Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика «Семейно обусловленное состояние» (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Четвертый блок направлен на конкретизацию собственных ожиданий от будущей совместной жизни и их согласование с ожиданиями партнера. Как правило, будущие супруги имеют много иллюзий о будущей семье. Каждый из партнеров имеет собственное представление о своем поведении, о поведении супруга, о ведении хозяйства, о детях и многом другом и предполагает, что партнер думает точно так же. А так как… Читать ещё >

Методика «Семейно обусловленное состояние» (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инструкция.

Мысленно вернитесь домой, в семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы себя чувствуете в выходные дни и по вечерам? Вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким вы себя чувствуете чаще всего? Отметьте, пожалуйста, на шкалах.

Спокойным.

Встревоженным.

Т.

Напряженным.

Расслабленным.

Н.

Радостным.

Огорченным.

У.

Нужным.

Лишним.

т.

Довольным.

Недовольным.

У.

Отдохнувшим.

Усталым.

н.

Здоровым.

Больным.

У.

Смелым.

Робким.

т.

Беззаботным.

Озабоченным.

н.

Плохим.

Хорошим.

У.

Ловким.

Неуклюжим.

Т.

Свободным.

Занятым.

Н.

Т.

У.

Н.

Обработка результатов.

Баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна:

по шкале «У» (общая неудовлетворенность) — 26 баллам; по шкапе «Н» (нервно-психическое напряжение) — 27 баллам;

по шкале «Т» (семейная тревожность) — 26 баллам.

Тренинг для вступающих в брак «Раз и навсегда» (А.Б. Гусаренко, С.Ю. Чижова).

Тренинг рассчитан на вступающих в брак молодых людей от 18 до 30 лет и предполагает работу с группой, состоящей из нескольких пар (до 4-х), в течение 3,5 — 4,5 часов, с одним перерывом 15−20 минут. Лучше всего проводить Tpeinmr с участием двух ведущих — мужчины и женщины. В своей основе тренинг вполне применим не только для создающихся семей, но и для супружеских пар, уже имеющих некоторый опыт совместной жизни.

Материальное и техническое обеспечение: комната с мягким покрытием (около 30 кв. м), кресла, пуфики, плед; магнигофон с музыкальными записями (ритмичная, спокойная, релаксационная музыка).

Задачи тренинга:

  • — обозначить возможные иллюзии молодых людей относительно совместной жизни;
  • — конкретизировать их ожидания по отношению друг к другу в браке;
  • — построить оптимальные пути установления отношений с новыми родственниками и друзьями;
  • — научить некоторым способам и приемам, которые помогут молодоженам избежать сильных разочарований в партнере;
  • — помочь сделать будущий брак более счастливым и прочным.

Тренинг не предполагает работу с личностными конфликтами, не нацелен на изменение жизненных ценностей, он является обучающим, направленным на расширение вариантов поведения участников в типичных ситуациях совместной жизни.

Тренинг включает в себя 5 основных блоков:

  • 1). Знакомство, проговаривание ожиданий от тренинга.
  • 2). Формирование позитивного настроя на работу, эмоциональное раскрепощение участников, нацеливание их на работу друг с другом.
  • 3).

    Введение

    и отработка основных приемов невербального общения через моделирование отношений в паре.

  • 4). Выявление, проговаривание основных ожиданий будущих супругов по отношению друг к другу и к совместной жизни, поиск путей согласования взаимных ожиданий.
  • 5). Обучение способам, приемам разрешения возможных конфликтных ситуаций и предотвращения этих ситуаций.

Первый блок стандартен и поэтому на нем останавливаться не будем.

Второй блок. Каждой паре предлагается на большом листе бумаги, не разговаривая, нарисовать будущее семьи через 5 лет. По завершении задания участники занятия отвечают на следующие вопросы: «Легко или сложно было рисовать в начале, середине, в конце выполнения задания?», «Как менялось понимание замысла партнера?», «Как осуществлялось взаимодействие друг с другом?», «Как происходило развитие общего замысла?».

Информация для ведущих. По типу работы пары следует отметить лидера в паре, стиль отношений, уровень невербального общения, эмоциональный фон взаимодействия. По деталям рисунка проанализировать представленность ближайшего будущего, его реальность, эмоциональное отношение к будущему; важные показатели — наличие дома, солнца, детей, разнообразие и чистота цветовой гаммы. Парам предлагается подписать рисунки и взять их на память.

Третий блок представляет собой набор упражнений по невербальному общению. Предварительно объясняется, что такое «невербальное» через актуализацию личного опыта участников. Например, предлагается вспомнить любой последний разговор в паре, обсуждение чего-либо и постараться выявить, как понимаются говорящим реакции партнера на свои слова или аргументы. Чаще всего можно услышать: «Я ему сказала то-то и поняла, что ему это нравится (или не нравится)». Следует задавать вопросы на уточнение, каким образом было это понято: он сказал так? Он при этом улыбнулся? Как он на вас посмотрел при этом? Он отвернулся? Отошел от вас или, наоборот, подошел к вам? Изменилось что-то в лице или позе? И т.п. После такого обсуждения опыта участников в круге поясняется, что все выделенные несловесные проявления, по которым мы понимаем реакцию другого человека на нас, и есть невербальное. Далее предлагается работа в парах. Выполняется упражнение, при этом ведущие периодически подходят к парам, уточняют правильность выполнения упражнения, тут же может происходить обсуждение результатов. После завершения каждого упражнения участникам предлагается высказаться о том, что было легко, а что вызвало трудности и какие, и объясняется следующее упражнение.

Приведем несколько примеров упражнений.

1. Определение личностного пространства.

Объяснение. У каждого человека есть свое пространство, то расстояние, на которое он готов подпускать к себе других людей. Вспомните своих знакомых, одни из них при разговоре с вами стараются подойти как можно ближе, другие, наоборот, держатся дальше, чем вам, может быть, хотелось. Это означает, что у первых личностное пространство меньше, чем у вторых.

Другими словами, можно сказать, что у каждого человека есть своя дистанция, которую он держит при взаимодействии с другими людьми для собственного внутреннего комфорта. Причем для близких людей, для просто знакомых, для незнакомых эта дистанция будет разной. Она может меняться в зависимости от нашего самочувствия, настроения. Например, бывают моменты в жизни, когда хочется побыть одному, чтобы вообще рядом никого не было, т. е. имеется потребность в увеличении дистанции. Сейчас предлагаем определить эту дистанцию в парах друг для друга.

Один из партнеров встает и закрывает глаза, его задача — сосредоточиться на своих ощущениях (приятно — неприятно, хочется — не хочется) по мере приближения к нему партнера спереди и сказать «стоп», когда возникает чувство с частицей «не». Тот, кто приближается, делает это очень медленно и следит за реакциями партнера (мимика, изменения в позе, мышечные проявления в теле и т. п.), по которым отмечает для себя, приятно партнеру его приближение или нет и на каком расстоянии происходит этот переход. Затем на листе бумаги схематично фиксируют допустимое расстояние (до слова «стоп»), и сравнивают границу по ощущениям и по наблюдаемым проявлениям, стараются найти связь, т. е. по каким реакциям партнера, им подтвержденным, можно сделать вывод, что нарушено его личностное пространство. Дистанция подобным образом замеряется с 4-х сторон (спереди, сзади, слева, справа) у каждого из партнеров пары. По завершении упражнения сравниваются дистанции партнеров и выделяются особенности каждого, обычно у кого-то допуск меньше, у кого-то больше.

Вывод. Каждый из нас уникален и имеет индивидуальные отличия в реагировании на мир, людей, события. И это здорово. Нельзя требовать, чтобы партнер полностью повторял вас, иначе исчезнет разнообразие, пропадет интерес друг к другу, следует знать особенности другого и принимать их, тогда вы на многие вещи перестанете реагировать негативно (обида, разочарование и пр.). Например, супруг пришел домой уставший или не в насгроении, вы к нему подходите очень близко, чтобы обнять, или поцеловать, или просто что-то сказать, а он реагирует достаточно резко (отворачивается, отходит, уходит в другую комнату или что-то неприятное говорит). Первая реакция, как правило, непонимание, обида, возможен скандал или выяснение отношений. Но если вы знаете особенности друг друга, то по многим реакциям уже сможете определить, что что-то с ним не так и в этом состоянии не следует подходить слишком близко, у него в данный момент увеличена дистанция. Учитывая это, можно волнующие вас вопросы обсудить либо позже, либо на большей дистанции. Дистанция сама по себе уже задает эмоциональное отношение разговору, и конфликт не состоится.

2. «Чтение мыслей».

Объяснение. Когда люди долго находятся друг с другом, то, как правило, по различным невербальным признакам (мы уже знаем, что такое невербальное) могут предположить состояние, настроение, мысли партнера и, исходя из этого, строить свое поведение с ним. Но всегда ли эти предположения оказываются верными? Практика показывает, что большинство недоразумений, конфликтов происходит именно из-за того, что такое «прочтение» партнера является частично или полностью ошибочным. Предлагаем проверить, насколько вы, будущие супруги, правильно «читаете» состояние друг друга.

Участники парами садятся в кресла друг напротив друга. Один из пары вспоминает наиболее характерное для него состояние (усталость, принятие решения, обида, ожидание контакта и т. д.) и принимает ту позу, выражение лица, которые, как правило, выражают данное состояние. После того, как он готов, он дает об этом знак партнеру словом или жестом, о чем предварительно договариваются. Партнер старается максимально принять такую же позу, выражение лица, сосредоточиться на своих ощущениях и сделать вывод о состоянии первого участника, после чего делится с ним своими выводами. Затем в паре идет обсуждение: насколько точно определено состояние, по каким признакам, какие из них оценивались, исходя их собственного опыта, а какие — из наблюдения за партнером. Основная задача упражнения — дать друг другу обратную связь: через какие невербальные проявления можно делать вывод о состоянии своего партнера (им подтвержденные). Это задание выполняется попеременно, каждый задает, как минимум, три своих состояния.

Можно усложнить это упражнение: помимо состояния, нужно высказать несколько мыслей относительно своего партнера, если тот оказывается в этот момент рядом. Эго делается для того, чтобы будущие супруги знали, какое их поведение будет более оптимальным и результативным при определенных состояниях партнера (знать, какое их поведение будет более приемлемо).

Четвертый блок направлен на конкретизацию собственных ожиданий от будущей совместной жизни и их согласование с ожиданиями партнера. Как правило, будущие супруги имеют много иллюзий о будущей семье. Каждый из партнеров имеет собственное представление о своем поведении, о поведении супруга, о ведении хозяйства, о детях и многом другом и предполагает, что партнер думает точно так же. А так как о перспективах совместной жизни будущие супруги говорят чаще всего в общем, не проговариваются детали (кто будет мыть посуду, кто будет принимать решения в тех или иных ситуациях, кто будет вносить наибольший вклад в материальное обеспечение семьи, то есть у кого какие будут права и обязанности и как они будут меняться в процессе семейной жизни). Все это подразумевается, но не прорабатывается. На такие вопросы почти в 100% случаев пары отвечают: «Мы все будем делать вместе». Когда ведущий спрашивает: «А как это вместе? Держать четырьмя руками тарелку и мыть ее?». Участники отвечают: «У кого будет время, тот и будет это делать, кто меньше устал». Тогда ведущий задает следующий вопрос: «А как вы будете определять, кто больше устал?». Участники отвечают: «Это будет видно2. Ведущий: «Хорошо, а если будет видно, что устали одинаково?». Участники затрудняются ответить и чаще всего ссылаются на чувства партнера: «Ну, если он меня любит, то уступит, поймет и т. д.».

Таким образом, ведущий подводит участников к мысли, что, казалось бы, самые понятные вещи, о которых вроде и не стоит говорить, все же требуют конкретизации и согласования. Упражнения могут представлять собой обмен участников пары своими ожиданиями по отношению к различным аспектам совместной жизни: бьгг, принятие решений, воспитание детей и другие. Ведущий с помощью вопросов помогает конкретизировать взаимные ожидания (участники должны проговаривать все в деталях: как это будег делаться, каким образом, как часто, какие могут быть исключения и т. д.) и приходить к какому либо согласованному результату.

3. «Спор».

Объяснение. Участники работают в парах. Им предлагается найти тему для разговора, взгляды на которую у них расходятся и в защиту своей позиции необходимо сказать каждому два — три аргумента. При этом один из участников, заранее выбранный, может вместо очередного своего аргумента сказать «стоп», что будет являться знаком для партнера встать за спину первого участника и постараться от его имени сказать ожидаемый им аргумент. После этого идет обсуждение, насколько высказанный аргумент совпал с заготовленным. Довольно часто бывает, что партнер за спиной продолжает отстаивать заявленную вначале точку зрения, когда первый участник уже готов пойти на компромисс, либо участник за спиной предлагает компромиссное решение или уступает, а первый участник был готов сопротивляться. Таким образом, участники узнают ожидания друг друга на уровне поведения по спорным вопросам и имеют возможность заранее разнообразить собственное поведение в подобных ситуациях.

Пятый блок представляет собой набор конкретных техник, приемов поведения для избежания конфликтных ситуаций или для их разрешения. Для примера приводим одну из них.

Техника «Сверхсогласие».

Участники работают в парах. Одному из них предлагается высказать какие-либо претензии партнеру, значимые или не очень значимые, но реальные по отношению к нему, его поведению, родственникам и т. д. Задача второго участника пары на каждую претензию давать согласие в виде: «Да, ты прав, ты говорил, я опять этого не сделала и т. п.». Основное условие при этом — соглашаться с описанием поведения, но не с оценкой себя как личности. Например, ни в коем случае нельзя говорить: «Да, я глупая, я грязнуля, я невнимательная, я грубая и т. п.». В данном случае правильнее будет: «Я поступила глупо, я сделала это неаккуратно, я вела себя грубо». Но лучше всего не создавать свои собственные фразы, а повторять ту часть претензии, которая подходит под это правило. То есть ответ должен повторять фразу «обвинителя». Еще одно условие — согласие должно быть искренним, то есть соответствовать согласию на невербальном уровне (тон голоса, мимика и т. п.). Если партнеры будут словесно соглашаться, а невербально выражать полное несогласие, то техника теряет свою силу. Чаще всего соглашатель внутренне индифферентен к тому, что говорится (в случае грамотного освоения техники). Основная цель этого сверхсогласия — обезоружить обвинителя, лишить его желания выискивать все новые аргументы, происходит предотвращение конфликта. Для самих пар это может быть на данном этапе не очень актуально, чаще необходимость в применении этой техники возникает при общении с новыми родственниками (свекровь, свекор, теща, тесть). И, работая в паре на тренинге над освоением этого способа, будущие супруги помогают друг другу более эффективно взаимодействовать с родственниками мужа или жены.

Еще раз напоминаем, что тренинг предполагает работу с молодыми парами на уровне расширения их поведенческого арсенала на первых этапах семейной жизни. Ни в коем случае не следует ставить под сомнение их решение вступить в брак. Акцент во время всех упражнений необходимо делать на том, как замечательно узнавать новое друг о друге, расти и совершенствоваться. В любой сложной ситуации всегда есть конструктивное решение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой