Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие образования у отдельных народов России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Медресе, рассчитанные на 11-летний срок обучения и включавшие в свою программу нс только традиционные, но и светские дисциплины. Стали вводиться новые методы обучения, наряду с муллами преподавали профессиональные светские учителя. Арабский язык, господствовавший в сфере образования, уступил место татарскому. Крупные медресе («Талия» — в Уфе, «Хусаиния» — в Оренбурге, «Марджани» — в Казани и др… Читать ещё >

Развитие образования у отдельных народов России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные этапы развития образования в Поволжье и Приуралье

Развитие образования в этом регионе имело свою специфику. Одни этносы в IX—X вв. оказались в зоне влияния ислама, что повлекло за собой создание школ; другие этносы долго сохраняли язычество, сопротивлялись христианизации, задерживая тем самым развитие просвещения.

Развитие образования у татар и башкир

Начало образования в Поволжье и Приуралье связано с появлением мусульманских школ. В IX—X вв. они были представлены двумя типами — мектебами (низший) и медресе (средний и высший). Школы существовали на средства населения и предназначались для мальчиков, преподавание вел мулла. Девочек учили только читать Коран, занятия проходили в доме муллы под руководством его жены.

Ни классов, ни сроков обучения не было, лишь к XIX в. срок учения определился в 4 года. Мальчики учились читать и писать на арабском языке, заучивали Коран и молитвы. Это были традиционные мусульманские учебные заведения бухарского (среднеазиатского) типа, они имелись даже в самых глухих татарских и башкирских деревушках. Медресе также организовывались при мечетях. Наряду с углубленным изучением ислама в них давали элементарные знания по арифметике, геометрии, географии, медицине, не выходившие, однако, за рамки религиозных представлений о мире.

Такие же учебные заведения имелись у татар Сибири, Приуралья.

Ко времени присоединения в XVI в. к России поволжские татары уже имели разветвленную сеть религиозных училищ. Казань, Оренбург, Уфа стали одними из крупнейших центров исламского образования; здесь издавались свои газеты, были библиотеки, книжные магазины. Мусульманское образование было не только популярным, но и эффективным — оно формировало твердую религиозную убежденность. К середине XIX в. в Волжско-Уральском регионе насчитывалось 1482 мектеба и медресе[1].

Начало XX в. ознаменовалось «всемирным пробуждением» ислама, сопровождавшимся переоценкой традиционных образовательных ценностей. В Поволжско-Приуральском крае начинают развиваться новометодные

медресе, рассчитанные на 11-летний срок обучения и включавшие в свою программу нс только традиционные, но и светские дисциплины. Стали вводиться новые методы обучения, наряду с муллами преподавали профессиональные светские учителя. Арабский язык, господствовавший в сфере образования, уступил место татарскому. Крупные медресе («Талия» — в Уфе, «Хусаиния» — в Оренбурге, «Марджани» — в Казани и др.) превратились в очаги башкирской и татарской культуры. Новометодные медресе состояли из начального и старшего отделения. Из примерно 30 дисциплин, изучаемых в старшем отделении, 22 были светскими. Медресе стали подобны университетам.

Из новых медресе вышли такие выдающиеся татарские просветители, историки, писатели, как Ш. Марджани, К. Насыри, Г. Ильяси, в них начинали образование Г. Камал, Г. Тукай, М. Гафури и другие классики татарской литературы.

Набирало силы женское образование. Девочек-мусульманок учили уже не только чтению, но и письму. В Казани открылась первая женская частная школа, в 1916 г. преобразованная в женскую гимназию. Все предметы в ней, кроме русского языка, истории и географии России, которые велись на русском языке, преподавались на татарском. Благодаря усилиям общественности в начале XX в. грамотность татарского населения была почти поголовной.

Отметим, что мусульманская школа не только не получала никакой финансовой поддержки от государства, но постоянно находилась под полицейским надзором, под угрозой закрытия. Так, в начале XX в. была ликвидирована часть лучших медресе, педагоги арестованы.

Казанский университет, открытый в 1804 г., был первым в Поволжье и третьим в России. Однако поначалу представители нерусских народов неправославной веры не могли стать студентами университета. Лишь в середине XIX в. были приняты первые башкиры и татары, позднее прием представителей тюркских народов увеличился.

  • [1] См.: Татары. М., 2001.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой