Педагогическая направленность по Л. М. Митиной
Педагогическая направленность учителя на ребенка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Предложенная структура педагогической направленности принципиально отличается местом и удельным весом доминирующих мотивов. Направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда… Читать ещё >
Педагогическая направленность по Л. М. Митиной (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наиболее полно, пожалуй, педагогическая направленность рассмотрена в работах Л. М. Митиной, выделившей педагогическую направленность в качестве одной из интегральных характеристик педагогического труда учителя, наряду с педагогической компетентностью и эмоциональной гибкостью.
По мнению Л. М. Митиной, стремление учителя к самоактуализации в сфере педагогической деятельности действительно является показателем педагогической направленности. Направленность — интегральная характеристика труда учителя, в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности. Она в значительной мере становится мотивацией совершенствования у наиболее «эффективных учителей». Речь в данном случае идет о самоактуализации истинной, включающей в свое определение содействие самоактуализации учеников, а не только «самосозидание своего «феноменального мира» .
Л.М. Митиной выдвигается необходимость пересмотра понятия «личная направленность». Она считает, что направленность человека на себя не так однозначна: личная направленность имеет не только эгоистический, эгоцентрический контекст, но и стремление к самореализации, а стало быть, к самосовершенствованию и саморазвитию в интересах других людей.
Мотивы самосовершенствования в направленности вслед за С. Г. Вершловским она рассматривает в двух направлениях:
узкопрофессиональное совершенствование (связано с «сиюминутными» задачами профессиональной деятельности);
широкое совершенствование (непосредственно не связано с конкретными задачами и направлено на общее развитие личности).
Педагогическая направленность учителя на ребенка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя.
Педагогическая направленность рассматривается как в узком, так и широком смыслах. В более узком смысле педагогическая направленность определяется как профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В более широком (в плане интегральной характеристики труда) — как система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.
Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом:
- 1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
- 2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
- 3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).
Предложенная структура педагогической направленности принципиально отличается местом и удельным весом доминирующих мотивов.
Психологическим условием развития педагогической направленности, по мнению Л. М. Митиной, является осознание учителем ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общения и необходимости его изменения.
Динамика педагогической направленности определяется перестройкой мотивационной структуры личности учителя с предметной направленности на гуманистическую.