Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Девиантный имидж личности подростка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рис. 21.2. Теоретическая модель девиантного имиджа личности подростка С девиантологической точки зрения, поскольку в сознании современных людей существуют огромные мотивационные, когнитивные и ценностные нестыковки и разрывы, то под воздействием психологических провокаций, манипуляций у молодого человека, социальной группы, субкультуры, общества происходит трансформация их сознания со всеми… Читать ещё >

Девиантный имидж личности подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные термины Имидж, девиантный имидж, структура девиантного имиджа подростка, позитивный и деструктивный имидж.

Как известно, понятие «имидж» ввели в научный обиход 3. Фрейд (30-е гг. XX в.) и К. Болдуинг (60-е гг. XX в.). Фрейд издавал журнал с одноименным названием, в результате это понятие перестало быть только психологическим термином. В России понятие «имидж» широко вошло в практику 1990;х гг.[1]

Феномен имиджа, сложного многофакторного явления, актуализировавшийся в России в последние почти три десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе и находится на пересечении проблемных полей психологии, социологии, социальной философии, истории, юриспруденции, культурологии, искусствоведения, политологии и других общественных наук.

Девиантологический подход к анализу предпосылок формирования девиантного имиджа личности (в частности, подростка) является, насколько известно, первой попыткой институционализации данного феномена в отечественной социально-психологической и девиантологической науке.

Понятие «имидж» имеет много различных определений. Краткий психологический словарь А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского определяет имидж как стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Специалисты по социологии права трактуют эту категорию как «обобщенную, эмоционально окрашенную в общественном и личном сознании форму отражения правовой действительности в виде комплекса представлений о законах и методах социально-правового воздействия»[2]. В. М. Шепель дает такое определение: «Имидж — индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания»[3]. Мы предлагаем следующее определение девиантного имиджа личности', «сознательно приобретенный снецифический способ демонстрации личностью комплекса внешних и внутренних качеств, которые в глазах окружающих выступают как внешнее отражение его личности и показатель девиантных особенностей ее поведения и сознания; это то представление, которое создано самой личностью о себе в целях создания должного впечатления для удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации»[4].

Существование проблемы имиджа в XXI в. трудно переоценить. Распад привычного образа мира в эпоху кризиса культуры влечет за собой массовую утрату идентификаций как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, а также на уровне общества в целом. Фундаментальные перемены в конце XX — начале XXI в. привели к рождению общества предприимчивых, прагматичных, дерзких, творческих (в позитивном и негативном смысле) индивидуальностей, актуализации социальной активности и, как следствие, — поиск оригинальности, что также нашло свое выражение в девиантном имидже, девиантном поведении подростков и молодежи, активизации подростково-молодежных субкультур различной социальной ориентации, в том числе и девиантологической, и криминальной. Проявление девиантного поведения в подростково-молодежной среде является следствием утраты самоидентификации и одновременно поиском новой идентификации.

Специально сделаем акцент на том, что на разных этапах нерсоногенеза в эпоху неопределенности и поиска своей идентичности ребенок (подросток, юноша) сталкивается с множеством социальных ситуаций, которые мотивируют и провоцируют его на девиантные поступки. Эти ситуации являются источником скрытой и явной девиантности, девиантной стигматизированной идентичности.

Именно такая идентичность часто служит подростку специфической социально-психологической защитной реакцией, гарантирующей ему сохранность, как это ни странным может показаться, его истинной (актуальной) идентичности и позволяющей расширить свой поведенческий репертуар на фоне недостаточно сформированной социокультурной репрезентации.

В научной литературе представлены основные социально-психологические предпосылки формирования имиджа вообще. Таковыми являются: перцептивно-оценочный (А. А. Бодалев, В. А. Лабунская, В. Н. Мясищев, В. Н. Панфёров и др.), психосемиотический (М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Б. Ф. Ломов, И. Ф. Неволин, Е. А. Петрова и др.), системный (Б. Г. Ананьев, И. В. Блауберг, А. А. Деркач, Б. Ф. Ломов и др.), субъектно-деятельностный (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) и эмоционально-семантический (Д. Н. Завалишина, П. В. Копнин, В. Ф. Рубахин и др.).

В имиджелогии были предприняты усилия исследователей структуризации имиджа как социального явления. Но какой-либо попытки структурировать именно девиантный имидж личности подростка в научной литературе мною не обнаружено. Такой практики, насколько мне известно, на сегодняшний день не существует. Однако исследовать «внутреннее устройство» девиантного имиджа личности, обнаружить в нем устойчивые связи и отношения, обеспечивающие ему целостность, придать этому термину адекватный (с методологической точки зрения) «вид» научного понятия, т. е. структурировать его — необходимое и важное условие научного исследования, неотъемлемый его атрибут.

Именно по такому пути мы и пошли. Несмотря на сложности, структурирование девиантного имиджа личности возможно и необходимо. Для структуры девиантного имиджа личности характерны: субъект (носитель имиджа), элементный состав, связи, отношения, целенаправленность, мотивы, соответствие имиджа личности, функциональные особенности (имея в виду, что функция — это поведение в конкретной среде), модели и др.

Итак, структура девиантного имиджа личности подростка — это взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного (познавательного — знания, представления), эмоционального (аффективного — иллюзорный романтизм, эмоционально выраженное отношение и оценка) и поведенческого (конативного — ритуализация, символика и атрибуты) факторов, компонентов, которые составляют содержание девиантных ориентаций и поведения подростка. Данная структура представлена нами в виде тетраэдра (рис. 21.1).

Структура девиантного имиджа личности — тетраэдер (по Ю. А. Клейбергу).

Рис. 21.1. Структура девиантного имиджа личности — тетраэдер (по Ю. А. Клейбергу).

В рамках социальной психологии и девиантологии имидж предстает и как позитивный феномен, имеющий в своей основе нетрадиционность, творчество, необычность, новаторство, экстраординарность, в результате чего происходит специфическое нарушение общепринятых норм морали и культуры, и как деструктивный феномен, вызывающий дезакцептацию, дезадаптацию и конфронтацию, или даже открытый конфликт с существующей системой традиционных норм морали и права. В таком понимании имидж выступает как социально-психологическая установка, как мотив, ценностный стереотип, модный символ, отражающий девиантное (внешневнутреннее) своеобразие, присущее конкретной личности.

Основная девиантологическая проблема современности — социальнопсихологическая дезадаптация значительного количества детей (и взрослых — тоже), связанная с трудностями экономического кризиса, которые испытывают значительное психотравмирующее воздействие, которое зачастую снижает их собственную способность к адаптации, приводит к утрате состояния внутреннего психологического комфорта и психологического неблагополучия. Внешне это проявляется в девиантном (криминальном) поведении, повышении невротических реакций на внешние раздражители. Как следствие усиливается беспричинная конфликтность, агрессия, повышается уровень невротизации/депрессивиости, суицидальные наклонности.

Важной особенностью девиантного имиджа является открытая, публичная, даже эпатажная демонстративность. Для самопрезентации девиантного имиджа нужны публика, зрители, которые оценят и эго поведение, и обладателя имиджа (имидж-субъекта), и имидж в целом. Понятно, что девиантный имидж в нашем случае — собирательное понятие, искусственно сформированный образ. Это — облик, та форма жизненного проявления человека, благодаря которой публично проявляются не самые лучшие личностно-деловые характеристики. Это, если угодно, — сформированная и специфическим образом заявленная позиция личности (или социальной группы, субкультуры). Однако, к сожалению, именно девиантный имидж часто является привлекательным для большинства подростков и молодежи с неокрепшей или несформированной «содержательной структурой личности» (термин Б. Г. Мещерякова).

Конструирование девиантного имиджа, как правило, носит оппозиционный, а значит, конфликтный и деструктивный/конструктивный характер, в результате чего происходит бездарное/талантливое позиционирование собственной девиантной репутации, приобретаются устойчивые и малоподвижные черты девиантного имиджа, который при этом не должен разрушать индивидуальность, соответствовать ей.

Девиантный имидж личности — явление средовое; он выступает как признание/непризнание, отвержение/восхищение, как оценочное отношение определенной социальной группы к личности, демонстрирующей свои девиантные характеристики.

Поскольку деятельность и поведение, как удачно напоминают Р. Б. Квеско и С. Б. Квеско[5], современного человека несут на себе отпечаток социального наследования, детерминировано социальными нормами, традициями, стереотипами (когнитивными, перцептивными, двигательными, поведенческими и пр.), сформировавшимися в процессе многовекового развития, то во многом эта специфика связана с историей и условиями жизни того или иного народа, всего человечества и проявляется в его менталитете (мировосприятии, умонастроении).

Созданию девиантного имиджа предшествуют следующие решения:

  • • выбор аутентичного (подлинного) символа — идентификационной метки;
  • • следование философии создания определенного имиджа — его генеральная цель (нет цели — нет имиджа), методы и средства проявления, регулярность, продолжительность и география функционирования;
  • • оценка эффективности и привлекательности выбранного имиджа.

Чаще всего, проявляя девиантное поведение, подросток понимает свое анормальное поведение, но может не осознавать, что за ним стоит одна из пяти целей: а) привлечение внимания; б) избегание неудачи; в) зависть; г) месть; д) власть.

Внешний имидж личности девиантного подростка складывается из различных форм вербального, визуального, этического, эстетического выражения и поведения. Внешний имидж — это специфическая «привлекательность». Внутренний же имидж личности девиантного подростка характеризуют ощущения собственного имиджа, интеллектуальные, индивидуально-личностные качества, коммуникабельность, уровень нравственности, умения ориентироваться в ситуации, уверенность в себе, навыки самопрезентации и др.

Английская исследовательница Э. Сэмпсон[6], говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «Я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний. На рис. 21.2 представлена теоретическая модель девиантного имиджа личности подростка в модификации Ю. А. Клейберга.

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.

Воспринимаемый имидж — это то, как нас видят другие. Естественно, что точка зрения других людей может отличаться от собственной.

Требуемый имидж означает, что ряд социальных ролей требует определенных имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствуют тип одежды, символика, сленг, атрибуты, манера поведения и т. п.[7]

Вероятно, степень проявления девиантного имиджа зависит не только от способностей личности, но также от внутренней и внешней мотивации, социальных норм, традиций, стереотипов, поведенческого репертуара, идентификации. Под внешней мотивацией понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная.

(резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т. е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.

Теоретическая модель девиантного имиджа личности подростка.

Рис. 21.2. Теоретическая модель девиантного имиджа личности подростка С девиантологической точки зрения, поскольку в сознании современных людей существуют огромные мотивационные, когнитивные и ценностные нестыковки и разрывы, то под воздействием психологических провокаций, манипуляций у молодого человека, социальной группы, субкультуры, общества происходит трансформация их сознания со всеми вытекающими для них последствиями, принимая формы, описанные в свое время Г. Лебоном, 3. Фрейдом, С. Московичи, Э. Каннети и другими исследователями воздействия манипулятивных методик применимо к массам. Однако следует помнить то, как сама личность интерпретирует негативное воздействие и определяет его реакцию на это воздействие, как она экстраполирует эти воздействия па свой имидж (в том числе и девиантологический) и имиджевое поведение. Однако в нашем случае важна идентификация как способ соотнесения себя с другими, она важна для эффективного формирования внутреннего и внешнего имиджа личности девиантного подростка.

Каждое экспрессивное действие (имидж таковым и является) — девиаитогенно по своей сути, сопровождающееся часто агрессией, поскольку каждое действие предполагает движение «вовне». Не следует думать об агрессии лишь как о чем-то негативном, как мы привыкли это делать. Любить и получать любовь — тоже агрессивное действие. Сказать «Я тебя люблю» не менее агрессивно, чем «Я тебя ненавижу». Агрессия представлена в действии, в стремлении выразить себя или в акте высказывания, а не в содержании слов. С другой стороны, если человек имеет чувства, но не выражает их, он пассивен. Каждый акт самоэкспрессии включает в себя определенную степень и агрессии, и насилия, и творчества[8].

Таким образом, девиантный имидж — это имидж и личности, и подростково-молодежной субкультуры в целом, совокупность таких его компонентов, как престиж, успех, репутация, стабильность, защищенность. В современных условиях девиантный имидж выполняет следующие функции: а) выражает идентичность как основы девиантной идентичности при восприятии и изменении в социальной среде ее свойств; б) расширяет популярность, известность, знания, понимание, интерес молодежной общественности к субкультуре; в) развивает ассоциации с характеристиками деятельности субкультуры, гарантирующими надежность и защищенность ее членов; г) объединяет членов, формирует «корпоративный» лидерский дух; д) привлекает в свои ряды новых членов.

Стремление к поиску новой идентичности, отчетливо проявившееся в последние десятилетия у большинства подростково-молодежных социальных групп, порождает острые социальные коллизии и приводит к возникновению сложных психологических ситуаций, в рамках которых становится почти невозможным утверждать — какой тип идеологии и культуры является в настоящее время оптимальным и эффективным для минимизации девиантогенных и криминогенных тенденций.

Практикум Контрольные вопросы и задания.

  • 1. Имидж: история, понятие и характеристика.
  • 2. Каковы социально-психологические предпосылки формирования девиантного имиджа личности?
  • 3. Кризис идентичности и девиантный имидж личности. В чем его суть?
  • 4. Сопроводите структуру девиантного имиджа конкретными примерами.
  • 5. Социально-психологическая дезадаптация — основная девиантологическая проблема современности. Почему?
  • 6. Как происходит психологическое конструирование девиантного имиджа личности?
  • 7. Каковы внешние и внутренние факторы формирования дсвиантнрого имиджа?

Клейберг, /О. А. Креативная девиантология: монография / Ю. А. Клейберг. — М.: Изд-во МГОУ, 2016. — С. 103−115.

Клейберг, Ю. А. Девиантология терроризма и экстремизма: монография / Ю. А. Клейберг. — М.: Изд-во МПСУ, 2016. — С. 115−126.

Клейберг, Ю. А. Социально-психологические предпосылки формирования девиантного имиджа личности подростка / Ю. А. Клейберг // Общество и право. — 2015.-№>3.-С. 134−138.

Кчейберг, Ю. А. Основы психологии девиантного поведения: монография / Ю. А. Клейберг. — СПб.: Альфа-Пресс, 2014.

Клейберг, Ю. А. Девиантология: схемы, таблицы, комментарии: учеб, пособие / Ю. А. Клейберг. — М.: Изд-во МПСУ, 2014.

Клейберг, К). А. Девиантология. Словарь. Учеб, пособие/авт.-сост. Ю. А. Клейберг. — 2-е изд., доп. — М.: Изд-во МПСУ, 2016.

Клейберг, Ю. А. Ювенальная психология девиантного поведения/ Ю. А. Клейберг. — Нальчик, 2013.

Клейберг, Ю. А. Девиантный имидж современного подростка / Ю. А. Клейберг// Современные проблемы девиантологии. Материалы IV Межд. науч.-практ. конф. — Краснодар: Ун-т МВД России, 2010. — С. 38—46.

  • [1] Квеско Р. Б., Квеско С. Б. Имиджелогия: учеб, пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. С. 4.
  • [2] См.: Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности (теоретические и методологические проблемы): дис… д-ра юр.наук. Киев, 1990.
  • [3] См.: Шепель В. М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна: ЮНИТИ, 1996.
  • [4] Клейберг Ю. А. Девиантология: словарь. 2-е изд., доп. М., 2016. С. 21.
  • [5] Квеско Р. Б., Квеско С. Б. Имиджелогия: учеб, пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. С. 77.
  • [6] См.: Шепелъ В. М. Имиджелогия: учеб, пособие. М.: Народное образование, 2002.
  • [7] См.: Квеско Р. Б., Квеско С. Б. Имиджелогия. С. 54.
  • [8] См.: Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. М.: ACT, 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой