Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тенденции развития общего образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1600—1700-х гг. католическая церковь заметно активизировала деятельность в сфере элементарного образования. В значительной степени это было вызвано стремлением противостоять влиянию Реформации. Пример такой политики — начальная школа Франции. Когда в 1685 г. гугеноты лишились возможности создавать свои учебные заведения, была основана семинария св. Шарля, которая готовила преподавателей для… Читать ещё >

Тенденции развития общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XVII—XVIII вв. принцип сословности, в соответствии с которым наилучшие школы предназначались для представителей дворянства, становился все более серьезным объектом критики. Попытки реформировать образование на светских началах наталкивались на оппозицию католической церкви, оставшейся духовным и организационным центром школьного дела.

С началом Нового времени в результате соперничества католической и протестантской церквей изменяются цели обучения, усложняются программы, повышается эффективность деятельности учебных заведений. Основным видом учебного заведения в системе повышенного образования стала школа классического типа, все больше отличавшаяся от прежних учебных заведений. Ее приоритетом постепенно сделался пересмотр содержания образования в пользу предметов реального цикла. Во Франции, например, усилилось влияние сторонников светского образования. Так, в 1672 г. в Париже насчитывалось свыше 160 муниципальных начальных (малых) школ и только 40 приходских заведений элементарного обучения.

Развитие учреждений начального обучения в Западной Европе и Северной Америке представляло сложную картину борьбы нового со старым. В целом начальная школа не справлялась со своими задачами. Основная масса населения (прежде всего крестьяне) оставалась неграмотной. Так, в Германии, где судьба начальных школ фактически полностью зависела от покровительства местных крупных землевладельцев и церковных властей, вопрос о сколько-нибудь систематической подготовке учителей, ликвидации неграмотности даже не ставился. В результате к концу XVIII в. читать и писать умели чуть больше трети населения Германии. Несмотря на эдикты, предписывающие отдавать детей в школу, в действительности в лучшем случае ее посещал лишь каждый второй ребенок. В застое оказалось и образование в Англии, где в конце XVIII в. на 1712 жителей в среднем приходился лишь один учащийся. Не лучше выглядела ситуация во Франции. В большинстве провинций не хватало начальных учебных заведений. Даже в сравнительно благополучном Орлеанском округе в 1750 г. на 106 коммун приходилось лишь 50 учреждений элементарного образования. Нс хватало профессиональных преподавателей. Количество учебных заведений для подготовки преподавателей элементарной школы исчислялось единицами. Число выпускников было крайне незначительным. Так, единственная на всю Францию семинария св. Шарля в конце XVII в. выпускала ежегодно два-три десятка учителей, что было каплей в море. При всех недостатках масштабы и эффективность начального обучения неуклонно повышались.

В ряде провинций Франции количество начальных учебных заведений увеличилось в течение XVII в. почти в пять раз. Так, в округе Монпелье в 1677/1678 учебном году начальные школы имелись в 40% коммун, а спустя 10 лет — уже в 73%. В конце XVII в. грамотность мужского городского населения колебалась в пределах 40−80%. Особенно высок был ее уровень в дворянском сословии. Распространялась грамотность и среди городской части третьего сословия. Еще большая часть населения была охвачена элементарным обучением в 1700-х гг. Так, в Руанском округе в 1790 г. начальные школы имелись почти во всех коммунах. Росла грамотность в городах. В итоге к концу XVIII в. 47% мужчин и 26% женщин во Франции были грамотными.

Изменения в организации школ начального обучения внесли представители движения Реформации в Германии, Англии и Северной Америке. Примером программы элементарных школ, создававшихся деятелями Реформации, может служить Готский школьный устав (1642), который стал образцом для многих учебных заведений в Германии. Документ был выработан под заметным воздействием идей Я. А. Коменского и В. Ратке. Уставом планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах по катехизису обучали родному языку (чтение, письмо), счету, церковному нению. В старшем классе к этому добавляли «мирские» предметы: изучение обычаев, начала естествознания и местной географии. Последние содержали знания о природе, ведении хозяйства, первые сведения о судопроизводстве и собственности. Преподавать учебные предметы надлежало, опираясь на наглядность и наблюдения. Учитель должен был добиваться достижения учениками определенного уровня подготовки. Начальный возраст ученика определялся Готским уставом в пять лет. Учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен (но не дольше, чем до 14 лет). Занятия шли круглый год, пять дней в неделю (за исключением среды и субботы), по шесть часов ежедневно. В деревенских школах предусматривались шестинедельные летние каникулы, в городских — четырехнедельные. Всем предметам, кроме «мирских», обучал один учитель — шульмейстер. «Мирские» предметы преподавали специальные учителя. Предполагалось поднять социальный статус учителя путем создания специальных учреждений подготовки шульмейстеров, введения постоянной оплаты учительского труда.

В Англии на протяжении XVII—XVIII вв. под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков. Уровень подготовки в этих учебных заведениях элементарного образования был крайне низким: лишь некоторые выпускники могли с трудом читать религиозные тексты на родном языке.

В Северной Америке первые школы начального образования появились в общинах пуритан в XVII в. В 1647 г. в колонии Массачусетс был принят первый закон, регламентировавший программу и деятельность таких школ в духе Реформации.

В 1600—1700-х гг. католическая церковь заметно активизировала деятельность в сфере элементарного образования. В значительной степени это было вызвано стремлением противостоять влиянию Реформации. Пример такой политики — начальная школа Франции. Когда в 1685 г. гугеноты лишились возможности создавать свои учебные заведения, была основана семинария св. Шарля, которая готовила преподавателей для начальных школ. Появились и первые руководства, адресованные этим преподавателям: «Христианские нравственные мысли для образования детей» «Приходская школа, или Способ обучать в малых школах» и др. В конце XVII в. появились первые уставы католических начальных школ, в которых ощущалось влияние новых дидактических идей: «Дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно» .

Руководство католической церкви во Франции подхватило идею распространения образованности. В одном из кардинальских посланий (1698) провозглашалась необходимость обучения всех французов (для знати — обязательность). В документе регламентировалась подотчетность церковных школ элементарного обучения, ежегодные суммы вознаграждения учителям — женщинам и мужчинам. Французский епископат, заботясь о своем влиянии на воспитание и обучение, призывал верующих укреплять в детях религиозные чувства.

Активную деятельность в сфере элементарного образования во Франции развернула католическая конгрегация «Братьев христианских школ». Первая школа конгрегации появилась во Франции в 1679 г. Спустя 40 лет подобные школы действовали в 22 городах. К 1789 г. в учебных заведениях «Братьев…» насчитывалось до 36 тыс. учащихся в 116 городах. Обучение было бесплатным. В классах занималось до 100 учеников. Вместо индивидуального, применялся метод массового обучения. Ученики овладевали началами чтения и письма на французском языке, правилами арифметики, заучивали псалмы, иногда учились читать по латыни. Впрочем, далеко не все осваивали подобную программу.

Существенные изменения претерпело в Западной Европе и Северной Америке в XVII—XVIII вв. полное общее образование. Главным видом такого образования становится учебное заведение классического типа: в Германии — городская (латинская) школа и гимназия, в Англии и Северной Америке — грамматическая школа, во Франции — коллеж. Эти учреждения впитали идеи Возрождения, Реформации и Просвещения. Вместе с тем в их деятельности получила отражение и консервативная традиция. Они предназначались для имущих слоев общества и нередко находились на содержании государства.

В Германии на протяжении XVII в. было учреждено свыше 100 городских школ. Многие из них впоследствии были преобразованы в гимназии. В конце XVIII в. в одной лишь Пруссии насчитывалось до 380 городских школ и гимназий. В программах этих заведений в XVII в. основная часть учебного времени отводилась на изучение античных языков и литературы, но уже в первые десятилетия XVIII в. эти предметы занимали лишь половину учебных часов. Одновременно, хотя и в малом объеме, преподавались история, география, математика и естественные науки.

Воспитание в городских школах носило религиозный характер. Учащиеся тщательно и систематически изучали катехизис, однако постепенно время на его освоение сокращалось. В результате реформы в Пруссии (1787) произошли изменения программ городских школ и гимназий, приведшие к заметному возрастанию доли естественно-научных дисциплин. Усилиями сторонников идей неогуманизма в программах ряда городских школ и гимназий предусматривалось расширение преподавания немецкого языка и литературы. Управление учебных заведений перешло из ведения Консистории в ведение королевской власти.

В Германии во второй половине XVIII в. появился ряд учебновоспитательных учреждений нового типа — филантропинов, первый из которых был основан в Десау (1774) И. Б. Базедовым. Особенностью этого учреждения была конфессиональная терпимость. В учебный план входили немецкий, французский, латинский и греческий языки, философия, мораль, математика, естествознание, история, география, рисование, музыка, верховая езда; заметное место занимал ручной труд. Использовались активные методы, ориентирующие учащихся на самостоятельную деятельность. В дальнейшем, но образцу филантропина в Дессау возникло несколько других учебно-воспитательных учреждений.

В Англии среди грамматических школ особо выделялись большие публичные школы, которые предназначались для детей богатых родителей и аристократии. Эти учебные заведения насчитывали в целом не более 3 тыс. учащихся. Публичные школы отличались друг от друга по составу учеников, программам, своему предназначению. Итонская школа, например, была ориентирована на государственную службу, Вестминстерская — на службу в торговых учреждениях Лондона и работу юристами. Относительно новая публичная школа Харроу (создана в XVIII в.) не имела конкретных направлений подготовки.

Во время учебных занятий поддерживалась жесткая дисциплина, однако после их окончания юноши пользовались практически полной свободой. Им разрешалось выбирать из своей среды лидеров и общаться с местным населением. Бытовые условия питомцев публичных школ были непритязательны, а нравы достаточно вольными. Считалось, что подобный подход готовит будущую элиту к приспособлению к любым условиям, умению вести дела без оглядки на традиции и нормы морали.

Грамматическая школа являлась учебным заведением классического образования, основанного на программе древних языков и литературы. Во второй половине XVII в. «Незримая коллегия» (позже — «Королевское общество») создала учебные заведения, где давали практическо-ориентированные знания и умения. Появляются так называемые «новые» школы. В этих учебных заведениях, а также в ряде частных грамматических школ, где учились дети торговцев, банкиров, мелкопоместных дворян, было введено более обширное преподавание дисциплин естественно-научного цикла, современных языков, истории, географии. Больше внимания стало уделяться изучению необходимых в коммерции знаний по математике и бухгалтерии. Публичных школ эта реформа не коснулась.

Во Франции основным типом общеобразовательного учреждения на рубеже XVII—XVIII вв. был коллеж. В конце XVIII в. в стране насчитывалось 562 коллежа с 73 тыс. учащихся. Интересный педагогический опыт оставили коллежи, организованные в Пор-Рояле и орденом «Оратория» .

В создании и деятельности школ Пор-Рояля приняли участие гугеноты и католическая конгрегация янсенистов, которые проявляли особый интерес к воспитанию. Школы были учреждены группой педагогов, получившей наименование «кружок ПорРояля». Первая школа была открыта в 1637 г. в предместье Парижа Пор-Рояль. Школы просуществовали до 1661 г., а затем были закрыты королевским указом в результате интриг иезуитов, видевших в этих учреждениях опасную конкуренцию. Учениками школ были ставшие известные всему миру Б. Паскаль и Ж. Расин.

Классы в учебных заведениях Пор-Рояля были небольшими — пять-шесть учеников на одного-двух учителей. Педагоги отрицательно относились к оценкам, полагая, что они побуждают школяров к нездоровому соперничеству. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию: «Мало говорить, много терпеть, еще больше молиться». Школы размещали в стороне от городов, ближе к природе. Педагоги Пор-Рояля ставили цель формирования, прежде всего, рационального мышления, поэтому считалось необходимым большую часть занятий направлять на развитие способности к суждениям. Ученики заучивали значительный объем учебного материала, но нагрузки были посильными, т. е. упражнения соответствовали умственным возможностям каждого. Школы давали элементарное, общее и частично высшее образование. В курс обучения входили французский язык, древние и новые языки, история, география, математика, риторика, философия. Родной язык оценивался как первооснова обучения, что выглядело новшеством на фоне сохранявшегося предпочтения латинского языка. Учащиеся писали сочинения и письма на французском языке, используя собственный житейский опыт. Античных классиков часто изучали во французском переводе. Ученики систематически делали самостоятельные переводы, заботясь о передаче смысла, а не формы. Занятия языками были значительно упрощены. Использовались, например, рекомендации преподавать родной язык фонетическим способом, что при архаичности французского письма оказалось наиболее эффективно. По-новому обучали латыни. Сначала ученики интенсивно упражнялись в переводах с латинского на французский, а затем делали самостоятельные переводы французских текстов на латинский язык. На занятиях по истории, географии, математике они получали знания об окружающем мире. Использовались географические карты, изображения орудий труда, предметов быта и пр. Помимо арифметики в программу входили элементы алгебры и геометрии. Полная программа предназначалась только мальчикам и юношам, а девочек обучали катехизису, чтению, письму. В мужских и женских школах Пор-Рояля царил жесткий режим повиновения руководству.

Коллежи «Оратории» организовывались основанным в 1611 г. одноименным орденом. В 1719 г. насчитывалось уже свыше 20 таких школ. В них готовили по преимуществу приходских кюре. В центре программы было изучение религиозных догматов, античная литература и древние языки. Кроме того, давались некоторые сведения из естественных наук. Схоластическое обучение не поощрялось. Однако во второй половине XVIII в. Конгрегация была распущена, а ее школы влились в разряд остальных коллежей.

Коллежи «Оратории» шли по пути реформы содержания образования — французский язык и литература являлись основой обучения на протяжении всего курса преподавания. Более заметное место, чем в других коллежах, занимали естественные науки, математика, история и география. В коллежах изучали труды Декарта и представителей французского Просвещения. Одним из лучших учебных заведений слыл созданный «Ораторией» коллеж Жюйи, где помимо указанных новшеств, практиковались более короткие ежедневные занятия. Циклу дисциплин обучал один преподаватель. При этом устраивались дополнительные занятия, вести которые приглашали специалистов из других учебных заведений.

Опыт школ Пор-Рояля и «Оратории», был в дальнейшем осмыслен и использован во Франции при реформировании национальной системы образования.

В Северной Америке в XVII—XVIII вв. школа развивалась под сильным воздействием европейского, прежде всего, английского опыта. Первая городская школа была создана в Бостоне в 1635 г. Затем из появившихся аналогичных учебных заведений вырастают грамматические школы, которые к середине XVIII в. стали ведущими среди общеобразовательных учреждений.

Во второй половине XVIII в. в североамериканских колониях возникают общеобразовательные заведения нового типа — академии. Первое такое заведение основал в Пенсильвании в 1749 г. Б. Франклин. Помимо предметов классического цикла, предусматривалось изучение политической и экономической истории, естествознания и ряда других дисциплин. Академия Франклина была образцом для подражания, и в конце XVIII в. академии стали наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы. Например, в Новой Англии на 300 тыс. жителей приходилось 15 таких учреждений. Сеть академий расширялась одновременно с их интеграцией с грамматическими школами. Повсеместно возникали академии с современным и классическим отделениями.

Во Франции перемены в высшем образовании проявились в условиях нараставшей критики консерватизма университетов, в первую очередь, Сорбонны. Новые педагогические веяния нашли поддержку в высших учебных заведениях Конгрегации и нескольких государственных научных центрах, например, Королевском коллеже (основан в 1530 г., будущий Коллеж де Франс). В нем преподавались не только классические дисциплины, но также философия, медицина, математика, востоковедение. Соперничество Сорбонны и Королевского коллежа завершилось в 1773 г. временным успехом консерваторов: коллеж был присоединен к университету. Однако деятельность Королевского коллежа, а также академий естественных наук (1666) и медицины (1776) завершила монополию Парижского университета на высшее образование и содействовала развитию и распространению научных знаний.

Сходное противостояние традиционализма и новых идей в высшем образовании происходило в Англии. О кризисе консерватизма свидетельствовало устойчивое снижение числа студентов старых факультетов Оксфорда и Кембриджа, которые оставались оплотом традиционного образования, основанного на изучении латинской и древнегреческой литературы. В этих условиях в Оксфорде и Кембридже открывались новые факультеты (колледжи) и одновременно росла популярность возникавших частных колледжей высшего образования, где изучали современные языки, историю, географию и т. д.

Новые веяния затронули высшее образование в Северной Америке, где по образцу Кембриджа был учрежден Гарвардский колледж (1636), который заложил основы высшего образования в Америке. В программе Гарварда преобладали элементы классицизма, однако в нее входило изучение трудов Коперника, сведений по навигации, растениеводству, метеорологии и пр.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой