Экономические методы управления отходами
Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются умножением удельных затрат за размещение единицы (массы) отходов. За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС); Нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих вредных веществ от стационарных и передвижных источников; Применение льготного кредитования… Читать ещё >
Экономические методы управления отходами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях рыночных механизмов регулирования экономических отношений каждое предприятие, обращающееся с отходами, должно сформировать систему управления, обеспечивающую ему высокую эффективность и экологическую безопасность. Среди экономических рычагов и регуляторов природоохранной деятельности основное место занимает плата за загрязнение окружающей среды. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также за размещение отходов на территории РФ. Плата за загрязнение возмещает следующие затраты:
- • компенсация воздействия на природу загрязняющих веществ;
- • стимулирование снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов;
- • утилизация отходов;
- • проектирование и строительство природоохранных объектов.
Для определения размера платежей за вредные выбросы в окружающую среду установлены базовые нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления [34], которые включают:
- • нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих вредных веществ от стационарных и передвижных источников;
- • нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные системы;
- • нормативы платы за размещение отходов.
Установлены следующие виды базовых нормативов платы:
- • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС);
- • за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно — согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются умножением удельных затрат за размещение единицы (массы) отходов.
IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов и на коэффициент индексации платы. Показатели относительной опасности веществ^рассчитываются на основе нормативных документов «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» [8] и «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения» [47]:
где ПДК: для атмосферного воздуха — предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс), а для водных объектов — предельно допустимая концентрация в воде рыбохозяйственных водоемов (ПДКрх);У — индекс загрязняющего вредного вещества.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в бесспорном порядке взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которых они основаны. Платежи за загрязнение природной среды являются важнейшими элементами общей системы регулирования состояния окружающей среды. Они должны иметь строгое целевое назначение, быть тесно увязаны с экологическими ограничениями и регламентациями режимов природопользования и выступать в качестве экономических рычагов реализации целей экологических программ.
Важнейшим рычагом экономического регулирования является стимулирование деятельности в области обращения с отходами. Для этого в законодательном порядке предусмотрены следующие меры:
- • понижение размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;
- • применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами;
- • применение поощрительных цен и добавок за экологически чистую продукцию;
- • введение специального налогообложения экологически вредной продукции;
- • применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.