Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Б. Международный уголовный суд

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государству, выбранному Президиумом МУС, должны быть сообщены определенные сведения и направлены документы, необходимые для исполнения наказания (прежде всего: данные об осужденном лице, копия окончательного решения об осуждении и вынесенном приговоре, продолжительность и дата начала отбывания приговора и оставшееся время его отбывания; кроме того, это может быть поступившая от осужденного… Читать ещё >

Б. Международный уголовный суд (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как и другие институты международного уголовного правосудия, МУС не имеет специально предназначенного для исполнения наказания в виде лишения свободы пенитенциарного учреждения, и в этом плане (так же как и в других моделях международной уголовной юрисдикции) особо значимо содействие со стороны государств.

Как уже отмечалось, в 2012 г. МУС был вынесен первый приговор Томасу Лубанго Дьило (первый приговор Суда). 27 сентября 2016 г. МУС вынес приговор Ахмаду Аль-Факи Аль-Махди (признан виновным в военном преступлении, состоящем в нападении на исторические и религиозные здания в Тимбукту (Мали) и приговорен к девяти годам лишения свободы).

Следует иметь в виду, что для целей содержания под стражей задержанных лиц в рамках МУС функционирует пенитенциарный центр, который находится в тюремном комплексе Схевенингене (на окраине г. Гааги, Нидерланды), при этом общую ответственность за все аспекты управления данным центром несет Секретарь Суда, обеспечивающий безопасность и порядок и принимающий в связи с этим решения, а повседневное выполнение соответствующих функций возлагается на начальника места заключения (см.: Регламент Суда от 26 мая 2004 г. (ICC-BD/01 -01 -04) // Официальный сайт МУС. — URL.: http:/www.icc-cpi.int). Немаловажно, что в соответствии с Соглашением между МУС и МККК от 29 марта 2006 г., МККК, являясь инспекционным органом, имеет неограниченный доступ в пенитенциарный центр с целью изучения условий содержания под стражей заключенных лиц и определения их соответствия международным стандартам (см.: URL.: http:/www.icc-cpi.int). Однако, как верно замечает М.-Б. Р. Юсупов, данный центр не предназначен для целей отбытия оконнательного наказания в виде лишения свободы; лица, пребывающие в нем, считаются невиновными до тех пор, пока их вина не будет установлена в соответствии с вступившим в законную силу приговором МУС1.

Вопросы исполнения приговора МУС получили довольно детальную регламентацию в ч. 10 (ст. 103—111) его Статута; кроме того, в этой части (по аналогии с рассмотренными моделями МУТ ad hoc) заключены двусторонние соглашения с государствами.

Так, МУС были заключены такого рода соглашения с Австрией (2005 г.), Великобританией (2007 г.), Бельгией (2010 г.), Данией (2011 г.), Финляндией (2011 г.), Колумбией (2011 г.), Сербией (2011 г.) и Мали (2011 г.). В соглашениях помимо прочего указывается национальный орган, которому, в случае назначения данного государства в качестве исполняющего приговор, Президиумом МУС передаются соответствующие документы и сведения[1][2].

Основные условия и правила, относящиеся к взаимодействию МУС с государствами в части исполнения обвинительного приговора, вынесенного Судом и вступившим в законную силу, могут быть сведены к следующему:

  • 1) наказание в виде назначенного по приговору МУС лишения свободы подлежит отбытию в государстве, которое назначается Судом из перечня государств, уведомивших МУС о своей готовности принять осужденных лиц[3]. При этом:
    • — такой перечень составляется и ведется Секретарем Суда[4] (функции МУС в части обеспечения исполнения вынесенного им приговора выполняются Президиумом[5]);
    • — государство, заявляющее о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор, может указать конкретные условия такого принятия по согласованию с МУС[6];
    • — государство исполнения приговора уведомляет Суд о любых обстоятельствах, которые могут физически повлиять на условия или продолжительность лишения свободы.

Как следует из п. 2 (а) ст. 103 Суд в этом случае уведомляется не менее чем за 45 дней о наличии такого рода обстоятельств, причем в течение этого периода государство исполнения приговора не предпринимает действий, которые могли бы нанести ущерб выполнению им своих обязательств в этой части;

— государство может в любое время информировать Секретаря о своем выходе из данного перечня, не затрагивая исполнения приговора в отношении уже принятых лиц1.

В свою очередь, при отсутствии государств, назначенных для исполнения приговора, в соответствии со ст. 49 Соглашения о штаб-квартире между МУС и принимающим государством от 2007 г., Суд информирует государство пребывания (Нидерланды) о необходимости исполнения приговора в тюремном учреждении, которое будет им предоставлено (при этом, МУС должен продолжать свои усилия по назначению другого государства для отбытия в нем осужденным наказания в виде лишения свободы)[7][8];

  • 2) решение о том, в каком именно государстве будет отбывать наказание осужденный, принимается Президиумом Суда. При этом:
    • — Президиум при решении данного вопроса учитывает: во-первых, равное разделение ответственности между государствами за исполнение наказаний, вынесенных МУС (имея в виду географическое распределение заключенных, необходимость предоставить каждому государству, способному и желающему выполнить условия МУС, возможность их принять, количество заключенных, уже принятых государством); во-вторых, соответствие условия исполнения наказаний в данном государстве принятым международным правовым стандартам; в-третьих, гражданство и национальность осужденного, иные факторы, относящиеся к совершенному преступлению, личности осужденного или к назначенному наказанию[9];
    • — Президиум должен в письменной форме сообщить осужденному о начале рассмотрения вопроса о государстве исполнения приговора (осужденный, в свою очередь, вправе сообщить свое мнение на этот счет также в письменной форме)[10];
    • — государству, выбранному Президиумом МУС, должны быть сообщены определенные сведения и направлены документы, необходимые для исполнения наказания (прежде всего: данные об осужденном лице, копия окончательного решения об осуждении и вынесенном приговоре, продолжительность и дата начала отбывания приговора и оставшееся время его отбывания; кроме того, это может быть поступившая от осужденного информация, касающаяся его или ее здоровья)[11];
  • 3) отправка осужденного в государство отбывания наказания осуществляется только после вступления приговора в законную силу, в кратчайший срок после получения согласия на это соответствующего государства[12];
  • 4) приговор о назначении наказания в виде лишения свободы является обязательным для государств-участников (включая государство его исполнения). Это означает, что только Суд имеет право принимать решение по любому ходатайству об обжаловании и пересмотре приговора (при этом государство исполнения приговора не должно чинить препятствий данному лицу)1.

В полной мере справедливо замечание Н. И. Костенко о том, что государство исполнения приговора не наделено правом освобождения лица до истечения срока наказания по приговору, вынесенному Судом[13][14];

5) государство исполнения приговора не вправе осуществлять уголовное преследование в отношении переданного ему осужденного МУС, а равно применять к нему наказание или экстрадировать в другое государство за любые деяния, совершенные этим лицом до его передачи государству исполнения приговора (если только такого рода уголовное преследование, наказание или выдача не были утверждены Судом по просьбе государства исполнения приговора[15]).

При этом Суд предварительно заслушивает мнение лица, которому вынесен приговор. Следует также учитывать, что данное ограничение может быть снято, если лицо, которому вынесен приговор, по собственной воле находится на территории государства исполнения приговора более 30 дней после отбытия им срока наказания по приговору либо возвращается на территорию этого государства после того, как покинуло ее (п. 2, 3 ст. 108 Статута МУС);

  • 6) условия лишения свободы регулируются внутренним законодательством государства исполнения приговора. При этом:
    • — данные условия должны соответствовать международным стандартам обращения с заключенными и одновременно не быть более или менее благоприятными, чем те, в которых содержатся осужденные за аналогичные преступления в данном государстве[16];
    • — исполнение наказания в виде лишения свободы осуществляется под надзором Суда[17];
  • 7) побег осужденного влечет за собой обязанность государства места исполнения информировать об этом Секретаря МУС, а при обнаружении осужденного на территории другого государства его выдачи вправе требовать либо государство исполнения наказания (на основании соответствующих договоренностей), либо МУС; в свою очередь, Президиум МУС вправе по собственной инициативе или по ходатайству Обвинителя или государства исполнения приговора передать осужденного иному государству для продолжения отбытия наказания1;
  • 8) порядок выплаты штрафа определяется МУС, при этом в случае невыполнения осужденным этого дополнительного наказания, Судом (во взаимосвязи с соответствующим обращением к государству) могут задействоваться меры, связанные со взысканием имущества осужденного[18][19], а в случае, если они не достигли ожидаемого результата, — может быть принято решение о продлении осужденному определенного приговором срока лишения свободы[20].
  • [1] См. об этом: Юсупов М.-Б. Р. Указ. соч. С. 129—130.
  • [2] См. об этом: Там же. С. 131—132.
  • [3] См.: п. 1 (а) ст. 103 Статута МУС.
  • [4] См.: п. 1 Правила 200 Правил процедуры и доказывания.
  • [5] Это (с оговоркой «если Правилами не предусмотрено иное») прямо следует из Правила 199 Правил процедуры и доказывания.
  • [6] См.: п. 1 (Ь) ст. 103 Статута МУС.
  • [7] См.: п. 4 Правила 200 Правил процедуры и доказывания.
  • [8] См. об этом: Юсупов М.-Б. Р. Указ. соч. С. 130—131.
  • [9] См.: п. 3 ст. 103 Статута МУС.
  • [10] См.: Правило 203 Правил процедуры и доказывания.
  • [11] См.: Правило 204 Правил процедуры и доказывания.
  • [12] См.: Правило 202 Правил процедуры и доказывания.
  • [13] См.: ст. 105 Статута МУС.
  • [14] См.: Костенко Н. И. Международная уголовная юстиция. С. 331. Полномочия МУСв этой части изложены в ст. 110 Статута МУС.
  • [15] См.: ст. 108 Статута МУС.
  • [16] См.: п. 2 ст. 106 Статута МУС. Иными словами, действует принцип национальногорежима.
  • [17] См.: п. 1 ст. 106 Статута МУС. В свою очередь, в соглашениях с государствамимогут оговариваться вопросы делегирования этой функции соответствующим международным институтам.
  • [18] См.: ст. 111 Статута МУС.
  • [19] В данном случае МУС обращается к государству, на территории которого находится имущество данного лица. См.: ст. 109 Статута МУС.
  • [20] При этом, данный вопрос находится в ведении Президиума МУС, порядок и условия его решения регламентируются Правилами процедуры и доказывания. См.: Правило 146.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой