Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С понятием «координация» тесно связан другой, более широкий термин — «взаимодействие», который нередко применяется наряду с координационной деятельностью. Фактически любая совместная деятельность строится на основе взаимодействия участников. Однако не всякое взаимодействие носит строго упорядоченный, согласованный и регламентированный характер. При взаимодействии, в отличие от координации… Читать ещё >

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • — сущность координационной деятельности как функции, осуществляемой органами прокуратуры;
  • — систему правоохранительных и иных органов, деятельность которых по борьбе с преступностью координируется прокурорами;
  • — основные формы координационной деятельности;
  • — специфику осуществления прокурорами координационной деятельности по борьбе с коррупцией;

уметь

— формулировать цели и задачи координационной деятельности;

владеть

— знаниями о путях совершенствования координационной деятельности.

Понятие, цели, задачи и принципы координационной деятельности

Прокуратура наряду с надзорной и другой работой реализует функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Содержание, предмет и правовое регулирование этого вида деятельности в процессе развития прокуратуры подвергались изменениям в связи с изменением политических, правовых и социальных основ российской государственности. В период становления современного российского государства прокуроры временно (с 1992 по 1995 г.) не осуществляли координационных полномочий. Функция координации деятельности правоохранительных органов была восстановлена Федеральным законом от 17.11.1995 № 168-ФЗ.

Наделение прокуроров координационными полномочиями обусловлено постоянным поступлением к ним в мониторинговом режиме обширной информации о совершенных преступлениях и иных нарушениях законов, причинах и условиях, способствующих их совершению, их раскрываемости, качестве расследования, результатах рассмотрения уголовных дел в судах, разрешения судами и иными компетентными органами материалов об иных нарушениях законов, способствующих преступлениям.

Прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов, имеет возможность выявлять недостатки в деятельности правоохранительных органов, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, принимать меры, направленные на их устранение. При проведении проверок органы прокуратуры устанавливают и такие нарушения закона, которые создают условия для совершения преступлений. Соответственно прокуратура, в силу своих универсальных надзорных полномочий, распространяющихся практически на все сферы правовых отношений, является наиболее оптимальной государственно-правовой структурой для организации координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Цель координации состоит в достижении и обеспечении взаимосогласованной, упорядоченной деятельности в первую очередь правоохранительных органов для повышения эффективности борьбы с преступностью. Правоохранительные органы — органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др., имея общие с прокуратурой цели и задачи в сфере борьбы с преступностью, осуществляют свою деятельность независимо друг от друга, с использованием специфических форм, средств и методов в соответствии с установленной законом для каждого из них компетенцией. Объединение усилий, согласованность при использовании правовых средств, определении состава участников, места и времени выполнения различными органами правоохранительной системы запланированных мер достигается посредством осуществления координации их деятельности.

С понятием «координация» тесно связан другой, более широкий термин — «взаимодействие», который нередко применяется наряду с координационной деятельностью. Фактически любая совместная деятельность строится на основе взаимодействия участников. Однако не всякое взаимодействие носит строго упорядоченный, согласованный и регламентированный характер. При взаимодействии, в отличие от координации, у участников, как правило, отсутствуют какие-либо обязанности по выработке и применению единых мер, по использованию сил и средств в достижении поставленных целей.

Взаимодействие органов прокуратуры и правоохранительных органов с судами, с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля в сфере борьбы с преступностью и иными правонарушениями в широком смысле носит именно такой характер.

Исходя из того, что координация, как и взаимодействие в сфере противодействия преступным проявлениям, осуществляется во имя единой цели — повышения эффективности борьбы с преступностью, одним из организационных способов достижения которой является принятие согласованных мер по предупреждению, выявлению, раскрытию и пресечению преступлений, установлению лиц, совершивших преступления, и обеспечению их уголовного преследования.

Задачи координации являются более конкретными по своему содержанию, рассчитаны на запланированный период. Среди основных задач координационной деятельности можно выделить такие, как:

  • • разработка и осуществление органами правоохранительной системы согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, качественному расследованию уголовных дел, принятию необходимых мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;
  • • объединение согласованных усилий в работе правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • • устранение дублирования и параллелизма в их деятельности, но противодействию преступности и др.

Координация прокурором деятельности правоохранительных органов осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (далее — Положение о координации).

Наряду с организацией координации прокурор осуществляет и свою основную функцию — надзор за исполнением законов участниками координационной деятельности, соблюдением законности в борьбе с преступностью. Поэтому основными принципами организации и осуществления координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью являются:

  • — соблюдение законности всеми ее участниками;
  • — равенство всех участников координационной деятельности;
  • — гласность и др.

Соблюдение законности включает в себя безусловное и точное исполнение всеми участниками координации действующего законодательства, обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление, защиты прав и законных интересов каждого гражданина.

Все участники координационной деятельности равны при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий. Принцип равенства субъектов координации означает, что все участники координации, включая прокурора, обладают одинаковыми организационными правами, равны при принятии совместных решений, а также несут равную ответственность за результаты согласованной деятельности по борьбе с преступностью.

Равенство прав участников координации не исключает, а предполагает самостоятельность и инициативу каждого правоохранительного органа в соответствии с их компетенцией, обусловливающей выбор средств и способов выполнения принятых решений.

Координационная деятельность осуществляется с соблюдением принципа гласности, информированности органов власти и населения о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, государственной и иной охраняемой законом тайны.

Координация проводится с подчинением частных (ведомственных) интересов общим (в буквальном смысле — государственным) с учетом персональной ответственности за результативность мероприятий. Она строится прокуратурой с использованием принципа централизации прокурорской системы, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ. Каждый вышестоящий прокурор в пределах своей компетенции наделен правом координировать деятельность не только правоохранительных органов своего уровня, но и всех нижестоящих прокуроров и соответствующих их уровню правоохранительных органов. Эти полномочия реализуются посредством издания приказов, указаний, принятия решений коллегий, координационных совещаний, которые обязательны для исполнения подчиненными прокурорами.

Координационная деятельность реализуется посредством: совместного всестороннего анализа состояния преступности на определенной территории, ее структуры и динамики; прогнозирования тенденций ее развития, а также обобщения и оценки деятельности по выявлению, раскрытию, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений для определения основных направлений (приоритетов) борьбы с преступностью и «болевых» точек, «узких» мест борьбы с преступностью на той или иной территории (в той или иной сфере). Результаты такого анализа позволяют правоохранительным органам целенаправленно осуществлять выполнение федеральных, региональных и муниципальных программ по борьбе с преступностью, разработку совместно с другими государственными органами, научными учреждениями предложений по предупреждению преступлений.

Правоохранительные органы различных уровней подготавливают и направляют информацию о состоянии преступности, мерах по борьбе с ней Президенту, палатам Федерального Собрания и Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления.

В процессе координации деятельности правоохранительных органов прокуратура призвана также проводить обобщения практики применения законов по борьбе с преступными проявлениями, па основе которых подготавливаются предложения об улучшении правоохранительной деятельности, осуществлять разработку необходимых предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью, выявлять и распространять положительный опыт согласованной деятельности правоохранительных органов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой