Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Два подхода к пониманию института лоббизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Феномен лоббизма в разных странах имеет особые формы массового проявления, которые актуализируются как предмет общественного контроля. В США это деятельность специальных фирм, которые занимаются ею профессионально, сделав ее предметом своего бизнеса. Учитывая, что право на наличие собственного интереса, а также его презентации во властных структурах прописаны в особой статье конституции, действия… Читать ещё >

Два подхода к пониманию института лоббизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существует несколько подходов к пониманию сути этого понятия. Сторонники первого, узкого, подхода понимают под лоббизмом особый вид профессиональной посреднической деятельности, заключающийся в давлении на властные структуры (политиков или чиновников) с целью принятия ими соответствующих решений. Так, в США термин «лоббист» применяется только к фирмам (организациям и лицам), которые своей посреднической активностью способствуют продвижению социальных интересов[1][2].

В рамках этого подхода к формам лоббистской деятельности относят право на обращение, участие через эксперта в заседаниях органа публичной власти, членство в совещательных и координационных структурах при органах публичной власти, другие формы давления, оказываемые специализированными фирмами.

Второй, более широкий подход, предполагает все формы давления, способствующие принятию органами власти тех или иных решений. Он основан на идентификации лоббизма с широким спектром форм воздействия, основу которого составляют неформальные коммуникации в органах власти, а также коррупционные схемы[3]. Важную конкретизацию этого подхода предложил В. А. Лепехин, который считает, что лоббизм — это не просто артикуляция (представление) интересов тех или иных групп (социальных, политических, экономических) в структурах власти, а процесс сведения воедино формальной власти с властью фактической. По его мнению, понять лоббизм можно, лишь признав, что «мощные группы давления на власть и есть сама власть»[4].

При таком подходе обозначается идея, что лоббизм — это многообразные формы оказания влияния на власть, которые с ней сращиваются и ее формируют. Думается, что, определяя понятие лоббизма, можно сравнить этот феномен с айсбергом, имеющим видимую, открытую часть и невидимую — скрытую. Понятно, что страны, регулирующие этот феномен, законодательно регламентируют деятельность открытых форм, в то время как процесс деятельности основных крупных групп интересов остается вне поля общественного контроля.

Справедливым и актуальным представляется уточнение Д. А. Ионина, который предостерегает от актуализации экономических мотивов как основы лоббизма вообще и политического в частности. Он выделяет в нем такие изначально неэкономические формы влияния, как воздействие на (через) НКО одних лидеров на других, международный лоббизм и проч.[5]

Лоббизм является одной из важнейших технологий, участвующих в ПППР на разных стадиях. С его помощью (посредством СМИ или публичных выступлений общественных деятелей) обществу доказывается (а иногда навязывается) значимость одних проблем, при этом могут затушевываться другие. Одновременно не всегда обозначаются реальные издержки, которые могут потребоваться на реализацию предлагаемого курса. Лоббизм применяется и в действиях парламентариев, когда одни законы принимаются практически с первого чтения, а другие — годами. Думается, что и в министерствах при реализации законов процесс их внедрения осуществляется с разной скоростью. Так, проправительственные решения внедряются сразу с момента публикации, а социальные могут откладываться на месяцы или годы.

Лоббизм — это движущая сила, инициирующая принятие политических решений, она может исходить как от заинтересованных групп в правительстве, так и от альтернативных ему агентов. Способы воздействия также могут различаться, допуская прямое давление специально созданными лоббистскими фирмами, а также косвенное — через СМИ или стимулирование проявлений форм заинтересованности населения. Особый вид представляет внешний лоббизм, выражающийся в формах активного навязывания интересов одних государств другим.

Лоббизм — это многообразные формы влияния на власть, призванные направить принятие политического решения в нужное русло. Среди многообразных форм давления можно выделить профессиональную деятельность посредников-агентов, которые являются видимым звеном, формирующим открытые формы этого влияния. Часть этих форм не является открытой, а осуществляется в виде устного сговора. Эту деятельность трудно выявить, оценить и, соответственно законодательно регулировать. Она является или теневой, или неразрешенной, или незаконной.

Наряду с лоббизмом за рубежом используются и другие упоминаемые выше термины, близкие по значению: advocacy и GR (government relations). Первый термин (в русском языке нет синонима этого слова) означает более широкие формы влияния, чем персонально направленное давление. Это влияние включает в себя подготовку общественного мнения через СМИ, выступления уважаемых в обществе людей. Второй термин используется для обозначения специальных подразделений (или работников) на предприятии, которые созданы для поддержания связи с органами власти и управления.

Понятно, что способы давления на власть неотделимы от нее самой и, соответственно, вечны. Как предмет научного анализа, они стали выделяться в XIX в. Так, Дж. Мэдисон указывал в своих эссе на вред кулуарных соглашений в конгрессе. Напомним, что первоначально слово «лобби» использовалось для обозначения помещения для отдыха в зданиях, где принимались решения. Лобби были в судах и при монастырях. В XVI в. так назывался коридор рядом с палатой общин в английском парламенте, а в США в XVIII в.— комната для отдыха конгрессменов. Здесь представители власти обменивались информацией, делились планами, договаривались. С середины XVIII в. (в США) лоббистами стали называть особый вид работников, покупающих голоса на выборах.

Феномен лоббизма в разных странах имеет особые формы массового проявления, которые актуализируются как предмет общественного контроля. В США это деятельность специальных фирм, которые занимаются ею профессионально, сделав ее предметом своего бизнеса. Учитывая, что право на наличие собственного интереса, а также его презентации во властных структурах прописаны в особой статье конституции, действия этих фирм при выполнении ими правил и составления декларации доходов вполне легитимны. В Америке принят и действует «Этический кодекс лоббиста». Информация о работе лоббистских фирм содержится на специальном сайте, который составляется специальным секретарем конгресса на основании поданных ему документов. Их деятельность объединена в ассоциацию ALL (American-Leage of Lobby).

Лоббизм в этой стране стал новым, привлекательным и крайне доходным видом профессиональной деятельности. Исследователи приводят следующие данные, подтверждающие это. Средний оборот типичной лоббистской фирмы в 1976 г. составлял 86 тыс. долл., а спустя 30 лет он уже равнялся 1,3 млн долл. За этот же период цена успешной избирательной кампании возросла с 609 тыс. до 8,8 млн долл.

Жесткость государственного контроля как за лоббистскими фирмами, так и за политиками (чиновниками) свела к минимуму прямой.

лоббизм в корыстных целях. Такие сферы деятельности, как медицина и армия, где могут иметь место выгодные правительственные заказы, находятся под пристальным контролем. Формирование благоприятного общественного мнения в СМИ становится более распространенным путем давления, чем воздействие на политиков.

  • [1] Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.:Изд-во ФЭИ, 1995.
  • [2] Лоббизм в США. Как осуществляется лоббизм в США и что можно позаимствоватьдля России. М.: Terra America, 2013. С. 3.
  • [3] Буряк Р. Регулирование лоббизма в странах ЕС // Россия и мир". 2008. № 9. URL: http://www.pravo-mag.ru/journal/article273/ (дата обращения: 21.08.2017).
  • [4] Лепехин В. А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования. С. 58. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/870/681/1219/006.LEPEKHlN.pdf (дата обращения:21.08.2017).
  • [5] Ионин Д. А. Информационный лоббизм как социально-политический феномен //Вестник ПАГС. 2009. С. 63—67. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyy-lobbizm-kak-sotsialno-politicheskiy-fenomen-1 поел, просмотр 01.03.2017 (дата обращения: 21.08.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой