Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Федеральные налоги и сборы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых… Читать ещё >

Федеральные налоги и сборы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• особенности правового регулирования установления, введения и взимания федеральных налогов и сборов;

уметь

  • • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • • анализировать практику применения норм налогового права, связанных с уплатой федеральных налогов и сборов;
  • • анализировать, толковать и правильно применять нормы налогового права, регулирующие порядок уплаты федеральных налогов и сборов;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере установления, введения и взимания федеральных налогов и сборов; анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

владеть навыками

  • • разрешения правовых проблем и коллизий в сфере налогово-правовых отношений, связанных с установлением, введением и взиманием федеральных налогов и сборов;
  • • работы с текстами налогово-правовых документов.

Общий порядок установления, введения в действие федеральных налогов и сборов

В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню налоговой системы осуществляется исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования[1].

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. В ст. 13 НК РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

  • — НДС;
  • — акцизы;
  • — НДФЛ;
  • — налог на прибыль организаций;
  • — НДПИ;
  • — водный налог;
  • — сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • — государственная пошлина.

Однако в соответствии с п. 7 НК РФ, если НК РФ установлены специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13. НК РФ, то именно в этих специальных налоговых режимах определяется порядок установления таких налогов, а также порядок введения их в действие и применения.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случае и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Кроме того, специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13−15 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

  • — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • — упрощенная система налогообложения;
  • — система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности;
  • — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • — патентная система налогообложения.

Виды федеральных налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате федеральных налогов и сборов установлены в НК РФ (ст. 1).

В соответствии со ст. 3 HК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные федеральные налоги и сборы. Кроме того, при установлении федеральных налогов и сборов законодатель должен соблюдать следующие требования: 1) при установлении федеральных налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; 2) федеральные налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (п. 2 ст. 3 НК РФ); 3) федеральные налоги и сборы должны иметь основание и не могут быть произвольными, недопустимы федеральные налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. З ст. 3 НК РФ); 4) нe допускается устанавливать федеральные налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствие не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ); 5) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками федеральных налогов и сборов, не предусмотренные HК РФ либо установленными в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ).

При установлении федеральных налогов должны быть определены все элементы налогообложения, закрепленные в ст. 17 НК РФ, а именно: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении федерального налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении федеральных сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Таким образом, полностью все элементы налогообложения по федеральным налогам и сборам определены на федеральном уровне[2].

Льготы по федеральным налогам устанавливаются федеральным законодателем, но представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ могут быть введены дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджет.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик или плательщик сборов точно знал, какие федеральные налоги (сборы) и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о федеральных налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (7ст.З НК РФ).

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 1 НК РФ).

Порядок введения в действие законодательных актов о федеральных налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со ст. 5 НК РФ акты законодательства o федеральных налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных этой же статьей. При этом федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых федеральных налогов или сборов, вступают в силу не ранее.

1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие федеральные налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты законодательства о федеральных налогах и сборах, иные нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения, принятые федеральными органами государственной власти, действуют на всей территории РФ.

Действие актов законодательства РФ о федеральных налогах и сборах распространяется на всех налогоплательщиков независимо от того, являются они российскими или иностранными, резидентами или нерезидентами, при условии, что у них возникает обязанность по постановке на учет в налоговом органе или по уплате федеральных налогов и сборов в Российской Федерации.

Федеральными налогами и сборами в соответствии с п. 2 ст. 12 НК РФ признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Не могут устанавливаться федеральные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. Кроме того, федеральные налоги и сборы отменяются также НК РФ.

Следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к федеральному уровню системы налогов и сборов в Российской Федерации отнюдь не означает, что данный налог является источником доходов только федерального бюджета. Например, налог па прибыль организаций подлежит зачислению как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ в пропорциях, определенных в п. 1 ст. 284 НК РФ.

  • [1] Крохина Ю. Л. Финансовое право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2011. С. 411−412.
  • [2] Кучеров И. И. С. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): монография. М.: Центр ЮрИнфоР, 2009. С. 201.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой