Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути совершенствования финансовых механизмов социального страхования и национальных систем социального обеспечения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, сложившаяся за десятилетия социалистическая модель социальной защиты пока остается без существенных изменений. Ее главная черта — превалирование институтов государственного социального обеспечения и социальной помощи фактически блокирует развитие рыночного института социального страхования. Такая политика — в условиях рыночной экономики — тормозит становление финансовых механизмов… Читать ещё >

Пути совершенствования финансовых механизмов социального страхования и национальных систем социального обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль социального страхования в национальных системах социального обеспечения является ключевой. Например, в странах Европейского союза (ЕС) объем финансирования социального страхования составляет величину в диапазоне 16—25% ВНП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45—55% ВНП).

К концу XX в. в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы — 17%, а в России — около 12,5% (табл. 55).

Таблица 55

Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение на конец 2000 г.

Страны

Общие расходы на социальное обеспечение, в % от ВВП

В том числе

на пенсии

на медицинская помощь

Страны Западной Европы.

28,4

12,4

6,5.

США.

17,4

7,2

8,0

Страны Центральной Европы.

17,1

10,2

6,9.

Россия.

12,3

3,2

Источник: Социальное обеспечение: конкретные задачи, перспективы / МБТ. Женева, 2001. С. 60, собственные оценки. Рассчитано по данным: Euvrostat Yearbook. 98/99 Р. 267; Statistical Abstract of the US: 2000. P. 379.

Столь крупный финансовый ресурс социального страхования позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты для застрахованных лиц. Так, размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65—75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений.

В России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов ПФР, ФСС и ФОМС составляет всего около 8% ВВП.

Столь низкая доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных (в 2—3 раза ниже, чем в странах ЕС) позволяет выплачивать пенсии и пособия, составляющие в основной своей массе всего 30—35% и ниже, от размера предшествующей заработной платы, которая в свою очередь в пять-шесть раз меньше по сравнению со средними размерами заработной платы в целом по странам ЕС.

Во многом столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов, — всего 26% ВВП. Крайне низкий уровень заработной платы в стране, ее запредельная дифференциация представляют собой суть «нервного узла» всех проблем в сфере доходов населения[1].

Развязывание этого узла позволит уменьшить неравенство граждан в доступе к материальным и духовным благам, гарантировать возможность «зарабатывания» достойных пенсий и других социальных страховых выплат[2].

Дело в том, что эффективность страховой системы в решающей степени зависит от непосредственной включенности в нее самого работника, предполагающей, конечно, достаточный для участия в страховании уровень заработной платы. Заниженность же последнего становится здесь непреодолимым препятствием.

В настоящее время при положительных сдвигах в значениях макроэкономических показателей финансовое положение системы социального страхования стабилизировалось, но на абсолютно и относительно низком уровне. Рост расходов на социальное страхование, будучи высоким в середине 1990;х гг., начиная с 1998 г. замедляется по сравнению с темпами роста ВВП и средней заработной платы. Так, если среднегодовой рост реальной заработной платы за последние 5 лет составил 10%, а ВВП — 6—7%, то рост покупательной способности пенсий и пособий не превышал 3—5% в год и, согласно экспертным оценкам, на начало 2005 г., по покупательной способности составил примерно 70—75% от величины 1989 г.

Следует отметить и то, что длительное время не предусматриваются средства на повышение пособий по уходу за ребенком до полутора лет, практически ликвидированы программы оздоровления трудящихся и членов их семей (санаторно-курортное лечение трудящихся сведено только к долечиванию, хотя масштабы проводимой работы по оздоровлению трудящихся в СССР были одними из самых крупных в мире), безжалостно урезаны расходы на детский отдых.

Еще более острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения. Кроме того, в последнее время все более очевидными становятся изъяны и недостатки в формировании механизмов социального страхования, которые носят характер системных и концептуальных просчетов, что в итоге блокирует дальнейшее развитие института социального страхования. Все это вызывает необходимость уточнения стратегии развития системы социального страхования в среднеи долгосрочной перспективе.

Оплата труда, обеспечение ее существенной положительной динамики (кратного за четыре-пять лет роста) составляют сегодня главный приоритет для социальной политики и для формирования институциональных предпосылок создания цивилизованной системы социального страхования. Реализация данного приоритета — первая концептуальная посылка для формирования институтов системы социального страхования. Она в определяющей мере позволит включить в систему социального страхования финансовый ресурс самого работника, что является второй концептуальной посылкой формирования современной системы социального страхования для России.

Введение

страховых платежей для работников и их участие в финансировании социального страхования государства позволит снизить страховую нагрузку работодателей, повысить личную ответственность работников и оптимизировать весь массив экономических интересов в этой сфере.

Важнейшей задачей формирования новой модели социального страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования: работодателей, государства и работников.

Непременным условием для этого должно послужить нормативные (законодательные) и договорные формы повышения заработной платы у работников с низкими ее уровнями, а также выравнивание ее размеров у крайних децилъных групп, по крайней мере, до соотношения 1:10. Это третья концептуальная посылка формирования системы социального страхования для России.

Государство должно научиться решать задачи борьбы с бедностью путем формирования налоговых (нестраховых) механизмов, позволяющих обеспечивать базовый уровень социальной защиты (социальные пенсии, пособия и медицинская помощь) и предохраняющих население от крайней бедности (нищеты), а также проводить активную государственную политику на рынке труде (повышение занятости).

Таким образом, сложившаяся за десятилетия социалистическая модель социальной защиты пока остается без существенных изменений. Ее главная черта — превалирование институтов государственного социального обеспечения и социальной помощи фактически блокирует развитие рыночного института социального страхования. Такая политика — в условиях рыночной экономики — тормозит становление финансовых механизмов самоответственности работников и работодателей в сфере предупреждения и компенсации социальных рисков. Однако уже сейчас очевидно, что без решения проблемы социального страхования на основе подлинно присущих ему принципов организовать эффективную социальную и экономическую политику не удастся.

Таким образом, при разработке концептуальных предложений по формированию национальной системы социального страхования следует иметь в виду, что данная система в сильной мере зависит от таких «внешних» по отношению к ней систем и факторов, как заработная плата и налоги, состояние рынка труда и демографического положения, а также от институциональных («внутренних» факторов) основ построения: определения целей и принципов социального страхования на основе их соответствия гуманистическим идеалам и правам человека.

Формирование цивилизованной системы социального страхования в России возможно при условии применения междисциплинарного и внутрисистемного подходов, позволяющих учитывать «внешние» и «внутренние» факторы, влияющие на взаимосвязь базовых ее элементов по экономическому и административному регулированию и управлению системой.

В ряду наиболее крупных «внешних» систем выступает система заработной платы, которая определяет масштаб и тип охвата социальным страхованием (наемные и/или самозанятые работники, методы и формы финансирования, масштабы формального и неформального секторов занятости) и позволяет создать благоприятные условия для реализации потенциала социального страхования. В этой связи все более актуальным вопросом является разработка концепции совершенствования системы заработной платы и доходов населения и включения ее важнейших направлений в бюджетный процесс всех уровней. В числе основополагающих и первоочередных мер для этого целесообразно предусмотреть следующее.

  • 1. Поэтапное, в течение 2—3 лет, повышение минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, с тем, чтобы ее уровень приблизился к 40—45% средней заработной платы по региону.
  • 2. Принятие законодательных мер по уменьшению поляризации заработной платы и доходов, доведения в среднесрочной перспективе соотношения заработков крайних децильных групп до соотношения 1:10, уменьшив тем самым разбег в полтора раза.
  • 3. Законодательное определение сроков и мероприятий по доведению величины национальных расходов на социальную защиту до минимального уровня в 20% ВВП, как это определено рекомендациями Копенгагенских решений 1994 г., которые обязалась выполнять и Россия, а в перспективе и до 25%, что является средним уровнем доходов не только для стран Западной Европы, но и для бывших стран социалистического лагеря, расположенных в Центральной Европе.

Кроме того, по сравнению с действующей системой предлагается ввести следующие новые виды социального страхования:

  • — страхование досрочных, профессиональных (за выслугу лет) и региональных пенсий, что позволит финансово обеспечить существующие виды досрочных пенсий (за работу во вредных условиях труда, за выслугу лет педагогических и медицинских работников и «северных» досрочных пенсий);
  • — страхование по безработице, которое будет решать задачи по профессиональному переобучению и трудоустройству безработных;
  • — страхование по уходу за одинокими пенсионерами, инвалидами и другими категориями населения, нуждающимися в регулярной и систематической помощи на дому[3].

Формирование новых институтов обязательного социального страхования потребует принятия ряда федеральных законов[4].

Новая модель социального страхования обусловливает повышение демократичности в управлении социальным страхованием. Для этого необходимо разработать и принять федеральный закон о товариществах взаимного страхования, а также ратифицировать Конвенции МОТ № 102 и 144, к которым Российская Федерация еще не присоединилась.

Базовые положения данных конвенций, регулирующие минимальный прожиточный минимум застрахованных и демократичные формы управления в данной сфере, — злободневные темы сегодняшней России. Их ратификация позволит провести комплекс организационных, законодательных и управленческих мероприятий, направленных на выработку национальной модели социального страхования и достижение консенсуса социальных партнеров в данной сфере.

  • [1] Сложившийся структурный перекос в развитии экономики в сторону сырьевогосектора и экспортно-сырьевая ее модель расширенно воспроизводит «точечный», сжатоареальный тип, который усиливает дифференциацию доходов населения. По мнениюученых, при сохранении этой тенденции, усугубится и без того запредельная дифференциация заработной платы по регионам, отраслям экономики и слоям населения, что будет означать окончательную дезинтеграцию «единого социального пространствастраны». См.: Лексин В., Швецов В. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. 2004. № 4. С. 16—17.
  • [2] Роик В. Д. Социальная политика: какая модель распределения доходов нужна России? // Российский экономический журнал. 2002. № 8; Социальные экономическиепараметры реформирования социального страхования: состояние, проблемы и путирешения / Материалы Института социальной политики Академии труда и социальныхотношений / рук. темы Д. Ф. Шавишвили. М., 2003.
  • [3] Специфика современной урбанизированной жизни в малых семьях объективноповышает ответственность общества по отношению к тем, кто по той или иной причинене может рассчитывать на поддержку и защиту со стороны семьи или какой-либо инойсоциальной сети, что предопределяет необходимость создавать специальные механизмысоциального страхования по уходу за пожилыми людьми. Следует отметить, что первойстраной, которая еще 10 лет назад сформировала такой вид социального страхования, является ФРГ.
  • [4] В число важнейших из них входят: «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страхованиина случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и детством», «Об обязательном пенсионном страховании работников, проживающих в районах КрайнегоСевера», «Об обязательном социальном страховании одиноких пенсионеров и инвалидов и других категорий работников, нуждающихся в регулярной и систематическойпомощи на дому», «О Фонде социального страхования Российской Федерации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой