Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общая характеристика системы корпоративного управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с Принципами корпоративного управления ОЭСР корпоративное управление представляет собой систему взаимоотношений между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами, контроля над деятельностью компании, служащую для определения целей компании и средств их достижения и для создания заинтересованности у совета директоров и руководства… Читать ещё >

Общая характеристика системы корпоративного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность корпоративного управления. Корпорация и ее основные признаки

Управление включает в себя процесс управления организацией (управленческую деятельность) и сам механизм управления. Сущность процессов управления в отдельных системах и подсистемах отражается в таких понятиях, как «государственное управление», «экономическое управление», «социальное управление» и т. д. Так, например, понятие «социальное управление» характеризует процесс воздействия на общество или его отдельные звенья с целью обеспечения их нормального функционирования, совершенствования и развития. Под управлением организацией (сообществом людей) понимается упорядоченная совместная целенаправленная деятельность ее членов. Наряду с этим управление представляет собой совокупность отношений, возникающих между членами организации при осуществлении совместной целенаправленной деятельности.

Независимо от того, в каком секторе осуществляется управление (государственном, корпоративном, частном), ему присущи определенный состав и содержание всех функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля. Кроме того, можно отметить наличие его статических (нормы управляемости, нормируемость управленческого труда, организационные структуры) и динамических (коммуникации, информационные потоки, процессы принятия решений, документационного обеспечения и т. д.) характеристик. Эффективное управление и использование ресурсов в государственных и коммерческих организациях связано с проблемами организационного построения, информационного обеспечения, соотношения формальных и неформальных групп, формирования организационной культуры.

Теория корпоративного управления базируется на синтезе существующих концепций и направлений, сформировавшихся за довольно короткий период существования научных знаний о корпоративных структурах, а также широко использует практический опыт управления корпорациями. Корпоративное управление можно рассматривать как систему взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими заинтересованными сторонами по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон. В научной литературе существуют различные трактовки корпоративного управления. Приведем некоторые из них.

Корпоративное управление — вид хозяйственного управления корпоративными объединениями, основными функциями которого является стратегическое планирование развития входящих в корпорацию хозяйственных единиц и корпорации в целом по видам производимой продукции, работ и услуг, объемам выпуска продукции, ее обновлению, развитию видов производства и технологии, использования и реконструкции оборудования, достижения конкурентных преимуществ на рынках новой продукции и традиционных рынках, обеспечения устойчивого роста производительности труда, совершенствование организационной структуры корпорации и коммуникационных отношений между ее элементами и приведение их в соответствие с изменениями в сфере производства и условиями рынка[1].

Представляется наиболее емким определение понятия корпоративного управления как охватывающего «область научного и практического знания и вид управления — сферу практической деятельности, связанную с решением проблем структурной организации и регулированием деятельности крупных предприятий в виде корпораций»[2].

Таким образом, корпоративное управление сводится к трем важнейшим направлениям:

  • — управление капиталом и собственностью;
  • — управление технологическим процессом, включая сбыт продукции;
  • — управление денежными потоками, оборотным капиталом, пассивами.

Корпоративная структура характеризуется наличием самодостаточной, обособленной и довольно замкнутой группы (менеджмент и служащие корпорации), деятельность которой строго подчинена общим корпоративным целям; наличием оптимальной на данный момент времени централизацией при адекватной авторитарности высшего руководства и выстроенными в соответствии с этим корпоративными отношениями. В то же время корпорации, как и другие хозяйствующие субъекты, находятся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Это взаимодействие принимает более крупные масштабы и осуществляется на более высоком уровне. Сфера интересов крупных корпоративных структур уже не ограничивается только экономическими интересами. Транснациональные корпорации стремятся оказывать влияние на экономику, политику как в государственном, так и мировом масштабе.

Не следует трактовать корпоративное управление только как управление корпорацией. В широком смысле под понятием «корпоративное управление», связанным с понятием «корпорация», необходимо понимать управление, характеризующееся высоким уровнем организованности, с присущими ему особыми принципами. Основные стандарты корпоративного управления, принятые во многих корпорациях развитых стран, закреплены в Принципах корпоративного управления ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития)[3]. В основном эти принципы сводятся к следующему:

  • — соблюдение баланса интересов отдельных категорий акционеров;
  • — подконтрольность акционерам деятельности исполнительных органов и совета директоров акционерных обществ;
  • — четкое разграничение компетенций между органами управления акционерных обществ (общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом);
  • — обеспечение прозрачности деятельности и принятия решений всеми органами управления акционерных обществ;
  • — независимость контрольных органов акционерных обществ.

В соответствии с Принципами корпоративного управления ОЭСР корпоративное управление представляет собой систему взаимоотношений между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами, контроля над деятельностью компании, служащую для определения целей компании и средств их достижения и для создания заинтересованности у совета директоров и руководства компании в следовании этим целям[4]. Кодекс корпоративного управления определяет данное понятие, как охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами[5]. Корпоративное управление является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон. Корпоративное управление — совокупность способов воздействия или процесс, с помощью которых управляется деятельность корпораций. На рис. 1.1 представлена организация комплексной системы корпоративного управления на основе общих принципов.

Организация системы корпоративного управления на основе.
Рис. 1.1. Организация системы корпоративного управления на основе.

Рис. 1.1. Организация системы корпоративного управления на основе.

общих принципов Рассматривая корпоративное управление как высший уровень управленческой деятельности на предприятиях с акционерной формой собственности, его можно трактовать, как «современный, прогрессивный вид управленческой деятельности в рамках хозяйствующей системы, характеризующейся наличием корпоративной стратегии, корпоративного стиля работы менеджеров всех уровней, корпоративной культуры, финансовой и информационной открытости, системы защиты прав акционеров и владельцев других ценных бумаг предприятияэмитента»[6].

Корпоративное управление включает следующие элементы:

  • — корпоративные ценности, кодексы поведения и другие стандарты надлежащего поведения, а также системы, используемые для обеспечения их соблюдения;
  • — выработанная стратегия развития;
  • — четкое распределение обязанностей и полномочий по всем уровням менеджмента;
  • — эффективная система корпоративных отношений;
  • — система корпоративного контроля;
  • — развитая система мотивации менеджмента и персонала корпорации;
  • — эффективные технологии, коммуникации и система документооборота корпорации.

Корпорации являются неотъемлемым элементом любой экономики. Следовательно, наличие эффективной структуры корпоративного управления является вопросом чрезвычайной важности. Корпоративное управление включает в себя способ управления деятельностью отдельной корпорации со стороны совета директоров и менеджмента, что затрагивает следующие аспекты:

  • — постановка корпоративных целей (включая извлечение экономической выгоды для собственников);
  • — управление текущей деятельностью корпорации;
  • — учет интересов участников корпоративных отношений;
  • — обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративной культуры требованиям действующего законодательства, нормативной базе и общепринятым нормам делового оборота;
  • — защита интересов акционеров и инвесторов.

Корпорация — организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах), предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность и характеризующаяся значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры. Данная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах. Главной функцией корпоративного управления является организация деятельности корпорации в интересах акционеров как источников финансовых ресурсов.

Корпорация как организация представляет собой искусственно созданную социальную группу институционального характера, выполняющую определенную общественную функцию (производство, накопление, распределение и упорядоченное распределение денежных средств), ориентированную на достижение взаимосвязанных и специфических целей в определенной области человеческой деятельности. Корпорация — коллективное образование, организация, имеющая статус юридического лица, образованная объединением капиталов (добровольных взносов) и осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность. Можно выделить определенные признаки, характеризующие такие корпоративные образования.

В зависимости от преследуемой цели (извлечение прибыли или нет) корпорации можно разделить на две группы — коммерческие и некоммерческие. Большинство корпораций создается для выполнения деятельности, приносящей прибыль. В соответствии с мировой практикой некоммерческие корпорации получают определенные льготы или совсем освобождаются от налогов либо получают дотации и средства от государства.

До недавнего времени в отечественном законодательстве понятие «корпорация» не было определено. В правовом отношении корпорация рассматривается как родовое понятие определенных видов юридических лиц. В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) определяет такие виды юридических лиц, как корпоративные и унитарные.

В соответствии с ч. 1 ст. 65.1 ГК РФ к корпоративным юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Главным отличительным признаком корпорации является участие или членство, представляющее собой юридический статус лица (члена корпорации), характеризующийся наличием у данного лица определенных прав (организационно-управленческих, имущественных, преимущественных, процессуальных), обязанностей (к основным из которых относятся следующие: оплатить принадлежащую долю (акции), не разглашать конфиденциальную информацию, связанную с деятельностью корпорации; участвовать в управлении корпорацией; не совершать действий (бездействия), причиняющих вред корпорации) и ответственности.

Унитарными юридическими лицами являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства (к ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании). Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Корпорация в форме акционерного общества может быть создана путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе, в организационно-правовой форме государственной корпорации[7]. Как некоммерческая организация государственная корпорация может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям. Таким образом, как следует из ГК РФ, организация, созданная в организационно-правовой форме государственной корпорации, не является корпоративным юридическим лицом, а относится к унитарным юридическим лицам.

В учебном пособии рассматриваются механизмы создания и функционирования таких хозяйствующих субъектов рыночной экономики, как коммерческие корпоративные юридические лица (корпорации). Указанными корпорациями являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. Законодательством РФ к таким юридическим лицам отнесены хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Основное внимание будет уделено корпоративным организациям, образованным в форме акционерных обществ.

Основывая акционерную корпорацию, учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию корпорации, размер уставного капитала, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[8] (далее — Закон об акционерных обществах). Схема создания акционерной корпорации представлена на рис. 1.2.

Организационная схема создания корпорации.

Рис. 1.2. Организационная схема создания корпорации.

Интеграционные и глобализационные процессы обусловливают необходимость активного сотрудничества с зарубежными корпорациями. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечается, что страны Европейского союза сохранят ведущие позиции в географической структуре российского экспорта и импорта, а также будут выступать в качестве важнейшего источника инвестиций, технологий и бизнес-компетенций для высокотехнологичных отраслей российской экономики. В качестве приоритетных направлений взаимодействия с государствами — членами Европейского союза в указанном документе выделяются: обеспечение стабильности поставок углеводородов на европейский рынок и режима взаимных инвестиций в транспортировку, распределение и добычу нефти и газа; расширение производственной кооперации с участием российских и европейских компаний, заключение между ними стратегических альянсов в области авиационно-космической индустрии, автомобилестроения, телекоммуникаций и пищевой промышленности, направленных на получение необходимых компетенций на мировом рынке и сокращение отрицательного сальдо в торговле продукцией высокой обработки.

  • [1] Денисов А. Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Дело и Сервис, 2002. С. 402.
  • [2] Кукура С. П. Теория корпоративного управления. М.: Экономика, 2004. С. 121.
  • [3] Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) — международнаяэкономическая организация развитых стран, признающих принципы представительнойдемократии и свободной рыночной экономики. В настоящее время в организацию входят 35 государств, в том числе большинство государств — членов Европейского союза (ЕС).
  • [4] URL: http://www.oecd.org/g20/meetings/antalya/Corporate-Governance-Principles-ENG.pdf. Измененная редакция указанных Принципов официально одобрена СоветомОЭСР, затем на встрече министров финансов и руководителей центральных банковстран «Большой двадцатки» (G20) в Анкаре в сентябре 2015 г. и в ноябре 2015 г. одобрена на саммите лидеров G20. Для России, не являющейся членом ОЭСР, но входящейв G20, значение и роль нового документа повысились.
  • [5] Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06−52/2463 «О Кодексе корпоративного управления».
  • [6] Масютин С. А. Механизмы корпоративного управления: научная монография.М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. С. 38.
  • [7] См. подробнее: Селезнев В. А. Правовой статус государственной корпорации //Пятый международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российскогообщества — 2010″: сб. тезисов докл. М.: МФПА, 2010.
  • [8] При самостоятельном изучении нормативных правовых актов, упоминаемыхв учебнике, необходимо учитывать изменения и дополнения, которые были внесеныв них с момента вступления в действие. С официальными текстами документов можноознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (URL: http://www.pravo.gov.ru). Кроме того, можно обращаться к таким справочным системам, как"КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой