Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институты экологического права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Единство юридических норм, образующих правовой институт, обусловливается особенностями, присущими не всем охватываемым экологической отраслью права общественным отношениям, а лишь тому или иному виду, относительно автономному и поэтому требующему самостоятельного правового регулирования. Обособленность института экологической отрасли российского права объясняется спецификой методов, целей и задач… Читать ещё >

Институты экологического права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экологическая отрасль российского права и законодательства характеризуется своими специфическими правовыми институтами, которые характеризуют каждую отрасль и всю систему российского права. Система экологического права — объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое внутренне подразделение, раздел национального права, заключающееся в объединении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Экологическая отрасль права — наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы российского права, включающая в себя правовые институты и правовые нормы, регулирующие определенную — экологическую — сферу общественных отношений и требующие специфических средств правового воздействия[1].

Составные части каждой отрасли национального права именуются правовыми институтами. Они представляют обособленные группы норм, регулирующих однородные отношения и отличающиеся качественным единством, например, правовая охрана земли, особо охраняемые природные территории, нормирование хозяйственной деятельности. В экологической отрасли права имеются такие правовые институты, которые регулируют одно специфическое отношение, достаточно важное для механизма правового регулирования, например экологическая экспертиза, экологический статус граждан, то есть их экологические права и обязанности.

Для правового института экологического права характерны определенные общие положения, признаки, принципы, специфические юридические понятия, определяющие особый режим регулирования. Образующие правовой институт нормы помещаются в особый раздел, главу или иное структурное подразделение нормативного акта (главы ФЗ об охране окружающей среды) либо формулируются в самостоятельном акте (ЗК, ЛК, ВК, ФЗ об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, об охране озера Байкал).

Единство юридических норм, образующих правовой институт, обусловливается особенностями, присущими не всем охватываемым экологической отраслью права общественным отношениям, а лишь тому или иному виду, относительно автономному и поэтому требующему самостоятельного правового регулирования. Обособленность института экологической отрасли российского права объясняется спецификой методов, целей и задач регулирования конкретных общественных отношений и проявляется не только в особенностях сгруппированных им правовых норм, но и в своеобразии соответствующих общественных отношений, которые становятся правовыми. Каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции и специфичен по сравнению со всеми другими компонентами системы права. Он обеспечивает цельное самостоятельное регулирование четко обозначенной группы отношений и придает отрасли права законченный, упорядоченный характер.

За последние годы возрастает значение правовых институтов, носящих межотраслевой характер, — комплексных институтов, состоящих из норм различных отраслей национального права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Так, институт экологического контроля складывается из норм административного, конституционного, муниципального права, институт ответственности за экологические правонарушения — из норм трудового, гражданского, уголовного, административного права, институт охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ — из норм международного, конституционного, административного права.

Можно назвать институты экологического права «на подходе», которые только формируются, носят дискуссионный характер. Например, в настоящее время актуальны институты информационного обеспечения охраны окружающей среды, охраны окружающей среды в российском секторе Арктики, защиты климата и озонового слоя Земли и др. Им предстоит либо развиваться и превращаться в полноценные самостоятельные части экологического права с обоснованием их признаков, либо, по мере решения указанных проблем, раствориться, подвергнуться включению в иные эколого-правовые институты.

Деление каждой отрасли права на правовые институты, в том числе экологического права, не является самоцелью. Оно должно служить отграничению и выработке специфических методов права, улучшению учета и систематизации законодательства, упорядочению и повышению эффективности действия его норм, отграничению их от норм смежных институтов и иных отраслей права в интересах совершенствования реализации правовых предписаний[2].

Теоретическое деление отрасли права на правовые институты должно быть объективным, иметь реальный выход, носить практический характер и предусматривать конкретные последствия для соблюдения, исполнения, использования и применения правовых требований в области охраны окружающей среды. Для реализации этих целей экологическое право, как и большинство других отраслей российского права, делится на общую и особенную части, объединяющие соответствующие специфические институты экологического права. Дальнейшее рассмотрение актуальных проблем теории и практики экологического права в настоящей монографии осуществляется, в том числе, в соответствии со сложившейся в экологическом праве и признаваемой, в основном, системой его институтов, субинститутов и иных категорий права. Хотя в ряде случаев их наличие и взаимодействие носят дискуссионный характер: от обсуждения их автор не намерен уклоняться.

Являясь отраслью российского права, экологическое право отграничивается от остальных отраслей своими предметом, системой, институтами и методами регулирования и находится с другими отраслями в определенном взаимодействии. Это разграничение тем более необходимо, что не все юристы привыкли к точному пониманию и видению экологического права из-за сложносоставного, комплексного характера этой отрасли права. Размежевание экологического и иных отраслей российского права помогает точнее определить предмет, цель, институты, особенности экологического права, сосредоточить внимание на повышении эффективности действия его норм и требований, значение которых все более возрастает с развитием научнотехнического прогресса.

В конституционном праве, нормы которого имеют наивысшую силу, предусматриваются основы развития экологического права и законодательства, отражающиеся в его институтах и требованиях[3]. На наш взгляд, основной проблемой здесь является не дополнение Конституции новыми, ориентированными на экологию нормами, а безусловная реализация ее эколого-правовых требований о праве каждого на благоприятную окружающую среду, получение экологической информации, возмещение ущерба, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями.

Финансовые отношения, возникающие при использовании и охране природных ресурсов, регулируются в соответствии с финансовым (бюджетным, налоговым) правом и законодательством РФ (норма об этом имеется в ЗК, ВК и ЛК) и образуют в ходе правового регулирования свои правовые институты. 1.

Взаимодействует экологическое право с административным правом. В КоАП включены гл. 7 об ответственности за посягательство на собственность и гл. 8 об ответственность за административные правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды. В УК имеется гл. 26 «Экологические преступления». Предусмотренные в них институты административного и уголовного права носят также экологический характер и могут быть включаемы опосредованно в экологическое право. Указанные нормы законов и правовые институты не нарушили своих связей со своими, «родными» отраслями права, но и обеспечивают действие норм и институтов экологического права, которое без предусмотренных в иных отраслях отрицательных последствий стало бы неэффективным, потеряло бы обязательную для права взаимосвязь между гипотезами, диспозицией и санкциями.

В обеспечении действия экологического права участвуют процессуальные нормы и институты, в соответствии с которыми и на основании которых осуществляется процедура применения природоохранных требований. Здесь важно исследование комплекса гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, административно-процессуального, нотариального права, классификация процессуальных норм разных отраслей, обслуживающих охрану окружающей среды[4].

В экологическое право условно входят и его обслуживают экологизированные институты и нормы других отраслей российского права, которые, не являясь непосредственно природоохранными и природоресурсными, оказывают на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов непосредственное влияние и воздействие. Одновременно институты и нормы других отраслей права испытывают постоянное воздействие на себя экологических институтов и требований, что приводит к экологизации всех отраслей российского права.

  • [1] Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. М.: ИЗиСП; Городец, 2003. С. 257−258; Российская юридическая энциклопедия / под ред. А. Я. Сухарева. М.; Инфра-М, 1999. С. 1124−1125; Институты экологического права / рук. авт. колл. С. А. Боголюбов. М.: ИЗиСП; ЭКСМО, 2010.
  • [2] Петров, В. В. Концепции экологического права как правовой общности, науки и учебной дисциплины // Вестник Моск, ун-та. Сер. 11. Право. 1987. № 5. С. 34−39; Петров, В. В. Природорссурснос, сельскохозяйственное право и правовая охрана окружающей среды: учеб, пособие. Μ., 1984; Голиченков, А. К. В поисках методологии экологического права // Экологическое право России: сб. материалов науч.-практ, конф. М.: ТИССО, 2004. С. 257−287; Бобылев, А. И. Проблемы развития экологического права и законодательства // Актуальные проблемы правопорядка. Вып. 2. М.: Мос. гос. ун-т путей сообщения, юрид, ин-т, 2001. С. 23−36; Выпханова, Г. В. Правовые проблемы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.: ИГиП РАН, 2009.
  • [3] Боголюбов, С. А. Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1990; Миняев, А. О. Конституционные основы экологического права: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.
  • [4] Аленов, М. А. Эколого-правовой процесс: нормативное регулирование и проблемы правоприменения: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Алматы, 2009; Гетьман, А. П. Процессуальные нормы и отношения в экологическом праве. Харьков: Основа, 1990.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой