Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Краткие сведения о деятелях науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ярошевский Михаил Григорьевич (1915—2002) — советский и российский психолог, историк науки, доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российская академия образования, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники Российская академия наук. Холланд Джо Г. (р. 1929) — американский ученый, профессор психологии, профессор электротехники и информатики… Читать ещё >

Краткие сведения о деятелях науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Абрахам Карл (1877—1925) — немецкий психоаналитик, автор работ по прегенитальной стадии либидо, анализу психозов. Основоположник теории объектных отношений, один из самых блестящих специалистов в психоанализе первых лег существования.

Абульханова (Славская, Абулъханова-Славская) Ксения Александровна (р. 1932) — советский и российский психолог, доктор философских наук, академик Российская академия образования.

Адлер Альфред (1870—1937) — австрийский врач, психолог, психиатр, профессор Колумбийского университета, доктор медицины, основатель индивидуальной психологии.

Айзенк Ганс Юрген (1916—1997) — британский ученый-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта.

Александер Франц (1891 — 1964) — американский врач и психоаналитик венгерского происхождения, один из основоположников психосоматической медицины и психоаналитической криминологии.

Ананьев Борис Герасимович (1907—1972) — советский психолог, создатель факультета психологии СПбГУ, автор масштабных исследований по истории психологии, психологии познания, воли, характера, онтопсихологии и акмеологии, педагогической психологии, половому диморфизму.

Аргайл Майкл (1925—2002) — известный социальный психолог, профессор Оксфордского Университета.

Ассаджоли Роберто (1888—1974) — итальянский психолог, психиатр, гуманист. Основатель психосинтеза — теоретико-методологической концепции психотерапии и саморазвития человека.

Аткинсон Ричард С. (р. 1929) — президент Калифорнийского университета (Сан-Диего), признанный специалист в области когнитивных наук и биопсихологии.

Ах Нарцисс Каспар (1871 — 1946) — немецкий психолог. Представитель Вюрцбургской психологической школы, последователь Освальда Кюльпе.

Басов Михаил Яковлевич (1892—1931) — выдающийся русский советский психолог, один из основателей отечественной психологии.

Бёри Эрик Леппард (1910—1970) — американский психолог и психиатр, известен во всем мире как разработчик транзактного и сценарного анализа.

Бине Альфред (1857—1911) — французский психолог, составитель первого практического психологического теста «шкала умственного развития Бине — Симона».

Бехтерев Владимир Михайлович (1857—1927) — русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Автор фундаментальных трудов по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор (1908) и руководитель Психоневрологического института (ныне им. Бехтерева) и Института, но изучению мозга и психической деятельности (1918).

Бион Уилфред Рупрехт (1897—1979) — видный представитель британской школы психоанализа.

Блонский Павел Петрович (1884—1941) — русский и советский философ, педагог и психолог.

Божович Лидия Ильинична (1908—1981) — советский психолог, ученица Л. С. Выготского.

Боулби Эдвард Дж. Мостин (1907—1990) — английский психолог и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, психоанализа и психотерапии, основоположник теории привязанности.

Братусь Борис Сергеевич (р. 1945) — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования.

Брейер Йозеф (1842—1925) — австрийский врач, друг и наставник Зигмунда Фрейда, основатель катарсического метода психотерапии.

Бронфенбреннер Ури (1917—2005) — американский психолог, специалист в области детской психологии, иностранный член Российской академии образования.

Брунер Джером Сеймур (р. 1915) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.

Брушлинский Андрей Владимирович (1933—2002) — российский психолог. Исследовал проблемы психологии личности и мышления, взаимосвязи сознания и бессознательного, внутриутробного развития психики.

Будилова Елена Александровна (1909—1991) — доктор психологических наук, известный специалист в области истории психологии.

Бюлер Шарлотта (1893—1974) — психолог, доктор философии, специалист по детской психологии.

Бэкон Фрэнсис (1561 — 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

Василюк Фёдор Ефимович (р. 1953) — советский и российский психотерапевт, доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, профессор.

Вебер Эрнст Генрих (1795—1878) — немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии.

Беккер Лев Маркович (1918—2001) — советский и американский психолог, доктор психологических наук, профессор Ленинградского государственного университета и Университета Дж. Мейсона (США).

Вертгеймер Макс (1880—1943) — немецко-американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии, военной и юридической психологии, философии и теории психологии. Основатель гештальтпсихологии.

Винер Норберт (1894—1964) — американский ученый, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.

Виппикотт Дональд Вудс (1896—1971) — британский педиатр, детский психоаналитик, один из важнейших представителей теории объектных отношений. Автор арт-терапевтической техники «Игра в каракули».

Вудворте Роберт (1869—1962) — американский психолог, основатель динамической психологии.

Вундт Вильгельм (1832—1920) — немецкий физиолог и психолог. Основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии. Сторонник психологии народов (нем. Volkerpsychologie), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Выготский Лев Семенович (1896—1934) — выдающийся советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Создатель концепции развития высших психических функций.

Гальперин Пётр Яковлевич (1902—1988) — выдающийся советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор психологических наук, профессор.

Гальтон Фрэнсис (1822—1911) — английский антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики.

Ганзен Владимир Александрович (1927—1997) — советский и российский психолог, автор методики системного описания целостных объектов.

Геккель Эрнст Генрих (1834—1919) — немецкий естествоиспытатель и философ. Ввел в мировую науку термины «питекантроп», «филогенез», «экология».

Гербарт Иоганн Фридрих (1776—1841) — немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

Грот Николай Яковлевич (1852—1899) — философ, профессор философии Московского университета.

Гроф Станислав (р. 1931) — американский психолог, психиатр, ученыйпсихолог, антрополог, ученый-экспериментатор, философ, один из наиболее видных представителей трансперсональной психологии и основателей Международной трансперсональной ассоциации.

Декарт Рене (1596—1650) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии.

Джеймс Уильям (1842—1910) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма.

Джонс Эрнест (1879—1958) — английский врач, психолог и психоаналитик, ученик 3. Фрейда.

Дильтей Вильгельм (1833—1911) — немецкий философ-идеалист, один из основоположников так называемой иррационалистической философии жизни.

Дыои Джон (1859—1952) — американский философ и педагог, представитель философского направления «прагматизм».

Зеер Эвальд Фридрихович (р. 1938) — ведущий отечественный психолог, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор.

Зинченко Пётр Иванович (1903—1969) — советский психолог, представитель Харьковской школы психологии.

Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

Кац Давид (1884—1953) — немецкий психолог, один из пионеров в области экспериментальной феноменологии. Внес вклад в исследования психологии животных, детской психологии, психологии мышления, а также в разработку аппаратуры для психологических исследований. В области социальной психологии Кац разработал функциональную концепцию социальной установки, объединяющую ее противоположные модели — иррациональную и рациональную.

Кёлер Вольфганг (1887—1967) — немецкий и американский психолог, один из основателей гештальтпеихологии.

Клайн Морис (1908—1992) — американский математик, известный своими работами по истории и философии математики, проблемам математического образования и научно-популярной тематике.

Кляйн Мелани (1882—1960) — влиятельный британский психоаналитик. Одна из создателей теории и практики детского психоанализа, игровой психоаналитической терапии и теории объектных отношений.

Коген Герман (1842—1918) — немецкий философ-идеалист, глава Марбургской школы неокантианства.

Конт Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье (1798—1857) — французский философ, родоначальник позитивизма.

Корчак Януги (1878—1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Коффка Курт (1886—1941) — немецко-американский психолог, один из основателей гештальтпеихологии.

Климов Евгений Александрович (1930—2014) — психолог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, ведущий отечественный специалист в области психологии труда, декан факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (до 2000 г.).

Кудрявцев Товий Васильевич (1928—1987) — отечественный психолог. Специалист в области технического мышления, технического творчества, проблемного обучения. Разрабатывал теорию профессионального становления личности.

Кэттелл Рэймонд Бернард (1905—1998) — британский и американский психолог, внесший существенный вклад в развитие дифференциальной психологии в областях черт личности, способностей и мотивации. Автор одной из наиболее влиятельных теорий личности, разработанных в психологии XX века, автор теории гибкого и кристаллизированного интеллекта, сторонник мультивариативных исследований в психологии.

Лакан Жак Мари Э. (1901 — 1981) — французский философ, фрейдист, структуралист, постструктуралист и психиатр.

Ламетри Жюльен Офре де (1709—1751) — французский врач, философматериалист. Решительный противник идеализма и теологии, схоластики и консервативной медицины. Вместе с Д. Дидро, П. Гольбахом, К. Гельвецием отстаивал материалистическое мировоззрение.

Ланге Николай Николаевич (1858—1921) — русский психолог, один из основоположников российской и видных представителей мировой экспериментальной психологии.

Левин Курт Цадек (1890—1947) — немецкий психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903—1979) — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики, память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Ученик и редактор работ Л. С. Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы, создатель теории деятельности.

Леонтьев Алексей Алексеевич (1936—2004) — российский психолог и лингвист.

Леонтьев Дмитрий Алексеевич (р. 1960) — российский психолог, заведующий лабораторией проблем развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья Московского городского психолого-педагогического университета.

Лешли Карл Спенсер (1890—1958) — американский психолог и физиолог, специалист в области поведенческой психологии (бихевиоризма) и нейропсихологии.

Линдсей Гарднер (р. 1920) — американский психолог, специалист по проблемам социальной психологии, теории личности, проективных методик.

Локк Джон (1632—1704) — британский педагоги философ, один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма, представитель эмпиризма и либерализма.

Ломов Борис Фёдорович (1927—1989) — советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, один из апологетов системного подхода в психологии.

Лоренц Конрад 3. (1903—1989) — выдающийся австрийский зоолог и зоопсихолог, один из основоположников этологии.

Лоуэн Александр (1910—2008) — создатель биоэнергетики, революционного метода психотерапии.

Лурия Александр Романович (1902—1977) — советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского.

Малер Маргарет Ш. (1897—1985) — известный психоаналитик, автор теории сепарации-индивидуации.

Маслоу Абрахам (1908—1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии. Разработал диаграмму, иерархически представляющую человеческие потребности. Теория иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Мертон Роберт К. (1910—2003) — один из самых известных американских социологов XX в.

Миллер Джордж Армитаж (1920—2012) — американский психолог, организатор широкой сети лабораторий когнитивной психологии.

Мэй Ролло Рис (1909—1994) — известный американский психолог и психотерапевт, теоретик экзистенциальной психологии.

Мюллер Иоганн П. (1801 — 1858) — немецкий естествоиспытатель, биолог.

Мюнстерберг Гуго (1863—1916) — один из основоположников прикладной психологии (психотехники).

Мюррей Генри Александр (1893—1988) — американский психолог.

Найссер Ульрик (1928—2012) — американский психолог, член Национальной академии наук США.

Нартова-Бочавер Софья Кимовна (р. 1961) — практический психолог. Доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета.

Нойманн Эрих (1905—1960) — психолог, писатель и один из самых одаренных учеников К. Юнга.

Оккам Уильям (или Уильям Оккамский) (ок. 1285 — 1347) — английский философ, францисканский монах из Оккама, один из основателей современной эпистемологии и современной философии.

Олпорт Гордон (1897—1967) — американский психолог, разработал теорию черт личности.

Павлов Иван Петрович (1849—1936) — русский ученый, основатель крупнейшей российской физиологической школы.

Палей Иосиф Маркович (1926—2009) — российский психолог.

Парсонс Фрэнк (1854—1908) — основоположник профориентации.

Перлз Фредерик Саломон (1893—1970) — выдающийся немецкий врачпсихиатр, психотерапевт.

Петренко Виктор Фёдорович (р. 1948) — российский психолог, специалист в области экспериментальной психосемантики.

Пиаже Жан В. Ф. (1896—1980) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, развил собственный подход в науке о природе познания — генетическую эпистемологию.

Поппер Карл (1902—1994) — австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX в.

Потебня Александр Афанасьевич (1835—1891) — русский философ, языковед, литературовед.

Пряжников Николай Сергеевич (р. 1954) — доктор педагогических наук, научный сотрудник кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, член редакционной коллегии журнала «Психологическая наука и образование».

Райх Вильгельм (1897—1957) — австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа.

Ранк Отто (1884—1939) — австрийский психоаналитик, один из ближайших учеников и последователей 3. Фрейда.

Роджерс Карл (1902—1987) — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии.

Рубин Эдгар (1886—1951) — датский психолог.

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889—1960) — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, автор первых российских фундаментальных учебников по психологии.

Рыбалко Елена Фёдоровна (1923—2001) — доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Салливан Гарри С. (1892—1949) — американский психолог и психиатр, представитель неофрейдизма, основатель интерперсонального психоанализа.

Селли Джеймс (1842—1923) — английский психолог, один из основателей британской детской психологии.

Сен-Симон Анри (1760—1825) — французский философ, социолог, известный социальный реформатор.

Сеченов Иван Михайлович (1829—1905) — русский физиолог и просветитель, публицист, мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы, ученый-энциклопедист, биолог-эволюционист, психолог.

Симон Теодор (1873—1961) — французский психолог.

Смирнов Анатолий Александрович (1894—1980) — российский психолог. Автор широкого круга работ, но общей и педагогической психологии.

Спенсер Герберт (1820—1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

Стивенс Стэнли Смит (1906—1973) — американский психолог, основатель операционализма.

Сьютич Энтони (1907—1976) — один из основателей трансперсональной психологии (США).

Тейяр де Шарден Пьер (1881—1955) — французский католический философ и теолог, биолог, геолог, палеонтолог, археолог, антрополог.

Теплое Борис Михайлович (1896—1965) — советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии.

Титченер Эдвард Брэдфорд (1867—1927) — англо-американский психолог-экспериментатор.

Тих Нина Александровна (1905(1912?) — 1983(1989?)) — российский психолог, крупный специалист в области сравнительной психологии и зоопсихологии.

Томас Уильям А. (1863—1947) — американский социолог. Один из творцов американской социологии и социальной психологии.

Торндайк Эдвард Ли (1874—1949) — американский психолог и педагог.

Троицкий Матвей Михайлович (1835—1899) — русский философ и психолог, представитель эмпирической философии в России, инициатор создания и первый председатель Московского психологического общества.

Уилбер Кеннет Э. II (р. 1949) — американский философ и писатель, разработавший теоретические и практические положения интегрального подхода.

Уотсон Джон Б. (1878—1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма.

Ференцы Шандор (1873—1933) — венгерский психоаналитик, один из наиболее заметных единомышленников 3. Фрейда.

Фехнер Густав Т. (1801 — 1887) — немецкий психолог, основоположник психофизиологии и психофизики.

Франкл Виктор Э. (1905—1997) — австрийский психиатр, психолог и невролог, создатель логотерапии — метода экзистенциального психоанализа.

Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры — мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т. д.

Фреиденбергер Герберт (р. 1926) — американский психолог, основоположник теории профессионального выгорания.

Фромм Эрих 3. (1900—1980) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик.

Хайдеггер Мартин (1889—1976) — немецкий философ, один из апологетов экзистенциализма. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но ко всему причастной стихии мироздания. В экзистенциализме человек мыслится как строящий себя «проект».

Хальбвакс Морис (1877—1945) — французский философ, социолог, социальный психолог, основоположник научных исследований исторической коллективной памяти.

Хантер Уильям Сэмюэль (1886—1954) — сравнительный психолог, бихевиорист.

Хартманн Хайнц (1894—1970) — австро-американский психоаналитик.

Холланд Джо Г. (р. 1929) — американский ученый, профессор психологии, профессор электротехники и информатики в Мичиганском университете Энн Арбор. Один из первых ученых, который начал изучать сложные системы и нелинейную науку; известен как отец генетических алгоритмов.

Хорни Карен (1885—1952) — американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма, акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности.

Челпанов Георгий Иванович (1862—1936) — русский философ, логик и психолог.

Штерн Уильям Л. (1871 — 1938) — немецкий психолог и философ, основоположник дифференциальной психологии и психологии личности.

Эббингауз Герман (1850—1909) — немецкий психолог-экспериментатор. Занимался изучением закономерности запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов.

Эйнсворт Мэри (1913—1999) — канадский психолог, специалист, но психологии развития.

Эйтингон Макс Ефимович (1881 — 1943) — психоаналитик, один из первых и наиболее преданных учеников 3. Фрейда.

Эренфельс Христиан фон (1859—1932) — австрийский философ и психолог, ввел понятие «гештальткачество» и поставил проблему целостности восприятия.

Эриксон Эрик X. (1902—1994) — автор теории стадий психосоциального развития.

Юнг Карл Г. (1875—1961) — швейцарский психолог и философ, основатель аналитической психологии. Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (архетипах) видел источник общечеловеческой символики. Оказал заметное влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

Ярошевский Михаил Григорьевич (1915—2002) — советский и российский психолог, историк науки, доктор психологических наук, профессор, почетный академик Российская академия образования, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники Российская академия наук.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой