Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Будущее традиционных диет

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такое социальное расслоение вполне естественно. Для тех, кто занят на промыслах в тайге или тундре, пасет отары овец или стада лам в горах, ведет караваны в пустыне, покупные продукты сравнительно малодосгунны. Соответственно национальная пи1ца и традиционные методы ее приготовления преобладают среди охотников, рыбаков, зверобоев, скотоводов, большую часть времени проводящих вне стационарных… Читать ещё >

Будущее традиционных диет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нет сомнений, что покупная пища «промышленного» типа будет все шире распространяться и занимать все большую долю в рационах коренного населения всего мира. К этому ведет «модернизация» укладов жизни во всех уголках планеты: развитие товарно-денежных отношений, совершенствование транспорта, исчезновение этнических изолятов, взаимопроникновение культур.

Динамика этого процесса нарастает. В начале 60-х гг. XX в. у эскимосов Аляски 60% суточного поступления энергии приходилось на продукты местных промыслов — мясо диких животных и рыбу (Родаль, 1964). Спустя 30 лет традиционная местная пища обеспечивала нс более 40% энергетической ценности диеты инуигов (эскимосов) Канады (Shephard, Rode, 1996). Кще десятилетием позже у живущих в поселках инуигов Гренландии традиционная нища поставляла лишь 30% калорий, а у проживавших в городах эскимосов эта доля снизилась до 20% (Pars, 2000, личное сообщение).

Использование блюд национальной кухни заметно различается в зависимости от рода деятельности коренных северян. Традиционная пища продолжает занимать основное место в рационе охотников и рыбаков российского Севера: три четверти из них регулярно употребляют национальные кушанья. Вдвое меньше число ориентирующихся на традиционную кухню среди безработных, домохозяек, неквалифицированных рабочих. Местные жители, получившие специальное образование и вовлеченные в уклад и ритм современной жизни, в минимальной степени обращаются к традиционным продуктам и исконным способам их приготовления (рис. 9.2).

Употребление национальных блюд предстинителнми разных социальных групп кетон.

Рис. 9.2. Употребление национальных блюд предстинителнми разных социальных групп кетон.

Такое социальное расслоение вполне естественно. Для тех, кто занят на промыслах в тайге или тундре, пасет отары овец или стада лам в горах, ведет караваны в пустыне, покупные продукты сравнительно малодосгунны. Соответственно национальная пи1ца и традиционные методы ее приготовления преобладают среди охотников, рыбаков, зверобоев, скотоводов, большую часть времени проводящих вне стационарных поселков и ориентирующихся преимущественно на продукты, получаемые «по старинке». «Культура поведения» и «культура питания» поддерживают и взаимно обусловливают друг друга. Инос отношение к традиционной кухне у жителей населенных пунктов, и тем более городов. Определенную роль в их среде играет формирование представлений о покупной, «магазинной» пище как «культурной» и «престижной».

Однако престижность — понятие изменчивое.

В последние годы все более заметным фактором, ведущим к сохранению национальной кухни, становится гяга к традиционализму в целом. Традиционная пищевая культура, даже утрачивая существенное значение в повседневном питании, сохраняется как важный элемент праздничных церемоний, как один из символов этнического самоопределения. «За семейным столом происходит передача культурных ценностей от одного поколения другому», — заметил Э. Глиссан (1987). «Основная пища», или «культурная супсрпища» — это нс только продукт, обеспечивающий максимальную долю поступающих с пищей калорий. Едва ли не в первую очередь она имеет символическое значение (де Гарии, 1987).

В этом of ношении характерен пример индейцев северо-западного побережья СЛИЛ — представителей северного приморского оседлого типа адаптации. В конце 60-х — начале 70-х гг. попытки властей ограничить промысел индейцами лосося вызвали бурный протест со стороны представителей некоторых племен. В заявлении одной из общин, в частности, говорилось, что лососевые и в силу традиции, и в силу насущных нужд индейцев остаются для них «основной пищей».

Такое отношение к своей «культурной суперпище» индейцы северозападного побережья Америки (США и Канады) сохранили и по сей день. Лососевые, даже в качестве п{юдукции современного механизированного коммерческого лова, продолжают играть важную роль в социальных отношениях внутри племени. Сохраняется традиция перераспределения излишка добытой пищи среди нуждающихся членов общин. И дело не только в том, что состоятельные индейцы таким образом укрепляют свой социальный статус и повышают политическое влияние на соплеменников. Церемонии, подобные «потлачу» (традиционному «дарению» имущества и пищи окружающим), оказывают на их участников своеобразное терапевтическое и психотерапевтическое воздействие (WaUiram el ai, 1995).

Традиционная пища оказывается существенным подспорьем в периоды экономических кризисов. Этот тезис, безусловно, верен, но справедливость его зачастую раскрывается с довольно неожиданной стороны.

Как подчеркивает Н. И. Григулевич (1996), в России, даже среди городского населения, поразительно широко распространены традиционные способы домашних заготовок продуктов — квашение капусты, соление огурцов, помидоров, грибов. К примитивному самообеспечению продуктами сельского хозяйства и рыболовства, как и к «неособирательству» (сбору и заготовке грибов, ягод), в последние годы приходят все более широкие слои населения городов. С первого взгляда кажется, что активность такого рода позволяет горожанам противостоять экономической депрессии. Однако серьезный анализ показывает высокую затратность и чудовищную неэкономичность пресловутых «шести соток» {Ногапгырев, 2000). Энергетические и финансовые потери, связанные с необходимой для получения урожая обработкой «дачного участка», намного превышают прибыли, выраженные как в рублях, так и в килоджоулях. Таким образом, обращение к традиционной пище оказывается для современного горожанина в первую очередь формой психологической, но отнюдь нс экономической защиты от кризиса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой