Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ школьного курса экологии

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ содСрТания ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡΠΎΠ±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» для дальнСйшСго Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования, ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ основныС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ эколого-биологичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² (наблюдСниС, описаниС, экологичСский экспСримСнт), ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ тСорСтичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π·Π° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ исслСдований Π² Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… условиях… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ школьного курса экологии (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ГносСологичСский (Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅Π²Ρ‹ΠΉ) ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ содСрТания экологичСского образования.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ экологичСского образования прСдставляСт собой систСму ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… экологичСских ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎ-экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ тСорСтичСского, ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, способов экологичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, экологичСских ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ, Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ». Рассмотрим состав Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, входящих Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ экологичСского образования Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ», ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ для изучСния Π² 10—11 классах ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹.

Π’ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ обучСния экологии экологичСскиС знания принято ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π½Π° Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹: срСда ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹, экология ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° (аутэкология), популяционно-экологичСскиС, биогСоцСнологичСскиС, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-экологичСскиС понятия ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ия глобальной экологии. Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ экологичСского образования Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ‚рСбованиями ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской направлСнности Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ слСдуСт Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ мСтодологичСских ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ курса экологии Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ввСсти элСмСнтарныС знания ΠΏΠΎ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ экологии, ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΈ Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°Ρ… экологичСских исслСдований, ΠΎΠ± ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ³Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·Π°Ρ… состояния ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ срСды (Ρ‚Π°Π±Π». 2).

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 2.

Бостав экологичСских понятий школьного курса экологии

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ понятий.

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ понятий.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ ΠΎ ΡΡ€Π΅Π΄Π°Ρ… ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ….

Водная, почвСнная, Π½Π°Π·Π΅ΠΌΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡˆΠ½Π°Ρ срСды ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΈΡ… ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ; ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ ΠΊΠ°ΠΊ срСда ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ; классификация экологичСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ²; Ρ„ΠΎΡ‚ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·ΠΌ, биологичСскиС Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΡ‹, Π»ΠΈΠΌΠΈΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹; ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠΌ.

АутэкологичсскиС.

Адаптации ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΊ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΠΌ срСды обитания; ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹; ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ²; ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ свойства ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² (Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΎ-морфологичСскиС, физиологичСскиС, повСдСнчСскиС, ритмологичСскиС, гСографичСскиС ΠΈ Π΄Ρ€.).

ΠŸΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-экологичСскиС.

ΠŸΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡ, структура популяции; Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠ»ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, возрастная, половая ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствСнная структуры популяции: Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, прирост популяции, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ числСнности.

БиогСоцСнотичСскиС.

ЭкологичСская систСма, структура экосистСмы, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠΈ энСргии, ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚Ρ‹ вСщСства ΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ экосистСм, иСрархия экосистСм; структура Π±ΠΈΠΎΠ³Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠ·Π°; ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π±ΠΈΠΎΠ³Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠ·Π° Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΈ.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ понятий.

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ понятий.

пространствС, ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ поддСрТания равновСсия; сообщСство; Ρ‚ΠΈΠΏΡ‹ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ: конкурСнция, симбиоз, хищничСство, ΠΏΠ°Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΠΈΠ·ΠΌ; ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ вСщСств; Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ° сообщСств ΠΈ ΡΠΊΠΎΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌ; сукцСссия.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ глобальной экологии.

БиосфСра, структура биосфСры, Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ биосфСры, ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ΅ вСщСство ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, косноС вСщСство, биокосноС вСщСство; основныС Ρ‚ΠΈΠΏΡ‹ биогСохимичСских Ρ†ΠΈΠΊΠ»ΠΎΠ²; ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ биосфСры, ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ закономСрности ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ биосфСры; экологичСский кризис.

Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-экологичСскиС.

АнтропогСнноС ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² биосфСры; взаимодСйствиС общСства ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, этапы взаимодСйствия общСства ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹; структурно-отраслСвыС ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ обострСния экологичСской ситуации; ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ соврСмСнного экологичСского кризиса; особо охраняСмыС ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Ρ€Ρ€ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ (ООПВ).

ΠŸΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½Ρ‹Π΅ экологичСскиС.

Π Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅; ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹; оптимизация ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды; рСсурсы, классификация рСсурсов; водопользованиС ΠΈ Π·Π°Π³Ρ€ΡΠ·Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ΅ΠΌΠΎΠ², использованиС ΠΏΠΎΡ‡Π², ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ эрозии ΠΈ ΠΎΠΏΡƒΡΡ‚ынивания; экологичСская ΠΈ Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ичСская ситуация; утилизация ΠΈ ΠΎΠ±Π΅Π·Π²Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ²; радиационная обстановка Π² Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π΅; способы ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ городской срСды.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅.

ΠŸΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Π΅ ΠΈ Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ экологичСских исслСдований, экологичСский ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ сбора, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ экологичСских ситуаций ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅; описаниС, наблюдСниС Π² ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ; ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ½Π³ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ изучСния состояния ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡΡ…: Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ, Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΈ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ.

Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ школьного курса экологии ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Ρ‹ понятия ΠΎ ΡΡ€Π΅Π΄Π°Ρ… ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ…, ΠΎ Π²ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ, ΠΏΠΎΡ‡Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ, Π½Π°Π·Π΅ΠΌΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡˆΠ½ΠΎΠΉ срСдС ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΈΡ… ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ дисциплины придаСтся экологичСским Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌ: Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΎ понятиС «ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€» ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π° традиционная классификация экологичСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Π½Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°Ρ… Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ понятия, ΠΊΠ°ΠΊ «Ρ„ΠΎΡ‚ΠΎΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·ΠΌ», «Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΡ‹».

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° аутэкологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ прСдставлСна Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠΈ ΠΎΠ± Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ациях ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… срСдах ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΎ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΌ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ особой срСдС обитания. Π’ ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ понятия ΠΎ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², ΡƒΠ΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ понятиям ΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°ΠΌ ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², основных ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… свойствах ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² (Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΎ-морфологичСских, физиологичСских, повСдСнчСских ΠΈ Π΄Ρ€.).

ΠŸΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-экологичСскиС понятия прСдставлСны катСгориями: «ΠΏΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡ», «ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° популяции». Π Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ характСристики: Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠ»ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, возрастная, половая ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствСнная структуры популяции. Π Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ динамичСскиС характСристики популяций: Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ числСнности.

Π’ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ биогСоцСнотичСских понятий входят Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ понятия, ΠΊΠ°ΠΊ «ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ систСма», «ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° экосистСмы», «ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΊΠΈ энСргии», «ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚Ρ‹ вСщСства ΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ», «Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ экосистСм», «ΠΈΠ΅Ρ€Π°Ρ€Ρ…ия экосистСм».

РассматриваСтся ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π’. Н. Π‘ΡƒΠΊΠ°Ρ‡Π΅Π²Π° ΠΎ Π±ΠΈΠΎΠ³Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠ·Π΅, изучаСтся структура Π±ΠΈΠΎΠ³Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠ·Π°, Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ понятия ΠΎ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ³Π΅ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠ·Π° Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС, ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°Ρ… поддСрТания равновСсия. Как экологичСская Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π° изучаСтся понятиС «ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ». Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ ΡƒΠ΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ связи Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ богатства с Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ срСды ΠΈ ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΠ΅ΠΉ развития сообщСства.

ОсобоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ дисциплины придаСтся ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌΠΈ, приводятся Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

ЭкологичСским смыслом Π½Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ понятия, ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡƒΡ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ», «ΠΏΠ°Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΠΈΠ·ΠΌ», «ΡΠΈΠΌΠ±ΠΈΠΎΠ·» ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ смысл биотичСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ понятия ΠΎΠ± ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… «Ρ…ΠΈΡ‰Π½ΠΈΠΊ—ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Π°», «ΠΏΠ°Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚—хозяин».

Знания ΠΎ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚Π΅ вСщСств Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ дисциплины рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ экосистСмы. Π­Ρ‚ΠΎ биогСохимичСскиС Ρ†ΠΈΠΊΠ»Ρ‹ ΡƒΠ³Π»Π΅Ρ€ΠΎΠ΄Π°, Π°Π·ΠΎΡ‚Π°, фосфора, сСры; ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΎΠ² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… химичСских элСмСнтов.

Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ» Π² ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ… Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ° сообщСств ΠΈ ΡΠΊΠΎΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌ, экологичСскиС сукцСссии, ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹.

Для понимания цСлостной Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΌΠΈΡ€Π° Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ курса «Π­ΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ» Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π’. И. ВСрнадского, ΡΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся мировоззрСния ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ стиля ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ понятия ΡΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ понятий глобальной экологии. Π’ Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… этой Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ понятий изучаСтся Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ Π’. И. ВСрнадского Π² ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅. ΠŸΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡΡ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ понятия «Π±ΠΈΠΎΡΡ„Π΅Ρ€Π°», Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ понятия ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ биосфСры ΠΈ Π΅Π΅ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Π°Ρ…; ΠΎ Π»ΠΈΠΌΠΈΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ…. Π’Π°ΠΊ ΠΆΠ΅, согласно взглядам Π’. И. ВСрнадского, трактуСтся содСрТаниС понятий «ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ΅ вСщСство», «ΠΊΠΎΡΠ½ΠΎΠ΅ вСщСство», «Π±ΠΈΠΎΠΊΠΎΡΠ½ΠΎΠ΅ вСщСство». Π”Π°ΡŽΡ‚ΡΡ знания ΠΎΠ± ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… биосфСрных функциях ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ³ΠΎ вСщСства, ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… закономСрностях ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ биосфСры. ЭкологичСскиС кризисы Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ этапы ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ биосфСры.

Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° «ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ» Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-экологичСскиС знания ΠΎΠ± Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ³Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ воздСйствии Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ биосфСры, ΠΎΠ± ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² биологичСского ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚Π°, Π³Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ состава атмосфСры, ΠΎΠ± Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… гидросфСры, литосфСры ΠΈ Π±ΠΈΠΎΡ‚Ρ‹.

Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° входят понятия, Ρ€Π°ΡΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ взаимодСйствия общСства ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, этапы становлСния ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия взаимодСйствия общСства ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠ΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ историчСских Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π°, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· историчСских ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ экологичСских кризисов, выяснСниС Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ русского СстСствознания ΠΈ Ρ„илософии Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ экологичСского сознания, особСнностСй взаимодСйствия биосфСры, общСства ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π½Π° ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ этапС. Π’ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» ΠΎΠ± ΠΎΡΠΎΠ±ΠΎ охраняСмых ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… тСрриториях (ООПВ), ΠΎ ΡΠΎΡΡ‚оянии ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π΄Π΅Π»Π° Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΈ, ΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… трСбованиях ΠΊ ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½Ρ‹Ρ… экологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ понятия «Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅», «ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹», «ΠΎΠΏΡ‚имизация ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды». Наука экология рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ основа Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Ρ†Π΅Π»ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Ρ‹ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ. Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π° классификация рСсурсов (основныС Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ СстСствСнных рСсурсов, исчСрпаСмыС ΠΈ Π½Π΅ΠΈΡΡ‡Π΅Ρ€ΠΏΠ°Π΅ΠΌΡ‹Π΅, возобновляСмыС ΠΈ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ²Π»ΡΠ΅ΠΌΡ‹Π΅).

Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ курса Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ водопользования ΠΈ Π·Π°Π³Ρ€ΡΠ·Π½Π΅Π½ΠΈΡ Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ΅ΠΌΠΎΠ², послСдствия пСрСрасхода Π²ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… рСсурсов, возмоТности сохранСния ΠΈ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ использования Π²ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… рСсурсов. ΠžΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ знания ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ… использования ΠΏΠΎΡ‡Π², ΠΎ ΡΡ€ΠΎΠ·ΠΈΠΈ, Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°Ρ… ΠΈ Π²Ρ‹Π²Π΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π²Ρ‹Ρ‰Π΅Π»Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ, ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅.

ЭкологичСскиС знания ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠ»Π°Π΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° позволят ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ школьниками экологии ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π±Π°Π·Ρ‹ для всСх Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅, Π² ΠΏΡ€ΠΎΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, сСльском ΠΈ Π»Π΅ΡΠ½ΠΎΠΌ хозяйствС.

Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ‚рСбованиями ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° краСвСдСния Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ знания ΠΎΠ± ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ситуации Π² Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°Ρ… Π΅Π΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡ, ΠΎ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΠΊΠΎ-экологичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ… Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°, структурно-отраслСвых ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°Ρ… обострСния экологичСской ситуации. Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ дисциплины Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ знания ΠΎΠ± ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ… Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π° ΠΈ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ (Π½Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°Ρ…): экологичСской ΠΈ Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ичСской ситуациях Π² Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ, состоянии городского ΠΈ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ транспорта, ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ… ΡƒΡ‚ΠΈΠ»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±Π΅Π·Π²Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ²; Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ обстановкС Π² Π³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π΅. Π Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ способы ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ городской срСды.

Π“Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° мСтодологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ выполняСт ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ Π² ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ школьников. Они прСдставлСны свСдСниями ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΈ Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² экологичСских исслСдований, ΠΎΠ± ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»Π΅, ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°Ρ… сбора, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ экологичСских ситуаций ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ. Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ дисциплины Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ мСтодологичСскиС знания, ΠΊΠ°ΠΊ описаниС, наблюдСниС Π² ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ½Π³, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ. ΠœΠΎΠ½ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ½Π³ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ изучСния состояния ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды Π½Π° Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ, Π½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΈ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ уровнях.

Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ содСрТания экологичСского образования. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ экологии ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ интСрСс ΠΊ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ (см. ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π΄. 9.2).

Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ содСрТания ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρƒ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΡΠΎΠ±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» для дальнСйшСго Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования, ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ основныС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ эколого-биологичСских ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² (наблюдСниС, описаниС, экологичСский экспСримСнт), ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ тСорСтичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π·Π° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ исслСдований Π² Π»Π°Π±ΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… условиях. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ экологии учащиСся Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΡΠΎΠ±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅; Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π°, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Π°, Π΄ΠΎΠΊΠ»Π°Π΄Π°.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ школьниками экосистСм Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ уровня с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ систСмного ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ экологии учащиСся Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ элСмСнтарными ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ количСствСнного ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π°, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·Π° состояния ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² срСды ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡. НапримСр, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π²ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ экосистСмы Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ умСния ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ состояниС Π²ΠΎΠ΄ΠΎΠ΅ΠΌΠ°, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ тСчСния, Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌ, ΡΠΎΠ»Π΅Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ·Ρ€Π°Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ состав ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ особСнности прСдставитСлСй ΠΏΠ»Π°Π½ΠΊΡ‚ΠΎΠ½Π°, бСнтоса, Π½Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ½Π°; ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ растСний, ΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² Π²ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ срСдС, Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΠΌ обитания Π² Π²ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ срСдС. ΠŸΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ особСнностСй Π½Π°Π·Π΅ΠΌΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡˆΠ½ΠΎΠΉ срСды ΠΊΠ°ΠΊ срСды обитания ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ умСния Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π° Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠΎΠΌ, Π²Π»Π°ΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π²ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡ…Π°, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ ΡΠΈΠ»ΠΎΠΉ Π²Π΅Ρ‚Ρ€Π°, Π·Π° ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями свСтового Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠ°, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΎΠΌ осадков (с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ±ΠΎΡ€ΠΎΠ²: Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ², психромСтра, Π³ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°, самописцСв, Π»ΡŽΠΊΡΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π° ΠΈ Π΄Ρ€.).

Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ курса экологии Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ школьников с Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΎΡ…Ρ€Π°Π½Π΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды, описаниС ΡƒΡ€Π±ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠ·ΠΎΠ² ΠΈ Π°Π³Ρ€ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠ·ΠΎΠ², составлСниС экологичСских ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ ΠΈ ΠΏΠ°ΡΠΏΠΎΡ€Ρ‚ΠΎΠ²; ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ³Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… воздСйствий Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ экосистСмы ΠΈ Ρ‚. Π΄.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ