Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принцип легитимизма и Священный союз

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникает, однако, вопрос: «Как все же понимать принцип легитимизма?» Если понимать его как сохранение любой ценой, в том числе и ценой иностранной интервенции, «старого режима», то легитимизму был брошен вызов еще в 1820-е гг., когда греки добились независимости и была сорвана интервенция в Южную Америку. Если же понимать его как принцип поддержания европейского равновесия, то все без исключения… Читать ещё >

Принцип легитимизма и Священный союз (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особо хотелось бы сказать о классовом содержании системы «европейского концерта». Изначально эта система была «Священным союзом» реакционных монархий, направленным против народов.

Собственно, сам Священный союз, «эта мистическая декларация, датированная 26 сентября 1815 г.»[1], была плодом мистического и религиозного настроения императора Александра I. В этом странном документе говорилось, что страны-подписанты имеют целью «открыть перед лицом Вселенным их непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея Святые Веры, заповедями любви, правды и мира, которые отнюдь не ограничиваются приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство, утверждающее человеческие постановления и вознаграждающее их несовершенства». Кроме того, стороны обязались оставаться связанными «узами действительного и неразрывного братства», считать себя «как бы едииоземцами», подавать друг другу «во всяком случае и во всяком месте пособие, подкрепление и помощь», смотреть на себя по отношению к подданным как «на отцов семейства», видеть в руководимых ими народах только членов «единого народа христианского», управлять ими сообразно с учением Христа и заботиться о том, чтобы и подданные прониклись теми же стремлениями, что и государи.

" Пустой и звонкий документ" — гак отозвался о декларации о Священном союзе Клеменс фон Меттерних, канцлер Австрийской империи. Разумеется, при большом желании все это можно истолковать как обязательство везде и всюду вооруженной рукой поддерживать контрреволюцию. На практике, однако, при отсутствии четких и однозначных обязательств очень сложно заставить великую державу делать что-то, что не соответствует се интересам, и история Священного союза даст тому немало примеров (срыв интервенции Священного союза в испанские колонии Южной Америки, фактическая поддержка многими членами «европейского концерта» национально-освободительной борьбы греческого народа и т. д.). Однако это соглашение о создании Священного союза фиксировало понимание принципа легитимизма как сохранения любой ценой «старого режима», т. е. феодально-абсолютистских порядков.

Но было и иное, деидеологизированное понимание этого принципа, в соответствии с которым легитимизм становился по сути дела синонимом понятия европейского равновесия.

Вот как сформулировал этот принцип один из отцов-осиователей системы Ш. де Талейраи в своем отчете об итогах Венского конгресса: «Начала легитимности власти должны быть освящены прежде всего в интересах народов, так как лишь одни легитимные правительства прочны, а остальные, опираясь только на силу, падают сами, как только лишаются этой поддержки, и ввергают таким образом народы в ряд революций, конец которых невозможно предвидеть… конгресс увенчает свои труды и заменит мимолетные союзы, плод преходящих потребностей и расчетов, постоянной системой совместных гарантий и общего равновесия… Восстановленный в Европе порядок был бы поставлен под защиту всех заинтересованных стран, которые могли бы… совместными усилиями задушить при самом их зародыше все попытки его нарушения»[2].

Возникает, однако, вопрос: «Как все же понимать принцип легитимизма?» Если понимать его как сохранение любой ценой, в том числе и ценой иностранной интервенции, «старого режима», то легитимизму был брошен вызов еще в 1820-е гг., когда греки добились независимости и была сорвана интервенция в Южную Америку. Если же понимать его как принцип поддержания европейского равновесия, то все без исключения великие европейские державы — и самодержавная Россия, и парламентская Англия, и республиканская (после 1871 г.) Франция — были легитимистскими державами; иными словами, они были готовы согласиться с изменением территориального статус-кво лишь в случае одобрения такого изменения со стороны других великих держав.

Таким образом, несмотря на радикальную смену классовой природы «европейского концерта» на протяжении XIX в., modus operandi ведущих европейских держав оставался неизменным: смена старой феодальной элиты на новый капиталистической класс не привела к радикальному слому сложившейся системы международных отношений, и во главе «европейского концерта» в конце XIX в. оставались те же великие державы (Англия, Франция, Германия, Австрия и Россия), что и в начале века. Выяснилось, что революционная национальная буржуазия ничуть не меньше заинтересована в стабильности на международной арене, чем легитимные монархи и феодальная аристократия.

  • [1] Дебидур А. Дипломатическая история Европы от Венского до Берлинского конгресса (1814−1878): 2 т. Ростов н/Д: Феникс, 1995. Т. 1. С. 96.
  • [2] Талейраи Ш. Мемуары. Старый режим. Великая революция. Империя. Реставрация. М.: Изд-во Института международных отношений, 1959. С. 324, 329.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой