Информационное право как комплексная отрасль российского права
Информационно-правовая деятельность различных субъектов права в исследуемой сфере нередко носит международную окраску и осуществляется на базе норм международных договоров и национального законодательства. В связи с этим следует законодательно закрепить такие блоки информационных отношений, как электронная торговля, правовое регулирование Интернета, защита авторских и смежных прав… Читать ещё >
Информационное право как комплексная отрасль российского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы обучающийся будет:
- — знать, что представляет собой информационная сфера общества и ее подсистемы, основные подходы к пониманию информационного права, что представляет собой модель комплексного регулирования социальной сферы, пять признаков, по которым автор учебника отграничивает информационное право от других отраслей;
- — уметь обосновать положение о том, что информационное право представляет собой комплексную отрасль российского права, выявлять основные функции и цели информационного права в системе российского права, определять основные тенденции становления и развития информационного права на современном этапе;
- — владеть понятийным аппаратом информационного права, знанием о том, каким образом развивается информационная сфера общества и каковы методы правового воздействия на информационные отношения.
Понятие информационной сферы общества
Отталкиваясь от понятий «информационная политика» и «информационно-правовой механизм», важно обратиться к информационной среде, под которой понимается сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации. Данная правовая категория впервые была введена ст. 2 Федерального закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» .
Термин «информационная сфера» в области информатики используется в различных программных актах. Например, согласно разделу I Доктрины информационной безопасности России, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, информационная сфера представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. В ее состав включаются как минимум несколько компонентов: субъекты информационного взаимодействия; общественные отношения, в которые вступают субъекты; информационная инфраструктура, без которой эти отношения возникать и полноценно развиваться не могут; сама информация, по поводу которой возникают общественные связи субъектов. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
Выделяется несколько секторов информационной индустрии, в которых осуществляется нуждающаяся в регламентации деятельность субъектов информационного права:
- — информационные службы (агентства печати, библиотеки, банки данных);
- — производство носителей информации: книг, газет, фильмов, звукои видеозаписей;
- — информационные технологии (ЭВМ, терминалы);
- — интеграционные технологии (устройства сопряжения и преобразователи);
- — средства связи (радио, телефон, телевидение);
- — каналы связи (почта, телеграф, спутниковая связь);
- — каналы массовой коммуникации (радиои телевизионные сети, системы доступа к базам и банкам данных).
При этом информационная сфера с точки зрения информационного права может быть как естественной (устная речь, жесты, мимика), так и искусственной (знаки, символы, письменность).
Как объект правового регулирования информационная сфера изначально подразделялась на пять основных предметных областей, называемых «матрицей отношений» информационного права:
- — область создания и распространения исходной и производной информации;
- — формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг;
- — реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации;
- — создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- — создания и применения средств и механизмов информационной безопасности[1].
Анализ показал, что количество областей с каждым годом растет: на сегодняшний день их, входящих в информационную сферу общества и совпадающих с предметной областью самого информационного права, можно выделить уже десять:
- 1) область международного информационного обмена;
- 2) реализации основных информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в информационной сфере;
- 3) организации и деятельности средств массовой информации;
- 4) связи и массовых коммуникаций (сюда же включаем и проблемы Интернета);
- 5) электронного документооборота;
- 6) электронной торговли и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий;
- 7) формирования и обработки персональных данных;
- 8) библиотечного дела, архивного дела;
- 9) обеспечения информационной безопасности России;
- 10) рассмотрения конфликтов и информационных споров. Итак, информационная сфера может быть рассмотрена как
" среда оборота информации (производство — распределение — потребление), где субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации и информационным системам"[2].
Нормы информационного права в том или ином виде активно воздействуют на всю информационную сферу общества, т. е. на всю сферу социальной деятельности, связанной с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации. Как сфера правового регулирования она представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих на основе информационного и иного законодательства такую деятельность, которая позволяет решать конкретные информационные задачи в правовой системе общества и ее подсистемах, включая и сам механизм правового регулирования рассматриваемой области.
Норма информационного права, в отличие от социальных норм вообще, — это достаточно самостоятельное и независимое понятие, которое обладает сугубо своими специфическими особенностями и признаками, к важнейшим из которых можно отнести следующие.
Во-первых, нормы информационного права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных информационных образований и сообразно воле государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе — информационные отношения, особенность которых состоит в наличии не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и информационных взаимоотношений и фактов в широком смысле слова.
Во-вторых, нормы информационного права всегда готовятся и издаются с санкции государства и выражаются в установленной законодательством либо общепризнанной форме. Например, они могут выступать в форме норм-принципов Конституции РФ, указов Президента, федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства, договоров и т. д.
В-третьих, нормы информационного права не только санкционируются, но и охраняются государством, которое заинтересовано в действенном их исполнении.
В-четвертых, нормы информационного права, в отличие от других социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания. Сама норма в этом отношении есть некая информационно-правовая модель, мера, эталон, масштаб идеального поведения тех или иных участников информационных отношений. Помимо общепризнанных компонентов она может включать в себя нечто противоположное гипотезе, иногда логический результат, программную и прогностическую информацию[3].
Становится очевидным, что в информационно-правовой норме всегда выражается определенное предписание о том, как должны участники рассматриваемых правоотношений поступать в различных ситуациях. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме информационного права независимо от того, выражена она в законодательном акте, в обычае или в ином положении.
Следовательно, содержание информационного права характеризует также и специфическая информационно-правовая деятельность, являющаяся с правовой точки зрения определенной совокупностью совершаемых конкретными субъектами и требуемых информационным законодательством информационно-правовых действий, имеющих юридическую цель, без констатации которой они теряют свое содержание. На практике информационно-правовые действия (шире — информационно-правовая деятельность) направлены на сбор и обработку правовой и иной информации, ее оценку, принятие решений, создание программных продуктов и т. д. В процессе этой деятельности решаются задачи правового регулирования и в случае нарушения информационного законодательства принимаются определенные меры.
Информационно-правовая деятельность (как составная часть информационной деятельности в целом) состоит из внешней и внутренней формы. К внешней форме можно отнести результаты правотворческой деятельности (нормативные правовые акты); внутреннюю форму характеризует поведенческий аспект. Он напрямую связан с предметным и поведенческим (деятельным) критериями обособления данной отрасли. Именно особая информационная деятельность субъектов позволяет точно конструировать предметную область информационного права.
Информационно-правовая деятельность направлена на обеспечение реальных условий для защиты прав владельцев информационных продуктов, создание и совершенствование федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России; создание условий для эффективного информационного обеспечения граждан и других потребителей информации, обеспечение национальной безопасности в области информационных технологий и многое другое.
Таким образом, можно говорить о следующих особенностях механизма правового регулирования информационных отношений в обществе:
- 1) информация обладает уникальными качествами и свойствами: для каждого физического или юридического лица она составляет основу жизни и повседневной деятельности в нынешнем столетии; каждый человек, организация, торговая интернет-площадка может создавать информационные продукты и быть участником оборота этой информации;
- 2) деятельность субъектов информационных отношений базируется на новых, ранее неизвестных для правовой науки понятиях — «информация», «сайт в сети Интернет», «базы данных», «доменное имя», «электронные денежные средства» и др., без использования которых наша страна не войдет в глобальные международные структуры;
- 3) информационно-правовая деятельность государственных органов, организаций, граждан и иных субъектов в отношении информации должна осуществляться в интересах государства и личности, но преобладающими при этом являются общественные интересы;
- 4) в процессе правоприменения выявляются компьютерные и иные правонарушения, а виновные привлекаются к ответственности на основе норм национального законодательства, при этом правоохранительные органы должны пресекать нарушения информационного, гражданского, уголовного и иных видов законодательства;
- 5) информационно-правовая деятельность различных субъектов права в исследуемой сфере нередко носит международную окраску и осуществляется на базе норм международных договоров и национального законодательства. В связи с этим следует законодательно закрепить такие блоки информационных отношений, как электронная торговля, правовое регулирование Интернета, защита авторских и смежных прав на информационные продукты и др. Характеризуя состояние информационной сферы общества, нужно иметь в виду, что в обозримом будущем перед Россией встанет непростая задача вхождения в цивилизованное информационное общество и ликвидации отставания в развитии информационно-коммуникативных технологий страны, поэтому предстоит большая законотворческая работа в области подготовки международных актов и договоров, касающихся регулирования своего сегмента всемирного кибернетического пространства. Из этого следует, что информационное право должно стать важнейшим компонентом глобального информационного общества и правового демократического государства.
Кроме того, в условиях признания России страной с рыночной экономикой, ее вхождения в G8 и в ВТО нам предстоит решить ряд крупных проблем, связанных с дальнейшей демократизацией многих сфер общественной жизни. Прежде всего нужно содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению услуг в области коммуникаций; изыскать дополнительные возможности, включая доступ через открытые для широкой публики учреждения; уделить приоритетное внимание совершенствованию сетевого доступа, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных регионах; уделить особое внимание нуждам и возможностям людей, пользующихся меньшей социальной защищенностью, людей с ограниченной трудоспособностью, а также пожилых граждан и осуществить меры, направленные на предоставление им более простого доступа к информации; способствовать дальнейшему развитию «удобных для пользования», «беспрепятственных» технологий, включая мобильный доступ к сети Интернет, а также более широкое использование бесплатного, общедоступного информационного обмена и др.
Все указанное должно учитываться при разработке проблем и особенностей предмета информационного права. Это позволит по-новому взглянуть на современную концепцию теории информации и права, оперативно осуществлять различные виды информационно-правового воздействия в обществе, и прежде всего регулирование отношений в сфере связи и массовых коммуникаций на базе новейшего законодательства и последних достижений информатики.
- [1] См.: Копылов В. А. Информационное право. М.: Юристь, 1997. С. 26—29.
- [2] Лопатин В. Н. Понятие и структура информационной сферы. Объективные законы ее развития. Информационное право: учебник / под ред. Б. Н. Топорнина. 2-е изд., изм. и доп. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. С. 74.
- [3] См.: Кудрявцев Ю. В. Нормы права как социальная информация. М.: Юридическая литература, 1981. С. 71—79.