Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этические принципы проведения психологического обследования и организации научного исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время для привлечения респондентов к проведению научных исследований используются различные форумы Интернета. Это достаточно легкий способ, не гребущий обратной связи диагноста, т. е. психологу не нужно сообщать респондентам о результатах исследования. Но интернет-диагностика предполагает ответственность и честность психологаисследователя. Во-первых, недопустимо предлагать большой… Читать ещё >

Этические принципы проведения психологического обследования и организации научного исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • • этические, правовые и профессиональные стандарты психодиагностики;
  • • этические требования формирования отношений «экспериментатор — испытуемый»;

уметь

  • • выстраивать конструктивные отношения в диаде «экспериментатор — испытуемый», нс нарушающие Этический кодекс психолога;
  • • устанавливать профессиональные границы во взаимодействии с испытуемым;

владеть

  • • технологией информированного согласия и его использованием в дальнейшей исследовательской практике;
  • • методами снятия тревоги испытуемого в процессе исследования.

Этические принципы диагностики

Сомневаться небесполезно. Сомневаясь, мы приходим к исследованию, исследуя, достигаем истины.

Аристотель

Этика проведения психологического обследования является чрезвычайно важным разделом Этического кодекса психолога, поскольку в процессе научно-исследовательской или практической деятельности используется особый психодиагностический инструментарий, позволяющий выявить особенности личности, ее поведенческие и эмоциональные проявления, специфику семейной жизни и профессионального становления, жизненные трудности и др.

Исследования американских психологов С. Мильграма, Ф. Дж. Зимбардо, Д. Хамфриса, проведенные в 1960 и 1971 гг., показали, что социальные и поведенческие исследования могут нанести вред психологическому благополучию и репутации участников эксперимента. Например, целью Стэнфордского эксперимента Зимбардо, проведенного в 1971 г., было исследование реакции человека на тюремное заключение. Участники исследования были поделены на «заключенных» и «охранников». Уже через 36 ч после начала исследования физическое и психологическое насилие «охранников» стало настолько интенсивным, что один из участников впал в истерику. Несмотря на это, эксперимент продолжался шесть дней, так как процесс согласия на участие в эксперименте не предусматривал возможность выхода из него по желанию испытуемого. Для предотвращения повторений подобных ошибок в 1978 г. американская Национальная комиссия по защите прав субъектов биомедицинских и поведенческих исследований опубликовала Бельмонтский доклад, в котором были описаны основные принципы и рекомендации по защите прав участников исследований[1].

В настоящее время в этических кодексах психологов различных государств специально прописываются этические требования к проведению диагностики как в практической (психотерапии и психологическом консультировании), так и в исследовательской деятельности.

К примеру, в Этическом кодексе Профессиональной психотерапевтической лиги (Россия) этике исследования посвящен специальный раздел. В частности, отмечаются важность тщательного планирования исследования; ответственность за этическую приемлемость выбранного диагностического инструментария, проведение исследования и его результаты. В случае, когда требуется компромисс между научными и гуманистическими ценностями, исследователь должен обратиться за советом по этике и соблюдать строгие предосторожности, чтобы защитить права людей — участников исследования. Большое внимание уделяется их физическому и психическому комфорту, а диагносту вменяется требование защищать испытуемого от возможного дискомфорта, предпринимать все необходимое, чтобы не нанести вред человеку, давшему согласие на обследование. Если существует риск таких последствий, отмечается в Этическом кодексе, исследователь должен информировать об этом факте участника. Не должны использоваться процедуры исследования, которые могут причинить участнику серьезный или длительный вред, за исключением тех случаев, когда неиспользование этих процедур может подвергнуть участника большему вреду или если исследование имеет значительную потенциальную ценность и получено информированное согласие каждого участника.

Анализируя российский опыт защиты участников научного исследования и практического обследования, можно привести ряд законодательных актов. Так, в ст. 23 Конституции РФ (см. раздел 1), прописано право человека на неприкосновенность частной жизни. Данный пункт можно определить как право человека самостоятельно принимать решение, в какой мере ему стоит делиться своими мыслями и взглядами на личную и семейную жизнь, а о чем лучше умолчать, так как психологическое тестирование вторгается в личное пространство тестируемого. В процессе ответов на тестовые задания личность может раскрываться более, чем она того желает. Это право подтверждается и Гражданским кодексом РФ (ст. 150), который относит неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну к основным нематериальным благам человека.

Важным при исследовании является согласие испытуемого (устное или письменное) на участие в нем (подробнее о соглашении поговорим в следующем параграфе). Здесь уместно упомянуть ст. 21 и 24 Конституции РФ, согласно которым является правомерным сбор, хранение, использование информации (ст. 24), если это прописано в договоре. Однако даже договор между экспериментатором и испытуемым не спасет психолога, который, используя данные исследования, умаляет (преднамеренно, но незнанию или другим основаниям) достоинство и честь личности (ст. 21). В случае обмана испытуемого, например, сокрытия истинных целей исследования, может быть нарушено право на получение точной информации о цели, задачах, результатах психодиагностики, об этических принципах проведения научного исследования. Это право в общем виде зафиксировано в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации» (ст. 14).

Отмечая этические требования к проведению научного исследования и обследования клиентов в практике психологического консультирования, выделим наиболее важные принципы.

1. Уровень квалификации психологов — диагностов и исследователей. Каждый психолог должен иметь специальную подготовку к данному виду профессиональной деятельности. В вузах читается дисциплина «Психологическая диагностика», в ходе освоения которой студенты изучают историю, объект, предмет и задачи данной дисциплины, подробно останавливаются на психометрических основах психодиагностики, а также осваивают опыт использования некоторых стандартизированных и проективных методик. Мы отметили: нс всех, а некоторых; однако нередко можно встретить практикующего психолога, который не владеет такими сложными для интерпретации, требующими глубоких знаний методиками, как, например, цветовой тест М. Люшсра или тест «Пятна Роршаха» (автор швейцарский психиатр Г. Роршах). Для того чтобы пользоваться данными методиками, необходимо потратить несколько месяцев на изучение самого теста, интерпретации данных и пройти практику работы с ним.

Более того, практически все стандартизированные и проективные методики диагностируют личностные особенности, а это связано с проблемой проникновения в частную жизнь испытуемого (обследуемого). Непрофессиональное и неэтичное поведение при проведении тестирования и интерпретации его результатов может привести к серьезным осложнениям в восприятии человеком себя и своей жизни. Даже сравнительно простые методы исследования, например, опрос (устный или письменный) или наблюдение, могут дать такую информацию об испытуемом, о которой он не знал или не хотел говорить или открывать другому человеку, пусть и специалисту.

Профессионализм психолога-исследователя заключается также в способности оценить технические параметры диагностической методики, такие как надежность и валидность, а при составлении выводов и рекомендаций учитывать результаты не одной методики, а комплекса тестов и другой информации, касающейся испытуемого (обследуемого).

Важное этическое требование к психодиагносту — знание им границ собственной компетенции и ограниченности методик. Эго означает, что, во-первых, он не должен предлагать услуги, которые ранее не оказывал: к примеру, работая школьным психологом, срочно, но какой-то причине переквалифицировался в специалиста по оценке персонала и без подготовки принялся решать судьбы людей в профессиональной сфере. А во-вторых, не следует использовать методику, не соответствующую профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях.

К сожалению, в России, в отличие от многих зарубежных стран, отсутствует практика выдачи практикующим психологам лицензии и удостоверения на проведение психологического обследования. И если психолог-исследователь защищен правом проведения научного исследования в рамках научно-исследовательского института, лаборатории, аспирантуры и докторантуры, а также в рамках исследования на большей выборке, не требующей обратной связи (хотя здесь необходимо согласие респондентов), то психолог-диагност, профессиональной деятельностью которого является обследование клиентов в рамках психологического консультирования, по запросу организации, например, при приеме на работу, обязательно должен иметь специальное разрешение — лицензию и удостоверение. В этом состоит профессионализм как самого психолога, так и организации, в которой он работает.

2. Ограничение применяемых диагностических средств. В этических кодексах психологических ассоциаций зарубежных стран и Кодексе Российского психологического общества этой области уделено особое внимание. В частности, в Этическом кодексе РПО отмечается, что психолог может применять методики, адекватные целям проводимого исследования, возрасту, иолу, образованию, состоянию клиента, условиям эксперимента. Это означает, что диагностическую методику следует тщательно анализировать в плане ее функционального назначения. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями, общественными увлечениями, профессиональными возможностями диагноста и личными симпатиями к клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.

При выборе методик должны учитываться возрастные особенности развития человека, так как в каждом возрасте имеются факторы риска, игнорирование которых нарушает этику проведения исследования. К примеру, в подростковом возрасте такими факторами являются:

  • — некорректное поведение, обусловленное сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью;
  • — переориентация потребностей и интересов на внешкольное окружение;
  • — возможное формирование протестного поведения, в большей степени детерминированного неблагоприятными микросредовыми условиями (семейное, социальное окружение);
  • — сохранение инфантильности суждений, зависимость от ситуации и неспособность воздействовать на нее;
  • — раннее проявление влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфизма и др.

Учет названных факторов риска во многом повысит эффективность диагностики и уровень профессиональной и этической компетентности.

Следующее этическое требование относится к праву приобретения методик. Согласно этому принципу, нравом приобретения и последующего использования профессиональных диагностических методик должны пользоваться только лица, имеющие профессиональную квалификацию в этой области деятельности. Однако в настоящее время приобретать диагностические методики могут все. Достаточно много подобных материалов размещено в Интернете, что также осложняет соблюдение этики столь сложного и глубокого по своим характеристикам профессионального направления деятельности психолога.

Именно поэтому в зарубежных этических кодексах предложено ограничить распространение психодиагностических методик. Американские психологи даже в отношении их приобретения студентами-психологами для учебных и научно-исследовательских целей предложили оформлять специальный заказ, скрепленный подписью преподавателя психологии или другого лица, который берет на себя ответственность за их правильное использование. Подобные меры оправданы, так как они направлены на неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Думается, что психодиагностические методики — тесты, ключи к ним и др. — должны публиковаться в научных психологических журналах и специальной литературе, в том числе и в учебниках. Подобными изданиями, как правило, пользуются специалисты-психологи, обычных людей они вряд ли заинтересуют, так как написаны научным языком с использованием профессиональной терминологии. Что касается популярных изданий типа «Как выйти замуж», «Как привлечь в жизнь деньги», то необходимо запретить использование в них диагностических тестов, оставить только популярные тесты и сделать пометку, что они не являются диагностическим инструментарием и не несут в себе никакой прогностической информации. Кстати, в последнее время на прилавках появились прекрасные научно-популярные издания, вышедшие из-под пера признанных российских ученых, но ни одно из них (!) не содержит профессиональных тестов.

Считаем, что недопустимо использование диагностических методик учителями, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, социальными работниками и социальными педагогами, не прошедшими специальную подготовку, хотя бы в процессе вузовского обучения. В Этическом кодексе РПО отмечается, что только психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности клиента и др.) работу с клиентом.

Психологическая практика сталкивается с разными случаями обращения за консультацией по поводу неквалифицированной и безапелляционной интерпретации тестов не психологами. Чаще всего это происходит с проективными диагностическими методиками. Справедливо считается, что проективные методики (рисуночные, цветовые, графические и др.) в большей мере дают возможность заглянуть во внутренний мир человека, так как испытуемые проецируют на представленный в них материал свои установки, взгляды, жизненные смыслы, и интерпретация результатов позволяет психологу выяснить многое из того, что не позволяют сделать стандартизированные тесты, — глубинные переживания, психологические травмы и связанные с ними тревоги, страхи, обиды и другие негативные эмоции и чувства.

В последнее время для привлечения респондентов к проведению научных исследований используются различные форумы Интернета. Это достаточно легкий способ, не гребущий обратной связи диагноста, т. е. психологу не нужно сообщать респондентам о результатах исследования. Но интернет-диагностика предполагает ответственность и честность психологаисследователя. Во-первых, недопустимо предлагать большой комплекс тестов, особенно проективных. Тестирование все-таки должно проходить в личном, а не виртуальном взаимодействии. Во-вторых, виртуальное тестирование нарушает одно из этических требований к диагностике — получение осведомленного согласия. Конечно, на это можно сказать, что отвечать на тесты или нет — право каждого интернет-испытуемого. С этим можно согласиться, но с одним замечанием. Вероятно, имеются в виду небольшие анкеты и письменные интервью, а не специальные психодиагностические методики, при использовании которых важно также отмечать невербальные реакции испытуемого, его эмоциональные и другие проявления. Возможно использовать интернет-ресурсы при проведении, скажем, дискурсанализа высказываний, взглядов, точек зрения пользователей Интернета о каком-либо событии, явлении и т. п.

Другим видом виртуального общения с испытуемым является тестирование по электронной почте. В частности, на Западе эта форма достаточно распространена, несмотря на то, что она так же, как и интернет-диагностика нарушает этические требования к профессиональной деятельности психодиагноста. К примеру, результаты заполнения личностных опросников, работа с тестами на интеллект и т.н. не могут быть правильно оценены психологом, а отправленная по почте интерпретация этих методик верно оценена испытуемыми. Этот способ не обеспечивает контроля за соблюдением условий тестирования, например, ограниченности по времени, кроме того, при интерпретации не учитывается другая информация об испытуемом. При таких обстоятельствах тестовые результаты могут не только оказаться бесполезными, но и нанести вред.

2. Конфиденциальность. Главным требованием этого принципа в исследовательской практике является непричинение вреда испытуемому (обследуемому). Данное правило требует от психолога четкой и грамотной организации исследования, чтобы ни его процесс, ни его результаты не смогли нанести вред психологическому здоровью человека, его социальному положению.

К сожалению, бывают ситуации, когда после неграмотного обследования или неправильной интерпретации полученных в ходе него данных супруги расторгали брак, между родителями и детьми возникали конфликты, человек терял смысл жизненного существования и предпринимал попытки суицида.

До сих пор случается, что психолог, действуя по заказу руководителя предприятия, проводит исследование, последствиями интерпретации результатов которого является увольнение или понижение в должности специалистов (чаще всего неугодных руководителю).

Такие ситуации могут возникать и тогда, когда у психолога нет хорошо отработанной системы хранения результатов исследования, либо он использует диагностические данные в публичных выступлениях, к примеру, на педагогических советах, произнося конкретные фамилии учеников и результаты их обследования. В связи с этим в Этическом кодексе РПО отмечается, что неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред клиенту, психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.

Еще одно требование, которое необходимо назвать, можно обозначить как кодирование результатов психологического исследования (обследования).

Психолог обязан присваивать специальные коды любым диагностическим данным психологического характера, а не указывать фамилию, имя, отчество, пол, возраст и т. д. Код может состоять из чисел, букв, других знаков. Документ, в котором указаны фамилия, имя и отчество испытуемого и соответствующий им код, должен оформляться в единственном экземпляре, храниться отдельно от других документов в недоступном для посторонних месте, т. е. доступ к ним должен находиться под чрезвычайно строгим контролем.

3. Принцип ответственности и честности. В первую очередь данный принцип предполагает ответственность психолога за возможные социальные последствия научного исследования или обследования клиента в ходе практической работы. В данном случае результаты исследования должны быть объективными, не подстроенными под гипотезу исследования или личные ощущения психолога, а полученные при помощи надежных и валидных методик, адекватных цели и задачам исследования, а также обработанные при помощи признанных математических методов.

Психолог-исследователь должен быть ответственным и честным и при формировании выборки исследования. Во-первых, это касается количества участников. Исследование должно быть проведено на достаточно большой выборке, только тогда можно говорить о тенденции проявления того или иного психологического феномена, явления, поведения людей и т. п. Известны случаи, когда исследование проводится на небольшой выборке, а его результаты распространяются на большее число респондентов. Во-вторых, группа испытуемых должна быть репрезентативной, с учетом пола, возраста, национальных, социокультурных, социальных, экономических и других характеристик. Исключением может быть только проведение сравнительного анализа разных групп. В-третьих, формирование группы испытуемых не должно осуществляться при помощи уловок и обмана (подробнее об этом см. главу 16).

Соблюдение психологами названных этических принципов контролируется психологическими сообществами. Так, на Западе и в США существуют специальные комитеты, но этике исследований, созданные в университетах и научно-исследовательских центрах и лабораториях. В их состав, как правило, входит не менее пяти человек. Члены комитетов не могут принадлежать к одному полу, одной национальной или социокультурной группе. Как минимум один человек не должен быть связан с исследовательской организацией и быть ученым-исследователем. Комитеты рассматривают научные проекты, представленные учеными, преподавателями, студентами, и выдают разрешение на проведение исследования, либо требуют внесения изменений в его процедуру, либо отклоняют как неперспективное или по причине нарушения этических требований.

В России нет такой практики, хотя в Этическом кодексе РПО отмечается, что нарушение при проведении исследования, взаимодействии с испытуемым или обследуемым, некорректное использование результатов и т. п. может быть предметом жалобы и подвергается санкциям: предупреждению, приостановлению членства в Российском психологическом обществе, а в случае серьезных нарушений — привлечению к суду.

  • [1] Харламов В. Э., Харламова Т. М. Этика научного исследования: зарубежный опыт //Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 402—405.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой