Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика детей с умственной отсталостью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень психического развития. Эмоционально-волевая сфера недоразвита. У эмоций нет оттенков, они неустойчивы, инертны и немотивированны (от повышенной эмоциональной возбудимости до выраженного эмоционального спада: эйфория, дисфория, апатия); переживания поверхностны. Особенностями волевой сферы являются: слабость собственных намерений, неумение подавлять непосредственные влечения и высокий… Читать ещё >

Характеристика детей с умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Анатомические изменения головного мозга и специфика нервных процессов. В основе умственной отсталости лежит ряд анатомических изменений головного мозга: малые размеры, недоразвитие отдельных его частей, чаще лобных; несоответствие норме размеров и числа извилин: слишком мелкие и резко извитые или утолщенные и малочисленные; нарушение строения коры больших полушарий головного мозга: уменьшение корковых слоев, неправильное расположение нейронов по слоям, их малочисленность. Слабо развиты ассоциативные волокна. Аномалиям мозга часто сопутствуют аномалии строения черепа, например, башенный череп, микроцефалия, раннее заращение швов. Как правило, имеются пороки развития и других органов, например, сужение мочеточника, врожденные пороки сердца. Нарушена подвижность и сбалансированность нервных процессов. Временные связи инертны. Плохое функциональное состояние нейронов коры головного мозга является следствием частого охранительного торможения. Но активное внутреннее торможение ослаблено. Недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности. Нарушено развитие второй сигнальной системы и взаимодействие первой и второй сигнальных систем.
  • 2. Физические и моторные особенности. Уровень работоспособности. Общее физическое недоразвитие может сочетаться с достаточно крепким здоровьем. Моторика нарушена. Работоспособность отличается крайне низким уровнем.
  • 3. Уровень психического развития. Эмоционально-волевая сфера недоразвита. У эмоций нет оттенков, они неустойчивы, инертны и немотивированны (от повышенной эмоциональной возбудимости до выраженного эмоционального спада: эйфория, дисфория, апатия); переживания поверхностны. Особенностями волевой сферы являются: слабость собственных намерений, неумение подавлять непосредственные влечения и высокий уровень внушаемости. Деятельность часто носит подражательный и импульсивный характер. При неправильном педагогическом подходе могут развиваться упрямство и негативизм.
  • 4. Уровень развития интеллекта. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Темп мышления замедлен. Не умеют переносить усвоенного способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на мыслительных операциях (анализ, синтез), которые отличаются недостаточной сформированностью. Анализ проводится бессистемно, выделяются лишь наиболее заметные части, затруднено определение связей между частями предмета. При синтезе отдельных элементов предмета не устанавливают связи между ними, что приводит к затруднениям при составлении представления о предмете в целом. Сравнение идет по несущественным или даже несоотносимым признакам. Логическое мышление отличается слабостью, что проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения, неумении понимать переносный смысл, оперировать родовыми и видовыми понятиями. Абстрактное мышление не развивается вообще. Развитие мышления останавливается на уровне конкретных понятий. Мышление некритично: не могут самостоятельно оценить качество своей работы, не замечают свои ошибки. Регулирующая роль мышления ослаблена. Например, такие дети начинают выполнять задания, не дослушав инструкции, не поняв цели, не составив план действий. Эмоции просты, произвольное поведение нарушено.
  • 5. Уровень развития речи. Не развиты все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая, семиотическая. Причины недоразвития физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Существенны аномалии артикуляционного аппарата (неба, губ, зубов). Недоразвита речевая моторика: параличи, парезы. Запаздывает развитие артикуляционных движений. Нарушено фонематическое восприятие (неразличение фонем), поэтому дети испытывают трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, что приводит к различным расстройствам письма и проблемам в овладении техникой чтения. Медленно развиваются условные связи в области речеслухового анализатора, что приводит к продолжительному неразличению звуков речи, недифференцированному восприятию слов окружающих. Медленно усваиваются закономерности языка. Активный словарь богаче пассивного. Речь в младшем школьном возрасте состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. Незначительно количество слов, обозначающих признаки предметов, например, величина — большой, маленький. У многих отсутствуют слова обобщающего характера, например, мебель, посуда, животные. Отсутствует дифференциация в обозначении похожих предметов, например, пальто, шубу, плащ называют одним словом «пальто». Это обусловлено трудностями различения самих предметов. Потребность в речевом общении снижена.
  • 6. Внимание неустойчиво. Переключаемость замедлена. Существенные трудности в распределении и концентрации внимания. Недоразвито произвольное внимание, что проявляется, в частности, в том, что в процессе познания и обучения часто происходит смена объектов внимания и видов деятельности. Это является следствием низкой концентрации. Непроизвольное внимание также неустойчиво.
  • 7. Восприятие имеет замедленный темп. Узкий объем восприятия. Нарушены избирательность и дифференцированность. Дефекты восприятия часто связаны со снижением слуха, зрения, недоразвитием речи. Но и в случае сохранности анализаторов обобщенность восприятия нарушена. Дети испытывают существенные трудности при восприятии пространства, например, даже в девять лет не различают правую и левую стороны. Распознавание временных отношений ниже границы
юз нормы, например, понятия «раньше», «позже» улавливаются с большим трудом. Поздно начинают различать цвета, но проблемы в восприятии оттенков сохраняются. Восприятием умственно отсталых детей необходимо управлять, например, при помощи стимулирующих вопросов.
  • 8. Память. Слабо развита опосредованная и смысловая память. Позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Эпизодическая забывчивость связана с переутомлением нервной системы вследствие ее общей слабости. Слабость памяти проявляется в трудностях воспроизведения информации, поскольку воспроизведение является процессом, требующим целенаправленности и волевой активности. Воспроизведение носит бессистемный характер, так как логика понимания событий отсутствует.
  • 9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) не сформирована.
  • 10. Особенности обучения в школе. В условиях массовой школы не обучаемы.

Вывод: результативность коррекционной помощи во многом зависит от двух факторов: раннего выявления умственной отсталости и своевременного начала специального обучения.

Коррекционная помощь детям дошкольного возраста оказывается: в специальных яслях системы здравоохранения; центрах раннего вмешательства; центрах реабилитации и абилитации; психолого-медикопедагогических консультациях; в группах кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа, созданных в соответствии с приказом Минобразования России «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 29.06.99 № 129/23−16. Детям, оставшимся без родителей, специализированная помощь оказывается в домах ребенка и с трех-четырехлетнего возраста в специализированных детских домах для детей с нарушением интеллекта. Целью дошкольного коррекционного воспитания является создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирования позитивных личностных качеств.

Обучение детей школьного возраста с нарушением интеллекта осуществляется в специальных коррекционных учреждениях — школах VIII вида по специальным программам на основе специального образовательного стандарта. Главной задачей процесса обучения и воспитания является максимальная коррекция недостатков, а основной целью — социализация, которая последовательно решается в рамках следующих задач:

  • 1) формирование положительных личностных качеств;
  • 2) повышение регулирующей роли интеллекта в поведении.

Основной особенностью образования является то, что существенное место в нем занимает предметно-практическая деятельность, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и трудовая подготовка.

Направление в специальное дошкольное или школьное учреждение или группу осуществляется учреждениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В дома-интернаты, согласно соответствующей инструкции, направляются и принимаются дети с умственной отсталостью в степени имбецильности, идиотии и дебильности при наличии нарушений опорно-двигательного аппарата.

В некоторых городах, например Москве, Санкт-Петербурге, функционируют лечебно-педагогические центры, в которых проводится обучение родителей, имеющих умственно отсталых детей, и медико-психолого-педагогическая помощь детям.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой