Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Деятельность как условие развития и реализации способностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые факты свидетельствуют, что в деятельности развивается морфофункциональная основа способностей. При интеллектуальном развитии в процессе обучения в мозге усиливаются процессы синтеза специфических белков — нейропептидов, которые, локализуясь, в различных его отделах, влияют на память и другие психические процессы. Весьма вероятно, что «обученный» мозг отличается не только увеличением… Читать ещё >

Деятельность как условие развития и реализации способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отличие от зарубежных психологов, в большинстве своем считающих, что способности как генетически обусловленные образования не изменяются в течение всей жизни, отечественные специалисты отстаивают взгляд на изменяемость способностей, как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. А. Н. Леонтьев писал, что у человека нет никаких способностей, кроме способности к развитию (хотя точнее было бы сказать, что имеется потенциальная возможность к развитию).

Некоторые факты свидетельствуют, что в деятельности развивается морфофункциональная основа способностей. При интеллектуальном развитии в процессе обучения в мозге усиливаются процессы синтеза специфических белков — нейропептидов, которые, локализуясь, в различных его отделах, влияют на память и другие психические процессы. Весьма вероятно, что «обученный» мозг отличается не только увеличением объема хранящейся в нем информации, но и большими способностями к решению сложных задач.

Биохимическими исследованиями показано, что в мышцах по мере роста тренированности спортсменов увеличивается запас гликогена, а это означает увеличение работоспособности, выносливости. Учеными Н. Е. Высоцкой и А. М. Сухаревой в процессе многолетнего тренинга учащихся хореографического училища наблюдались изменения типологических особенностей свойств нервной системы, отличающиеся от возрастной динамики их у учащихся общеобразовательных школ: увеличилась инертность нервных процессов и слабость нервной системы, что способствовало повышению устойчивости учащихся к монотонности.

Однако, ошибочное принятие «успешности в учебной деятельности» за «способности» может приводить к негативным последствиям. В исследовании динамики личностных изменений в процессе военно-профессионального обучения в высшем военном учебном заведении И. В. Федоткиной (2000) было установлено, что и у «успешных» курсантов в процессе обучения ухудшаются многие психологические и психофизиологические характеристики: проявляется эмоциональная незрелость, появляется вероятность делинквентности и алкоголизации личности, снижается моральная нормативность, становится более выраженным психическое напряжение и импульсивность вследствие ослабления волевой регуляции и снижения самоконтроля. Курсанты, проявляющие себя как успешные в учебно-служебной деятельности, становятся более подозрительны и обособлены, уверены в недооценке себя окружающими, эгоистичны, конфликтны и агрессивны. От курса к курсу ухудшается функциональное состояние к концу рабочего дня. «Успешные» курсанты третьего и четвертого курса характеризуются снижением умственной работоспособности, особенно показателей продуктивности логического мышления. В отличие от «успешных» курсантов первого курса, они не отмечают у себя повышенной активности, снижается их интерес к выполняемой работе, в большей степени ими ощущается эмоциональный дискомфорт [31].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой