Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Управленческая экономика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработка настоящего учебного пособия вызвана потребностями разноуровневой подготовки студентов в бакалавриате, а затем в магистратуре по программам курсов, которые взаимно дополняют друг друга. Разработано в продолжение и углубление курсов по микроэкономике, институциональной экономической теории, читаемых в бакалавриате, их освоение является условием для успешного изучения дисциплины… Читать ещё >

Введение. Управленческая экономика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время дисциплина «Управленческая экономика» прочно закрепилась в учебных планах подготовки менеджеров различного уровня. Это не случайно, поскольку будущие магистры в области менеджмента нуждаются не только в формировании теоретических знаний, но и в получении практических навыков по обоснованию принимаемых решений для реализации финансово-инвестиционной политики и управления производством. Цель же изучения «Управленческой экономики» состоит в формировании у студентов глубоких знаний закономерностей развития современной экономики и общих принципов поведения экономических агентов в условиях рынка.

Именно «Управленческая экономика» способна научить будущего управленца методам и специальным приемам, которые применяются в реальной практике для объективной и всесторонней оценки деятельности экономических агентов в условиях рынка. То есть эта учебная дисциплина создает базу для изучения всех остальных, таких, например, как финансы, управленческий учет, маркетинг или исследование операций.

Кроме того, дисциплина «Управленческая экономика» обладает еще одним свойством — она обеспечивает студента серьезной теоретической базой, благодаря которой все дисциплины учебного плана укладываются в стройную логическую систему, что создает прочный фундамент для дальнейшего самостоятельного обучения и накопления практического опыта.

Принимая решения в реальной действительности, менеджеры компаний сталкиваются с такими вопросами:

каковы условия конкуренции на рынке, возможности и перспективы ведения бизнеса на нем;

какие условия позволяют получать максимальный доход собственникам компании;

как должны быть организованы ресурсы труда и капитала, чтобы сохранить конкурентные преимущества на рынке;

какие существуют риски при ведении предпринимательской деятельности и ряд других.

Освоение «Управленческой экономики» позволяет не только ответить на поставленные актуальные вопросы, но и спрогнозировать их разрешение.

По своему содержанию «Управленческая экономика» возникла в результате взаимопроникновения двух серьезных наук: экономической теории и менеджмента. Экономическая теория — это наука, изучающая поведение и поступки людей при производстве, распространении и потреблении материальных товаров и услуг в мире с ограниченными ресурсами. Организация и распределение ограниченных ресурсов фирмы ради достижения намеченных целей изучается в курсе менеджмента. Фактически мы можем объединить эти два термина и определить экономику управления как использование экономического анализа для принятия коммерческих решений, включающих в себя наилучшее использование ограниченных ресурсов организации.

Таким образом, мы видим, что экономическая теория, а именно образ мышления, который она формирует, определяет способность принимать эффективные управленческие решения. «Управленческая экономика» вручает студенту инструментарий по применению экономического анализа как для разработки стратегических ориентиров развития бизнеса (бизнес-политики), так и для принятия ежедневных управленческих решений (бизнес-тактики). Экономика управления сложилась в курс прикладной микроэкономики, который включает в себя отдельные количественные методы, свойственные и другим дисциплинам, таким как линейное программирование (менеджмент), регрессионный анализ (статистика, эконометрика и менеджмент), экономический анализ намечаемых капиталовложений (финансы) и анализ затрат (управленческий и стоимостной учет).

Дж. Дин экономику управления определяет как использование экономического анализа для формулировки политических курсов бизнеса. Он также замечает, что существует «большой разрыв между логическими проблемами, которыми интересуются теоретики экономики, и вопросами линии поведения, которые беспокоят практикующих менеджеров. Этот пробел необходимо заполнить, чтобы дать руководителям доступ к практическому вкладу, который могут сделать экономические мыслители в политические курсы топ-менеджмента»[1].

Управленческая экономика представляет собой совокупность инструментов экономической теории (и прежде всего — микроэкономики) для принятия эффективных управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

Многообразие управленческой деятельности в современных экономических условиях, многообразие технологий и решений, направленных на реализацию экономической деятельности и поддержку принятия управленческих решений, придает особую значимость дисциплине «Управленческая экономика», изучение которой позволит сформировать знания, умения и навыки, направленные на повышение эффективности управления экономическими системами. Решению этой задачи способствует категориальный аппарат, инструменты и модели, которыми оперирует «Управленческая экономика». Это, прежде всего, такие категории, как:

экономические решения — решения о товаре (какие товары следует производить, как их производить, для кого), сегментировании рынка, найме работников, кадровом обеспечении и экономическом анализе намечаемых капиталовложений и инноваций;

экономика бизнеса — ключевые факторы, которые влияют на способность фирмы получать приемлемую норму прибыли на инвестиции владельцев. Наиболее важными факторами являются следующие: конкуренция, технология и покупатели;

ограниченность ресурсов — состояние, при котором ресурсы ограничены относительно спроса на их использование. В рыночном процессе степень ограниченности отражается в цене на ресурсы или цене на товары и услуги, производимые благодаря этим ресурсам;

экономический риск — изменчивость доходов (или прибыли) в результате неустойчивости общих экономических условий или условий, влияющих конкретно на эту фирму;

неопределенность — не существует метода определения вероятности случайных событий в будущем;

альтернативная стоимость — наилучшая стоимость из упущенных в результате выбора конкретного альтернативного варианта. Также рассматриваются альтернативные издержки, скрытые издержки, внешние издержки.

В результате успешного изучения дисциплины «Управленческая экономика» будущий управленец будет: знать

  • • предмет управленческой экономики;
  • • чем управленческая экономика отличается от экономической теории;
  • • на решение каких проблем направлена управленческая экономика;

уметь

  • • объяснить важность изучения управленческой экономики;
  • • дать определение ключевых категорий управленческой экономики;

владеть

  • • знаниями о точках зрения на предмет управленческой экономики;
  • • представлениями о месте управленческой экономики в подготовке профессионалов в области управления.

Предлагаемое издание включает восемь глав, объединенных в пять разделов.

В первом разделе «Теория потребления и рыночный спрос» изложены теоретические подходы к анализу рыночной конъюнктуры и ценообразованию, описаны современные модели поведения потребителя на рынке. Во втором разделе «Теория производства, издержек, прибыли и рыночное предложение. Рыночные структуры» показаны модели поведения производителя на рынках с различной рыночной структурой, описаны факторы, которые оказывают самое непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности компании и на ее ценовые стратегии. В третьем разделе «Выработка управленческих решений в условиях неопределенности, риска и асимметричности информации» акцентировано внимание на принятии управленческих решений в условиях риска и неопределенности, которые складываются на современных рынках, изложены подходы к количественной оценке рисков, показаны особенности управленческих решений и влияние на них асимметричной информации. Четвертый раздел «Рынки факторов производства» посвящен ценообразованию на ресурсных рынках и особенностям поведения производителей на них. В пятом разделе «Государство, рыночная экономика и управленческие решения фирмы» изложены проблемы, связанные с влиянием государства, действующего в условиях рыночной экономики, на принятие управленческих решений.

Каждый раздел сопровождается вопросами для самостоятельной работы студентов, задачами различного уровня сложности, глоссарием и списком основной и дополнительной литературы.

Разработка настоящего учебного пособия вызвана потребностями разноуровневой подготовки студентов в бакалавриате, а затем в магистратуре по программам курсов, которые взаимно дополняют друг друга. Разработано в продолжение и углубление курсов по микроэкономике, институциональной экономической теории, читаемых в бакалавриате, их освоение является условием для успешного изучения дисциплины «Управленческая экономика» в магистратуре. Книга предназначена для магистров различных программ направления «менеджмент», а также слушателей программ MBA.

Учебное пособие разработано на основе курса, читаемого в последние годы коллективом кафедры Политической экономии экономического факультета РУДН магистрам всех программ подготовки направления «менеджмент». Авторский коллектив будет благодарен за все конструктивные замечания и предложения по его совершенствованию.

  • [1] Dean J. Managerial Economics. N. Y., 1951.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой