Девиантный имидж личности подростка
![Реферат: Девиантный имидж личности подростка](https://gugn.ru/work/6595135/cover.png)
Рис. 21.2. Теоретическая модель девиантного имиджа личности подростка С девиантологической точки зрения, поскольку в сознании современных людей существуют огромные мотивационные, когнитивные и ценностные нестыковки и разрывы, то под воздействием психологических провокаций, манипуляций у молодого человека, социальной группы, субкультуры, общества происходит трансформация их сознания со всеми… Читать ещё >
Девиантный имидж личности подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные термины Имидж, девиантный имидж, структура девиантного имиджа подростка, позитивный и деструктивный имидж.
Как известно, понятие «имидж» ввели в научный обиход 3. Фрейд (30-е гг. XX в.) и К. Болдуинг (60-е гг. XX в.). Фрейд издавал журнал с одноименным названием, в результате это понятие перестало быть только психологическим термином. В России понятие «имидж» широко вошло в практику 1990;х гг.[1]
Феномен имиджа, сложного многофакторного явления, актуализировавшийся в России в последние почти три десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе и находится на пересечении проблемных полей психологии, социологии, социальной философии, истории, юриспруденции, культурологии, искусствоведения, политологии и других общественных наук.
Девиантологический подход к анализу предпосылок формирования девиантного имиджа личности (в частности, подростка) является, насколько известно, первой попыткой институционализации данного феномена в отечественной социально-психологической и девиантологической науке.
Понятие «имидж» имеет много различных определений. Краткий психологический словарь А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского определяет имидж как стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Специалисты по социологии права трактуют эту категорию как «обобщенную, эмоционально окрашенную в общественном и личном сознании форму отражения правовой действительности в виде комплекса представлений о законах и методах социально-правового воздействия»[2]. В. М. Шепель дает такое определение: «Имидж — индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания»[3]. Мы предлагаем следующее определение девиантного имиджа личности', «сознательно приобретенный снецифический способ демонстрации личностью комплекса внешних и внутренних качеств, которые в глазах окружающих выступают как внешнее отражение его личности и показатель девиантных особенностей ее поведения и сознания; это то представление, которое создано самой личностью о себе в целях создания должного впечатления для удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации»[4].
Существование проблемы имиджа в XXI в. трудно переоценить. Распад привычного образа мира в эпоху кризиса культуры влечет за собой массовую утрату идентификаций как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, а также на уровне общества в целом. Фундаментальные перемены в конце XX — начале XXI в. привели к рождению общества предприимчивых, прагматичных, дерзких, творческих (в позитивном и негативном смысле) индивидуальностей, актуализации социальной активности и, как следствие, — поиск оригинальности, что также нашло свое выражение в девиантном имидже, девиантном поведении подростков и молодежи, активизации подростково-молодежных субкультур различной социальной ориентации, в том числе и девиантологической, и криминальной. Проявление девиантного поведения в подростково-молодежной среде является следствием утраты самоидентификации и одновременно поиском новой идентификации.
Специально сделаем акцент на том, что на разных этапах нерсоногенеза в эпоху неопределенности и поиска своей идентичности ребенок (подросток, юноша) сталкивается с множеством социальных ситуаций, которые мотивируют и провоцируют его на девиантные поступки. Эти ситуации являются источником скрытой и явной девиантности, девиантной стигматизированной идентичности.
Именно такая идентичность часто служит подростку специфической социально-психологической защитной реакцией, гарантирующей ему сохранность, как это ни странным может показаться, его истинной (актуальной) идентичности и позволяющей расширить свой поведенческий репертуар на фоне недостаточно сформированной социокультурной репрезентации.
В научной литературе представлены основные социально-психологические предпосылки формирования имиджа вообще. Таковыми являются: перцептивно-оценочный (А. А. Бодалев, В. А. Лабунская, В. Н. Мясищев, В. Н. Панфёров и др.), психосемиотический (М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Б. Ф. Ломов, И. Ф. Неволин, Е. А. Петрова и др.), системный (Б. Г. Ананьев, И. В. Блауберг, А. А. Деркач, Б. Ф. Ломов и др.), субъектно-деятельностный (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) и эмоционально-семантический (Д. Н. Завалишина, П. В. Копнин, В. Ф. Рубахин и др.).
В имиджелогии были предприняты усилия исследователей структуризации имиджа как социального явления. Но какой-либо попытки структурировать именно девиантный имидж личности подростка в научной литературе мною не обнаружено. Такой практики, насколько мне известно, на сегодняшний день не существует. Однако исследовать «внутреннее устройство» девиантного имиджа личности, обнаружить в нем устойчивые связи и отношения, обеспечивающие ему целостность, придать этому термину адекватный (с методологической точки зрения) «вид» научного понятия, т. е. структурировать его — необходимое и важное условие научного исследования, неотъемлемый его атрибут.
Именно по такому пути мы и пошли. Несмотря на сложности, структурирование девиантного имиджа личности возможно и необходимо. Для структуры девиантного имиджа личности характерны: субъект (носитель имиджа), элементный состав, связи, отношения, целенаправленность, мотивы, соответствие имиджа личности, функциональные особенности (имея в виду, что функция — это поведение в конкретной среде), модели и др.
Итак, структура девиантного имиджа личности подростка — это взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного (познавательного — знания, представления), эмоционального (аффективного — иллюзорный романтизм, эмоционально выраженное отношение и оценка) и поведенческого (конативного — ритуализация, символика и атрибуты) факторов, компонентов, которые составляют содержание девиантных ориентаций и поведения подростка. Данная структура представлена нами в виде тетраэдра (рис. 21.1).
![Структура девиантного имиджа личности — тетраэдер (по Ю. А. Клейбергу).](/img/s/8/83/1494683_1.png)
Рис. 21.1. Структура девиантного имиджа личности — тетраэдер (по Ю. А. Клейбергу).
В рамках социальной психологии и девиантологии имидж предстает и как позитивный феномен, имеющий в своей основе нетрадиционность, творчество, необычность, новаторство, экстраординарность, в результате чего происходит специфическое нарушение общепринятых норм морали и культуры, и как деструктивный феномен, вызывающий дезакцептацию, дезадаптацию и конфронтацию, или даже открытый конфликт с существующей системой традиционных норм морали и права. В таком понимании имидж выступает как социально-психологическая установка, как мотив, ценностный стереотип, модный символ, отражающий девиантное (внешневнутреннее) своеобразие, присущее конкретной личности.
Основная девиантологическая проблема современности — социальнопсихологическая дезадаптация значительного количества детей (и взрослых — тоже), связанная с трудностями экономического кризиса, которые испытывают значительное психотравмирующее воздействие, которое зачастую снижает их собственную способность к адаптации, приводит к утрате состояния внутреннего психологического комфорта и психологического неблагополучия. Внешне это проявляется в девиантном (криминальном) поведении, повышении невротических реакций на внешние раздражители. Как следствие усиливается беспричинная конфликтность, агрессия, повышается уровень невротизации/депрессивиости, суицидальные наклонности.
Важной особенностью девиантного имиджа является открытая, публичная, даже эпатажная демонстративность. Для самопрезентации девиантного имиджа нужны публика, зрители, которые оценят и эго поведение, и обладателя имиджа (имидж-субъекта), и имидж в целом. Понятно, что девиантный имидж в нашем случае — собирательное понятие, искусственно сформированный образ. Это — облик, та форма жизненного проявления человека, благодаря которой публично проявляются не самые лучшие личностно-деловые характеристики. Это, если угодно, — сформированная и специфическим образом заявленная позиция личности (или социальной группы, субкультуры). Однако, к сожалению, именно девиантный имидж часто является привлекательным для большинства подростков и молодежи с неокрепшей или несформированной «содержательной структурой личности» (термин Б. Г. Мещерякова).
Конструирование девиантного имиджа, как правило, носит оппозиционный, а значит, конфликтный и деструктивный/конструктивный характер, в результате чего происходит бездарное/талантливое позиционирование собственной девиантной репутации, приобретаются устойчивые и малоподвижные черты девиантного имиджа, который при этом не должен разрушать индивидуальность, соответствовать ей.
Девиантный имидж личности — явление средовое; он выступает как признание/непризнание, отвержение/восхищение, как оценочное отношение определенной социальной группы к личности, демонстрирующей свои девиантные характеристики.
Поскольку деятельность и поведение, как удачно напоминают Р. Б. Квеско и С. Б. Квеско[5], современного человека несут на себе отпечаток социального наследования, детерминировано социальными нормами, традициями, стереотипами (когнитивными, перцептивными, двигательными, поведенческими и пр.), сформировавшимися в процессе многовекового развития, то во многом эта специфика связана с историей и условиями жизни того или иного народа, всего человечества и проявляется в его менталитете (мировосприятии, умонастроении).
Созданию девиантного имиджа предшествуют следующие решения:
- • выбор аутентичного (подлинного) символа — идентификационной метки;
- • следование философии создания определенного имиджа — его генеральная цель (нет цели — нет имиджа), методы и средства проявления, регулярность, продолжительность и география функционирования;
- • оценка эффективности и привлекательности выбранного имиджа.
Чаще всего, проявляя девиантное поведение, подросток понимает свое анормальное поведение, но может не осознавать, что за ним стоит одна из пяти целей: а) привлечение внимания; б) избегание неудачи; в) зависть; г) месть; д) власть.
Внешний имидж личности девиантного подростка складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения. Внешний имидж — это специфическая «привлекательность». Внутренний же имидж личности девиантного подростка характеризуют ощущения собственного имиджа, интеллектуальные, индивидуально-личностные качества, коммуникабельность, уровень нравственности, умения ориентироваться в ситуации, уверенность в себе, навыки самопрезентации и др.
Английская исследовательница Э. Сэмпсон[6], говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «Я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний. На рис. 21.2 представлена теоретическая модель девиантного имиджа личности подростка в модификации Ю. А. Клейберга.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.
Воспринимаемый имидж — это то, как нас видят другие. Естественно, что точка зрения других людей может отличаться от собственной.
Требуемый имидж означает, что ряд социальных ролей требует определенных имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствуют тип одежды, символика, сленг, атрибуты, манера поведения и т. п.[7]
Вероятно, степень проявления девиантного имиджа зависит не только от способностей личности, но также от внутренней и внешней мотивации, социальных норм, традиций, стереотипов, поведенческого репертуара, идентификации. Под внешней мотивацией понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная.
(резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т. е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.
![Теоретическая модель девиантного имиджа личности подростка.](/img/s/8/83/1494683_2.png)
Рис. 21.2. Теоретическая модель девиантного имиджа личности подростка С девиантологической точки зрения, поскольку в сознании современных людей существуют огромные мотивационные, когнитивные и ценностные нестыковки и разрывы, то под воздействием психологических провокаций, манипуляций у молодого человека, социальной группы, субкультуры, общества происходит трансформация их сознания со всеми вытекающими для них последствиями, принимая формы, описанные в свое время Г. Лебоном, 3. Фрейдом, С. Московичи, Э. Каннети и другими исследователями воздействия манипулятивных методик применимо к массам. Однако следует помнить то, как сама личность интерпретирует негативное воздействие и определяет его реакцию на это воздействие, как она экстраполирует эти воздействия па свой имидж (в том числе и девиантологический) и имиджевое поведение. Однако в нашем случае важна идентификация как способ соотнесения себя с другими, она важна для эффективного формирования внутреннего и внешнего имиджа личности девиантного подростка.
Каждое экспрессивное действие (имидж таковым и является) — девиаитогенно по своей сути, сопровождающееся часто агрессией, поскольку каждое действие предполагает движение «вовне». Не следует думать об агрессии лишь как о чем-то негативном, как мы привыкли это делать. Любить и получать любовь — тоже агрессивное действие. Сказать «Я тебя люблю» не менее агрессивно, чем «Я тебя ненавижу». Агрессия представлена в действии, в стремлении выразить себя или в акте высказывания, а не в содержании слов. С другой стороны, если человек имеет чувства, но не выражает их, он пассивен. Каждый акт самоэкспрессии включает в себя определенную степень и агрессии, и насилия, и творчества[8].
Таким образом, девиантный имидж — это имидж и личности, и подростково-молодежной субкультуры в целом, совокупность таких его компонентов, как престиж, успех, репутация, стабильность, защищенность. В современных условиях девиантный имидж выполняет следующие функции: а) выражает идентичность как основы девиантной идентичности при восприятии и изменении в социальной среде ее свойств; б) расширяет популярность, известность, знания, понимание, интерес молодежной общественности к субкультуре; в) развивает ассоциации с характеристиками деятельности субкультуры, гарантирующими надежность и защищенность ее членов; г) объединяет членов, формирует «корпоративный» лидерский дух; д) привлекает в свои ряды новых членов.
Стремление к поиску новой идентичности, отчетливо проявившееся в последние десятилетия у большинства подростково-молодежных социальных групп, порождает острые социальные коллизии и приводит к возникновению сложных психологических ситуаций, в рамках которых становится почти невозможным утверждать — какой тип идеологии и культуры является в настоящее время оптимальным и эффективным для минимизации девиантогенных и криминогенных тенденций.
Практикум Контрольные вопросы и задания.
- 1. Имидж: история, понятие и характеристика.
- 2. Каковы социально-психологические предпосылки формирования девиантного имиджа личности?
- 3. Кризис идентичности и девиантный имидж личности. В чем его суть?
- 4. Сопроводите структуру девиантного имиджа конкретными примерами.
- 5. Социально-психологическая дезадаптация — основная девиантологическая проблема современности. Почему?
- 6. Как происходит психологическое конструирование девиантного имиджа личности?
- 7. Каковы внешние и внутренние факторы формирования дсвиантнрого имиджа?
Клейберг, /О. А. Креативная девиантология: монография / Ю. А. Клейберг. — М.: Изд-во МГОУ, 2016. — С. 103−115.
Клейберг, Ю. А. Девиантология терроризма и экстремизма: монография / Ю. А. Клейберг. — М.: Изд-во МПСУ, 2016. — С. 115−126.
Клейберг, Ю. А. Социально-психологические предпосылки формирования девиантного имиджа личности подростка / Ю. А. Клейберг // Общество и право. — 2015.-№>3.-С. 134−138.
Кчейберг, Ю. А. Основы психологии девиантного поведения: монография / Ю. А. Клейберг. — СПб.: Альфа-Пресс, 2014.
Клейберг, Ю. А. Девиантология: схемы, таблицы, комментарии: учеб, пособие / Ю. А. Клейберг. — М.: Изд-во МПСУ, 2014.
Клейберг, К). А. Девиантология. Словарь. Учеб, пособие/авт.-сост. Ю. А. Клейберг. — 2-е изд., доп. — М.: Изд-во МПСУ, 2016.
Клейберг, Ю. А. Ювенальная психология девиантного поведения/ Ю. А. Клейберг. — Нальчик, 2013.
Клейберг, Ю. А. Девиантный имидж современного подростка / Ю. А. Клейберг// Современные проблемы девиантологии. Материалы IV Межд. науч.-практ. конф. — Краснодар: Ун-т МВД России, 2010. — С. 38—46.
- [1] Квеско Р. Б., Квеско С. Б. Имиджелогия: учеб, пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. С. 4.
- [2] См.: Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности (теоретические и методологические проблемы): дис… д-ра юр.наук. Киев, 1990.
- [3] См.: Шепель В. М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна: ЮНИТИ, 1996.
- [4] Клейберг Ю. А. Девиантология: словарь. 2-е изд., доп. М., 2016. С. 21.
- [5] Квеско Р. Б., Квеско С. Б. Имиджелогия: учеб, пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. С. 77.
- [6] См.: Шепелъ В. М. Имиджелогия: учеб, пособие. М.: Народное образование, 2002.
- [7] См.: Квеско Р. Б., Квеско С. Б. Имиджелогия. С. 54.
- [8] См.: Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. М.: ACT, 2004.