достраивается то, что не совсем соответствует представлениям памяти. Становление механизма воссоздания образов происходит благодаря развитию понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений. Сосредоточение ребенка на материале и проявления адекватных эмоциональных реакций… Читать ещё >

Особенности развития воображения у детей раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В раннем детстве закладываются только предпосылки развития воображения, как преобразования представлений и формирования на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Этому способствует освоение ребенком предметной, игровой и продуктивных видов деятельности, развитие памяти, речи и других психических процессов. Представления, появляющиеся на втором году жизни ребенка, являются основой для развития воображения (рис. 6.5). Примерно с этого возраста ребенок способен узнавать различные изображения на картинках. Но рисунок обычно не бывает точной копией реальности, а отражает ее обобщенно.

Предпосылки развития воображения в раннем детстве.

Рис. 6.5. Предпосылки развития воображения в раннем детстве.

Воспринять это обобщенное изображение ребенку помогает целостность восприятия, благодаря которой достраивается то, что не совсем соответствует представлениям памяти. Становление механизма воссоздания образов происходит благодаря развитию понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений. Сосредоточение ребенка на материале и проявления адекватных эмоциональных реакций являются показателями того, что ребенок представляет передаваемую в речи информацию. Дети на втором году жизни активно сопереживают героям рассказов и сказок: повторяют действия персонажей по ходу слушания, бьют кулачком по столу, деланно хнычут, т. е. у них появляется представление через действие.

Выделяют два основных вида воображения — аффективное и познавательное, которые сосуществуют в развитии ребенка, отличаются разными задачами и тенденциями в реализации. Основная задача познавательного воображения — это разрешение возникающих противоречий в представлениях ребенка об окружающем мире, дополнение и уточнение целостной картины окружающей действительности. Аффективное воображение появляется при противоречивости формирующегося у ребенка образа «Я» реальности и служит при этом одним из механизмов его построения.

На третьем году жизни происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, что связано с отделением ребенком себя от предмета, от действия с предметом и выделением своего личного «Я», переживанием своей оторванности от окружающего мира. Познавательное воображение проявляется в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол проигрывает какие-либо знакомые ему действия в различных вариациях, аффективное воображение возникает при проигрывании ребенком своего эмоционального переживания.

О начале развития воображения свидетельствует умение ребенка в ходе процессуальных игр выполнять действия в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами, предметами-заместителями. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами-заместителями сопровождается их переименованием. В рамках интересных для ребенка видах деятельности — игровой, изобразительной и др. — он начинает отступать от образца взрослых, включать в него свои нюансы, осуществлять самостоятельные игровые действия. Но в целом воображение в раннем возрасте носит репродуктивный характер, оно требует внешней опоры на непосредственно воспринимаемые предметы и действия с ними, тесно связано с их обыгрыванием и со словами, обозначающими эти действия и предметы.

Практический пример

Люда Г., 1 год 8 месяцев. Играет с куклой, увидев на столе карандаш, берет его, водит по голове куклы, говоря: «Цысать ляля» (причесать куклу), показывает карандаш маме и говорит: «Ляля чик» (куклу стричь), снова показывает карандаш маме и говорит: «Иось» (ножницы), водит карандашом по голове куклы, «стрижет» ее.

Таким образом, в раннем возрасте закладываются предпосылки развития воображения, перекомбинирование ребенком предметной среды и неспецифическое использование предметов, наделение их несвойственными значениями; создание мнимых ситуаций, опредмечивание бесформенных объектов, игровое переименование предметов. Происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними и носит в основном репродуктивный характер.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой