Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Объективация психологии человека в предметно-практической деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многообразие человеческих отношений описывается двумя рядами понятий. Один из них определяет онтологию человеческих отношений как форму их бытия. Речь в этом случае идет об общественных отношениях, групповых, межличностных, личных и отношении к себе. Эти понятия указывают на носителей человеческих отношений. Другой ряд понятий определяет предметное содержание этих отношений (их гносеологию… Читать ещё >

Объективация психологии человека в предметно-практической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В этой деятельности субъектная произвольность достигает абсолюта. Человек в ней делает то, что соответствует его потребностям, но исключительно в соответствии с их пониманием. Дело в том, что не исключаются и ложные представления о ценностях бытия, о смысло-жизненных ориентациях, о чем свидетельствует экзистенциальная философия. Эти потребности объективируются в предметном мире в соответствии с представлениями о сущности бытия. Особенность этого мира в его рукотворности. Этот новый мир человеческого бытия являет собой овеществленные потребности и творческие способности субъектов предметно-практической деятельности. Предметный мир представляет материализованную сущность психического потенциала человека, представленный его потребностями и способностями к преобразовательной творческой деятельности.

Следовательно, предметный мир можно «прочитывать как раскрытую книгу» креативного потенциала субъектов предметно-практической деятельности, в роли которых выступают и отдельные личности, и социально дифференцированные группы.

Субъекты этой деятельности овеществляют потенциал своей психической организации в продуктах предметно-практического производства и потребления. Археологический анализ вещественных следов исторической деятельности позволяет реконструировать образ жизни прошлых поколений людей с точки зрения разных наук о человеке и обществе. В его описании обязательно присутствуют и психологические портреты народов.

В психологическом анализе продуктов предметно-практической деятельности заключен еще не используемый потенциал объективной психологии.

В предметном мире очень важной для человека составляющей является эстетическое чувство, которое сохраняет положительное отношение современников к объектам исторического прошлого. В этих чувствах трансформируется аффективная компонента психической организации человека. С точки зрения утилитарной потребительской психологии не очень ясно, почему красота объекта так важна. Наверное, тем, что эстетика объекта порождает положительные эмоции, которые активируют мотивационный потенциал человека.

Роли производителя и потребителя функционально разнонаправлены и плохо сбалансированы в общественной жизни людей. Это можно увидеть по предметному антуражу людей как собственников. В то же время эти роли составляют суть не только общественных противоречий, но и индивидуально-личностных. Противоречия реализации этих ролей в предметнопрактической деятельности выводит на передний план проблему этических отношений, которая регулируется моральными нормами общественного бытия. Психологическим источником этих норм является оценочный компонент психического отражения, который объективируется в аксиологической деятельности рефлектирующего сознания человека.

Объективация психологии человека в социальном взаимодействии

Основным психологическим содержанием социального взаимодействия являются человеческие отношения. Они объективируются в процессах информационной коммуникации, средства которой являются инструментами общения. Они составляют материальную основу общения как процесса социального взаимодействия. В числе этих средств существуют те, которые даны индивиду от природы его телесно-психической организации, и те, которые созданы людьми специально для расширения возможностей в общении. В первом случае речь идет о невербальных и вербальных средствах общения. Во втором — о технических средствах связи в самом широком контексте.

В этом процессе преобладает субъект-субъектная парадигма. Между субъектами возникает пространство человеческих отношений, которые они создают для более или менее успешного решения проблем совместной жизни и общественно-производственной деятельности. Однако фактор объектов, обеспечивающих воспроизводство жизни индивидуумов и сообществ, сохраняет значение как общая предметная основа социального взаимодействия, по поводу которой разгорается драма человеческих отношений.

Человеческие отношения закрепляются в ролевой структуре функциональной дифференциации совместной деятельности людей. По цепочке «функция — роль — отношения» разворачивается процесс объективации психологических феноменов социального взаимодействия. Например, функциональная дифференциация трудовой деятельности по профессиям закрепляется в более или менее значимых ролях (артиста, инженера, учителя и т. д.). Значимость этих ролей в социальной организации общества, в свою очередь, предопределяют отношения к конкретным людям в этих ролях. Однако эта тенденция в межличностных отношениях может поменять значимость за счет личных достоинств субъекта социального взаимодействия.

Отношение к социальным ролям у человека и к самому себе проявляется в феноменах социальной идентификации и достижения своей индивидуальности как мотива самореализации.

Многообразие человеческих отношений описывается двумя рядами понятий. Один из них определяет онтологию человеческих отношений как форму их бытия. Речь в этом случае идет об общественных отношениях, групповых, межличностных, личных и отношении к себе. Эти понятия указывают на носителей человеческих отношений. Другой ряд понятий определяет предметное содержание этих отношений (их гносеологию). К ним относятся психические, психологические, социально-психологические и социальные отношения.

Субъекты социального взаимодействия создают феноменологию групповых эффектов — эмпирических интеграторов человеческих отношений. Речь идет о взаимоотношениях, которые являются своеобразными результатами (продуктами) совместной деятельности, общения, психического отражения, правового и морально-нравственного регулирования совместной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой