Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы правления. 
Система государственного управления и формы государственного устройства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, в Иране за аятоллой последнее слово по всем государственным и религиозным вопросам, он — верховный лидер. Законы ислама превалируют над властью светского правителя (президента Исламской республики Иран). Аятолла представляется потомком пророка Мухаммеда, но избран экспертным советом, который в свою очередь избирается населением. При теократическом правлении реальным главой государства… Читать ещё >

Формы правления. Система государственного управления и формы государственного устройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

государственный политический устройство общество Монархия является распространенной формой государственного правления. Монарх олицетворяет суверенитет, целостность страны, соединяет воедино нацию, придает власти легитимность, если даже непосредственно сам не управляет. Он отвечает за государство, ни от кого не зависит, кроме своего внутреннего долга, не представляет никаких партий. При монархе радикальных поворотов не происходит, государственный аппарат работает спокойно и уверенно.

Власть монарху может передаваться различными путями:

народом на выборах — народная монархия;

избранными представителями — аристократическая монархия;

соборно всеми сословиями — самодержавная монархия;

духовенством — теократическая монархия;

по наследству — наследственная монархия.

Если одно лицо исполняет функции главы государства, то такое правление приобретает в большей или меньшей степени монархические черты.

Республика характеризуется принадлежностью высшей государственной власти представительному органу, выборностью его населением или специальной избирательной коллегией. Источником высшей власти, как правило, выступает народное большинство. Выборы являются основным инструментом республиканской власти. Республика служит олицетворением народовластия, соединяет государственность с самоуправлением народа. Различают парламентскую и президентскую республики.

Парламентская республика предполагает наличие партийного большинства в высшем представительном органе власти, взаимозависимость исполнительной и законодательной власти. Парламент поддерживает правительство, но может выразить ему недоверие; высшая исполнительная власть может распустить парламент. Парламентская система открыта, гибка, маневренна, многопартийна. Большинство государств — парламентские республики.

Недостатком парламентской республики считается чрезмерная коллегиальность, вносящая разноголосицу в управление.

В президентской республике все ветви власти независимы друг от друга. Президентство допускает многопартийность, но неделимо на партии, коалиции. При отсутствии поддержки в парламенте президент управляет посредством указов. Парламент может объявить импичмент потерявшему доверие президенту.

Президентская республика допускает два варианта:

роль президента ограничивается чисто представительскими функциями;

президент включается в структуру исполнительной власти.

Преимуществами президентской республики являются прямые выборы и раскрепощенность законодателей, не отвечающих за дела правительства. Но президентство тяготеет к авторитаризму и монархизму, есть грани, за которыми президентские полномочия становятся опасными для демократии.

Для нейтрализации негативных сторон президентского правления создаются страховочные механизмы: мажоритарные избирательные округа, гражданский контроль над военными, ротация государственных служащих, верховный суд как арбитр между исполнительной и законодательной властью.

При теократическом правлении реальным главой государства является религиозный лидер. Теократические институты рассматриваются как порождение духа, национального характера и отражают идеалы, ценности, нормы и стандарты поведения, охватывая политическую сферу, право, культуру, этику, религию и отчасти экономику.

Духовный (религиозный) лидер больше, чем глава государства, он — символ и государства и релит и. Если выборных государственных лидеров, которые находятся под народным контролем, можно подвергнуть критике, то в отношении духовного лидера этого делать нельзя. Конституция гарантирует ему неограниченную власть: утверждение результатов выборов президента, назначение руководителей силовых ведомств, объявление войны и т. п.

Теократия постепенно превращается в автократию, когда религиозный лидер берет в свои руки и политику, формирует ее, а лояльность лидеру становится основным условием успеха.

Например, в Иране за аятоллой последнее слово по всем государственным и религиозным вопросам, он — верховный лидер. Законы ислама превалируют над властью светского правителя (президента Исламской республики Иран). Аятолла представляется потомком пророка Мухаммеда, но избран экспертным советом, который в свою очередь избирается населением.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой